КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА

Борис Ихлов


«Я в мир удивительный этот пришел

Отваге и правде учиться…»

- пели школьные комсомольские хоры.

Но ведь это неправда. Дети советских рабочих вовсе не за этим приходили в мир.

«Единственный друг, дорогой комсомол, / Ты можешь на нас положиться».

История показала – не может. И почему единственный? У советских молодых людей не было друзей?

Хоры октябрят пели:

«… И в силе моторов, и в мощности их,

И в пламенных буднях людей заводских,

В энергии их, что всегда горяча,

И сила, и мощь, и мечта Ильича…»

Слова Добронравова, музыка Пахмутовой, которая перестроилась и кланялась Путину.

Никаких пламенных будней у рабочих не было. И горячей энергии тоже. И книг Ленина они не читали. Сами рабочие это прекрасно знают.

«Мы будем петь и смеяться, как дети, / Среди упорной борьбы и труда».

Главное – не задумываться, что поют.

«Повсюду Будённый громил беляков,

Советскую власть защищал от волков.

По коням, бойцы! - и в пожарах войны

Деникин разбит и разбиты паны!»

Мало того, что это ложь, но повсюду – это где? Еще хуже, что защищал от волков, как кавказская овчарка.

«Мы знаем, никто не сумеет, не сможет

Ни песню, ни хлеб у народа украсть.

В сражениях быть беспощадней и строже

Учила Советская власть!»

Видимо, плохо учила, хлеб у народа украли. Несмотря на все сражения, которыми и не пахло.

«Орлята учатся летать.

Они сумеют встретить горе,

Поднять на сильных крыльях зори».

Вы видели, чтобы кто-то поднимал зори? Глупейшая строка.

«Наша служба и опасна, и трудна, / И на первый взгляд, как будто не видна».

И на второй, и на третий тоже.

«Мы наше октябрьское знамя

Порвать не позволим врагам,

Мы вырастем большевиками

Готовыми к новым боям».

Это 1937 год. Но в 1991-м позволили. Легко. И выросли бизнесменами и безработными.

Владимир Коркин:

«Если друга, если друга хочешь встретить –

На рассвете вместе с солнцем выходи.

Пионер шагает по планете,

Открывая все пути».

Вообразите – вечером не надо, но если выйти рано утром – тут же подхватишь друга. Причем пионер шагает не по городу или стране – он шагает по планете, т.е. в Индии, Зимбабве, на Аляске. Пионеры снуют по всем улицам, потому тебе легко будет встретить пионера прямо у твоего подъезда.

«Звенит в ушах лихая музыка атаки…

Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь!

И всё в порядке, если только на площадке

Великолепная пятёрка и вратарь!

… Трус не играет в хоккей!»

Николай Добронравов, 1968. Кто его допустил сочинять песни?!

Вернемся в 1937-й.

Музыка в обработке А. В. Александрова, слова: С. Алымова:

«Тот, кто любит Власть Советов

И кто бодр душой,

И кто бодр душой! -

Пусть с ружьем в руках спешит

На открытый бой!»

Во-первых, уже в 20-е годы оружие у населения отобрали, так что с ружьем спешить в руках могли разве что охотники. Хорошо, допустим, но кого, в каком бою должны спешить убивать? Без суда и следствия? Если же не бодрости души, что тогда?

Музыка: Л. Половинкина, слова: И. Добровольского:

«Вся страна ликует и смеется,

И весельем все озарены,

Потому что весело живется

Детям замечательной страны...

Спасибо Великому Сталину

За наши чудесные дни.

Каждый день смеемся на рассвете…

Небывало радостными стали

Каждый шаг, учеба и досуг,

Потому что наш великий Сталин

Нам, ребятам, самый лучший друг!»

1937–й, но вся страна, включая репрессированных, смеется, как сумасшедшая. Все стали небывало радостными.

«Все что было – было не зря, не напрасно было, / Ты пришло, ты сбылось и не жди ответа».

Какого ответа, на какой вопрос??

«Если бы парни всей земли

Вместе собраться однажды могли,

Вот было б весело в компании такой

И до грядущего подать рукой».

В каком месте собрался бы миллиард парней?

Музыка В. Кручинина, слова: О. Колычева:

«В нашей славной стране

Много песен чудесных,

Счастье греет всех нас,

Словно солнце с небес.

Самой лучшей своей,

Самой звонкою песней

Мы встречаем тебя,

Восемнадцатый съезд!»

Счастье не греет только делегатов 17-го съезда, их почти всех расстреляли.

«Днем и ночью от Карпат и до Курил,

Свищут ветры, засыпая и маня.

