157

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

О "Варяге" исписаны горы бумаги, а теперь ещё выложены гигабайты в интернете. Что, казалось бы, можно ещё добавить? А добавляют и добавляют постоянно.


Основным "трендом" с определённого времени стало разоблачение "мифов" о нём и его команде. А подайте-ка нам правду-матку, как оно там было на самом деле, жить без неё не могём! И ведь на каждое утверждение есть контрутверждения, а действия участников тех событий рассматривается не с точки зрения cамих участников на тот момент, а с позиций современных, когда подняты целые пласты документов и чуть не каждая минута препарирована и рассмотрена под микроскопом.


Да вот возьмём например проблему "неправильного" затопления "Варяга". Теперь ВСЕМ ИЗВЕСТНО ™ , как надо было его затопить, чтобы он впоследствии не достался японцам. Только о глубинах в бухте никто не пишет. Меня же в первую очередь заинтересовало, а какие глубины были в том месте? Искал-искал, вот нашёл такую информацию из Большого энциклопедического словаря Брокгауза (ценно тем, что он примерно современник тех событий, издание 1890-1907 года): Чемульпо - залив; представляет расширенное устье южного рукава корейской реки Хань-ган, при впадении ее в большой залив Императрицы. Залив имеет более мили в ширину и образует прекрасную якорную стоянку при глубине от 5 до 9 саженей. [ Л. Бородовский.]


Морская сажень - 183 сантиметра. Поднять с таких глубин корабль и по тем временам было технически доступно.

Надо было взорвать корабль или по крайней мере его главные механизмы, рекомендуют современные знатоки. Ну во-первых, после подъёма японцы и так поменяли котлы, так что поставить новые машины проблемы бы не составило. Во-вторых, против взрыва возражали представители других европейских флотов, чьи корабли стояли в бухте, чтобы самим не отхватить. А "Корейца"-то взорвали! Но канонрка была довольно немолода и значительно меньше размерами. Много ли ей надо?


С другой стороны, шли чуть ли не первые дни войны, мог ли предположить Руднев дальнейшее её развитие, все были уверены в победе России. Нужно ли было рвать в клочки новейший корабль, если вскоре после победы его можно будет поднять и ввести в строй? Таким красавцем он был:

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

Во всевозможных технических тонкостях тех событий можно копаться бесконечно.

Но остаётся главный вопрос: так был подвиг или нет, это первое, а если героизм был всё-таки недостаточен в глазах современных смельчаков, то следует ли развенчивать тех героев, ведь доходит до того, что задаются вопросы: "А чо такого героического? Матросам скомандовали, они и разбежались по боевым постам, их и содержали для этого!"


Известно, что японцы предварительно предъявили ультиматум о сдаче кораблей. Есть варианты того, что сказал Руднев команде перед боем.


"Братцы, я получил от японского адмирала предложение уйти с рейда до 12 часов, иначе он атакует нас всей эскадрой на рейде. Количество судов эскадры неизвестно, но нам и не надо знать, мы все равно пойдем в бой и поддержим честь русского флага. Помните, братцы, что мы будем сражаться до последней возможности и сдаваться не будем..." Или: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови". Смысл по-моему один и тот же.


В те времена даже враги ещё умели ценить отвагу протвника. На смерть адмирала Макарова японский поэт Исикава Такубоку написал такие стихи:


...Враг доблестный! Ты встретил свой конец,

Бесстрашно на посту командном стоя,

С Макаровым сравнив, почтут героя

Спустя века. Бессмертен твой венец!


И я, поэт, в Японии рождённый,

В стране твоих врагов, на дальнем берегу,

Я, горестною вестью потрясённый,

Сдержать порыва скорби не могу...


Стихотворение длинное, привожу лишь пару строф. Так изображалась гибель адмирала, - несмотря на уходящую под воду палубу, артиллеристы продолжают вести огонь из орудия. Обрушимся ли на художника за "неисторичность" изображения?

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

В 1907 году японский император наградил Руднева орденом Восходящего солнца II степени. Руднев якобы не хотел его принимать, но по настоянию Николая II ( царю лишние обиды императора были ни к чему), был вынужден уступить, однако никогда его не носил. Штурвал крейсера "Варяг" был установлен на японском флагмане "Микаса", как напоминание о доблести русских моряков

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

Но что они понимают в героизме, эти японцы, не так ли? Равно как и австрийский поэт Рудольф Грейнц, написавший стихотворение "Der "Warjag" уже через три недели после боя. Его перевод стол знаменитой песней

Наверх вы товарищи, все по местам!

Последний парад наступает!

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает!


Поражает точность перевода Евгении Студенской, те, кто знает немецкий, могут оценить:


Auf Deck, Kameraden, all' auf Deck!

Heraus zur letzten Parade!

Der stolze Warjag ergibt sich nicht,

Wir brauchen keine Gnade!


Ну, и теперь к мифологизации. Народ не может не иметь своих героев, а власть не использовать героизм в политических целях. Война пошла совсем не так, как ожидалось, к тому времени на море не удалось одержать побед. Умаляет ли это личную отвагу русских моряков и верность воинскому долгу? Может, сбросим всё это в утиль, раз не удалось правильно затопить крейсер?