Кеды я себе отличные купил,

Ты пойми и не удерживай меня».

Не удерживай, шопинг у человека. И идет он шоп, и в пургу, и в ночь, его ветры засыпают, а он все идет в шоп. За кедами.

«Живём мы в сиянье огня заревого,

Живём для того, чтоб земля молодела.

Зовёт нас на подвиг партийное слово.

Забота о мире – партийное дело!»

То есть, жили при пожарах. И кто бы знал, для чего жили люди – чтоб земля молодела. Понятно, не в геологическом смысле, а чтоб старики побыстрее умирали…

«Я Земля, я своих провожаю питомцев: сыновей, дочерей,

Долетайте до самого Солнца и домой возвращайтесь скорей.

Долетим мы до самого Солнца и домой возвратимся скорей».

Если кто долетит до Солнца, домой, ясное дело, никогда не вернется. Но зачем думать, правда?

«Легко ли быть молодым»: «Я на седьмом этаже. Это как на шестом, но на один повыше».

Это арифметика за 1-й класс средней школы.

Так что не надо удивляться идиотизму песен 90-х, нулевых и десятых. Вот они, истоки.

Есть версия, что «творчество» Добронравова, Льва Лещенко, Кобзона и т.п. – это культура. На самом деле Добронравов, Лещенко, Кобзон – это масс-культура. А «субкультура» – и есть подлинная культура.

Песни: "Кривые тополя" на стихи Рубцова, "Псков" Клячкина, "Дерева" Бачурина, "Вещая судьба", "Плот" Юрия Лозы, "Метель завируха" ("Верасы").

Ну, например, навскидку. Конечно, у каждого автора такие произведения – почти единичные, но это культура.

При этом не нужно путать «Псков» и др. с туристической песней, КСП и т.п. – это суб-масс-культура.

***

Журналистика – тоже сфера культуры, особенно если пишут инженеры человеческих душ. Читаем.

26.1.1937, «Литературная газета», рубрика «Процесс антисоветского троцкистского центра»:

Ал. Толстой. Сорванный план мировой войны.

Н. Тихонов. Ослепленные злобой.

Ю. Олеша. Фашисты перед судом народа.

А. Новиков-Прибой. Презрение наемникам фашистов.

Вс. Вишневский. К стенке!

И. Бабель. Ложь, предательство, смердяковщина.

Л. Леонов. Террарий.

С. Сергеев-Ценский. Эти люди не имеют права на жизнь.

М. Ильин, С. Маршак. Путь в Гестапо.

В. Шкловский. Эпилог.

Б. Лавренев. Их судит вся страна.

Е. Долматовский. Мастера смерти.

Р. Фраерман. Мы вытащим их из щелей на свет.

Причем все ослепленные злобой фашисты истово каялись и славословили Сталина.

15 мая 1939 года Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже (дело № 419). При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). Судьба его романа о ЧК остаётся неизвестной. На допросах Бабеля подвергали пыткам. Его вынудили признать связь с троцкистами, а также их тлетворное влияние на своё творчество и факт того, что он, руководствуясь их наставлениями, «намеренно искажал действительность и умалял роль партии». Писатель также «подтвердил», что вёл «антисоветские разговоры» среди других литераторов, артистов и кинорежиссёров (Ю. Олеша, В. Катаев, С. Михоэлс, Г. Александров, С. Эйзенштейн), «шпионил» в пользу Франции. Бабель показал, что в 1933 году через Илью Эренбурга он установил шпионские связи с французским писателем Андре Мальро, которому передавал сведения о состоянии Воздушного флота. Расстрельный список, в котором значился Бабель, Сталин подписал лично. Казнь состоялась на следующий день в тюрьме НКВД.

Начались 80-е, перестроилась власть – перестроились и деятели культуры.

«Позвольте представить молодую женщину, которую близкие зовут одним именем - Джуна. Она хорошо известна в Тбилиси, где проживает постоянно с мужем, малышом многими другими родственниками. Сначала они, потом их знакомые, затем знакомые знакомых знали о ее необыкновенных способностях. Эти способности демонстрировались, в частности, в Тбилиси на недавно прошедшем международном симпозиуме, показывались в редакциях московских журналов... Но самое главное то, что Джуна много лет работает в разных медицинских учреждениях и помогает врачам: на ее счету множество исцеленных людей с разными диагнозами, людей и всем известных, и совсем незнаменитых. Джуна - Е. Ю. Давиташвили работает самоотверженно, до изнеможения, порой без выходных дней и отпусков.

В отличии от знахарей она не находится в конфликте с официальной медициной, а, наоборот, живет в полной гармонии с нею: закончила медицинское училище. Поэтому не выдумывает доморощенных терминов, говорит на том же языке, что и любой медик» («На прогулку в биополе», газета «Комсомольская правда» от 16.8.1980, стр.4).

Ложь от начала до конца, Джуна – мошенница, но «Комсомолка» не стесняется.

Уже в начале 1980-х шла массированная обработка массового сознания, газеты трубили о религии, НЛО, газета «Известия» опубликовала статейку посредственного пермского поэта Юрия Беликова, якобы он в Молёбке встречался с инопланетянами.

«Комсммолка» писала о Джуне как о представительнице альтернативной официальной медицины. Комментарий академика Ю. Кобзарева, физика-ядерщика, Героя социалистического труда: «Редакция «Комсомольской правды, познакомила меня с публикуемым сегодня репортажем, а также с некоторыми документами о деятельности Джуны и попросила ответить на вопросы:

- А возможно ли такое? Может ли быть в жизни то, о чем рассказывает корреспондент, не показалось ли ему все это? Отвечу сразу и однозначно: да, подобные явления - факт, реальность, не мистика.

Во все времена существовали люди, занимающиеся целительством с помощью наложения или приближения рук. Есть такие люди и в наши дни: Е. Ю. Давиташвили - одна из них явления, имеющие место при воздействии делителя на больной организм, почти совершенно не изучены, но обычно думают, что при этом все сводится к воздействию на психику больного...  Я далек от этих областей науки и сказать что-либо об успехах, достигнутых на путях такого объяснения целительства, не могу.

Меня интересует другое. Ленинградка Н. С. Кулагина знаменита главным образом своей способностью вызывать движение легких предметов приближением к ним своих рук (телекинез»). Удалось установить, что и при целительстве, и при телекинезе руки Н. С. Кулагиной генерируют акустические импульсы. Эти импульсы могут восприниматься на слух и регистрироваться звукозаписывающей аппаратурой. Известны еще два целителя, излучающие подобные импульсы. Некоторые из них, в том числе и Кулагина, излучают и электромагнитные волны оптического диапазона. Их можно увидеть глазами и зарегистрировать фотоэлектронной аппаратурой или на фотопленке. Эти факты заставляют предполагать, что лечение обеспечивается не только или даже не столько воздействием на организм через психику, сколько прямым физическим воздействием. Воздействием своего излучения на кожу человека Кулагина может вызвать ожог, сила которого определяется длительностью воздействия...

Об этих полях и о роли, которую они не играют в жизни и, в частности, в экстраординарных психофизических явлениях, мы до сих пор почти ничего не знаем, важность исследования этих поле. изучения механизма их генерации и механизма воздействия на организм вряд ли можно переоценить. Эти исследования, безусловно, откроют новые горизонты в ряде областей науки о первую очередь в медицине» («Комсомольская правда» от 16.8.1980, стр.4, заметка «На прогулку в биополе»).

Популярный журнал «Наука и жизнь» всерьез писал о Кулагиной, правда, указывал, что никакого ожога она вызвать не может, никаких акустических импульсов нет . Кулагину все-таки разоблачили. Тем не менее, неизученные эффекты - есть. В 60-е. 70-е. в начале 80-х ими занимались физики-материалисты, не имеющие академических званий. Это тоже «суб-культура».

Увы, неизученные эффекты были использованы спецслужбами для манипуляции массовым сознанием, именно в эти годы начинают распространять мифы про Мессинга и пр. К манипуляции массовым сознанием подключают ведущих физиков, Мигдала и пр.

Кобзарев - ядерщик, но его приставили к экстрасенсам. И уже в 80-е - грянуло: Кашпировский, Чумак, Верховный шаман Севера и пр., за ними – битвы «экстрасенсов», передачи Прокопенко и т.д.

И, как следствие – «лунный заговор», сумасшествие на «химтрейлах», вера в структурированную воду и пр.

Так что не нужно удивляться той вакханалии, которая сегодня творится и в журналистике, и в сознании населения – вот они, истоки.

***

Марксизм – часть культуры человечества. В качестве культуры она развивалась в школе Ильенкова, но полностью лишенная политической составляющей, что для марксизма – смерть.

В 70-е, 80-е марксизм изучали самостоятельно, индивидуально, в марксистских кружках, в том числе подпольных. Эта суб-культура была полностью подавлена масс-культурой как либерально-демократической, так и сталинистской, такими организациями, как КПРФ, ВПКб, РКРП-РПК.

21.2.2021