Я встретил утверждения, что русские фицеры не одобряли действия Руднева ещё в то время и чуть ли не отказывались подавать ему руку. Возникает вопрос - а какие офицеры? Те, которые вообще не участвовали в боях или те, кто сдались вместе со своими кораблями японцам? Остальные-то лежат на дне Цусимского пролива, не считая небольшого количества с кораблей, сумевших укрыться после Цусимы в иностранных портах. По-моему, не стоит доверять такой писанине.


На верхнем снимке матросы "Варяга" с подарками после царского приёма и награждения. После затопления корабля они на иностранных кораблях кружными путями добирались до родины. В боях той войны больше не участвовали, под таким условиям японцы позволили эвакуировать их из Кореи. А слово тогда тоже держать умели, как и уважать героев, своих или чужих.


Жизнь же "Варяга" на этом не закончилась. В 1905 году он был поднят японцами, отремонтирован и включён в состав императорского флота, как учебный корабль. На нём проходили морскую практику несколько прославившихся через несколько десятков лет японских адмиралов. В итоге, он прослужил в японском флоте в три раза дольше, чем в российском. Впервые Россия заплатила за него после постройки на американской верфи. Повторно - выкупив у японцев в 1916 году, когда надо было создавать флотилию Северного Ледовитого океана.


Если американцам заплатили за него 6 млн. рублей, то японцам - 4 млн. После трёх месяцев службы на Севере стало ясно, что без капитального ремонта не обойтись. В марте 1917-го его отправили в Англию, что обошлось ещё в 3 млн. однако после революции британцы по своему обыкновению наложили на него лапу, хотя пользы от него уже не было никакой. В 1920-м году его продали на металлолом в Германию.


Но "Варяг" и тут не пожелал сдаться просто так. Во время шторма он сорвался с буксира и сел на камни. Окончательно с ним разделались только в 1925 году. А это один из последних его снимков:

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Найдены возможные дубликаты

+9

Эмм.. Макаров погиб при подрыве на мине броненосца "Петропавловск" на рейде Порт Артура

раскрыть ветку 1
0
Да? И чем бы диванный теоретик Макаров смог бы помочь флоту в сражении?) Имху, вся череда сражений на суше и море России против Японии, это парад некомпетентности, зазнайства и шапкозакидательства вылившийся в печальный для России итог.
+1

Наверх, вы, товарищи

Все по местам

Последний парад наступает

0
Хочу теперь прочитать порт-артур, жаль что мы его отдали,но наши люди,я как понял были Герои в том сражении!
0

"В бою не сдается наш гордый Варяг..."

0
Англичане всё пиздили до чего дотянулись
раскрыть ветку 10
+4

Почему пиздили они и сейчас это делают постоянно....

0

а вы бы отдали его СССР после ремонта (пусть и незавершенного) за бесплатно? При том что надо было еще как то оплатить его буксирвоку в питер при том что большевикам самим было на него начхать и уж точно не было денег и смысла платить за ремонт корабля устаревшего 15 лет назад и годного только в качестве учебного когда в том же кронштате ржавел целый флот аналогичных и более новых кораблей, не говоря о 4х новейших недостроеных линейных и 8 легких крейсеров? Из которых СССР осилил достроить через 15 лет (когда они сами устарели в хлам) только 2 легких?

раскрыть ветку 8
+1

англичане начали ремонт без оплаты?

раскрыть ветку 7
-5

в чем доблесть бездарно просрать новейший крейсер 1ранга без вреда для врага? пострелять в белый свет как в копеечку для вида, не нанеся японцам урона, а потом героически утопить корабль и спасать свою жопку:) зато песенка прославила "героя" в веках... а много ли у нас знают об одном из немногих реальных героев русско-японской войны, капитане 2ранга одинцове?

раскрыть ветку 16
+4

а были варианты лучше? Было два варианта - попробовать хоть несколько дыр японцам сделать и потом затопиться, или просто сразу затопиться. Первый вариант и был реализован. Напомню для несведующих - этот новейший крейсер имел настолько неадекватно некачественные котлы, что в компании с не самым видимо лучшим обслуживанием, снизило его скорость из одного быстрейших в классе на время постройки 24х узлов до дай бог 16-17 на момент описываемых событий, в результате чего он физически не имел возможности уйти от любого японского броненосного крейсера (20-21 узел) даже если бы ему не надо было сначала пройти сквозь блокаду. И в чистую уступал любому из Асамы и ко по вооружению и защищенности, т.е. не имел ни малейшего шанса вывести противника из строя, не то что потопить. Максимум мог повредить на пару месяцев в доке. Что лучше чем ничего.

раскрыть ветку 12
-4

про 16-17узлов это из оправданий "хероя" руднева.

там 2варианта.

1 вариант-он пиздит, тк другие корабли с такими механизмами проблем не имели.

2 вариант-капитан руднев абсолютная некомпетентность, которая довела вверенный ему крейсер первого ранга с 24 узловым ходом до состояния шаланды с 16 узловым ходом. такого треша не творилось даже на кораблях, обогнувших шарик перед героической сдачей при цусиме.


я считаю, что вариант 1, вы я так понимаю сторонник второго?

раскрыть ветку 11
+1

Снимаю шляпу перед вашим героизмом. Вы кроме получения мамкиного ремня какие подвиги ещё совершили?

раскрыть ветку 1
-1

снимаю шляпу, перед героем-командиром крейсера Сойа

-3

сорри иванове

-8

Надо было на узкоглазых тогда ещё ядреную бомбу скидывать!

раскрыть ветку 1
+3

Ну бомбы это прошлый век. Надо было из космоса их лазером сжечь!

ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: