Ковидное время

Уже не работаю кардиологом... Не знаю, сколько. Месяц, два, может три. Честно, потеряла счёт времени. Меня перевели на вакцинацию. У нас в поликлинике так: узкие специалисты затыкают дыры в потоке коронавирусной работы, терапевты остаются и ведут прием. Терапевты на вес золота, их трогать нежелательно. Плюсов тут масса: очень хорошая зарплата, отличный коллектив, график два через два, простая работа. Да, простая: принять даже 130 человек в день, из которых половина здоровы, остальные- терапевтовы дети, оказалось проще, чем посмотреть 22 кардиопациента. Минус только один, но самый весомый: скучаю по кардиологии. "Своих пациентов" иногда встречаю. Жадно расспрашиваю их про то, как их лечили другие кардиологи. "А он что? А она? Да лааадно... А вы потом что? Ох ну ничего себе!"

Чтобы не было скучно, решила слушать просто всех подряд, хотя по сути, времени на это нет. Простое прикладывание фонендоскопа к верхушке сердца в потоке бессимптомных некардиологических пациентов помогло мне поймать десяток-другой впервые выявленных пароксизмов фибрилляции предсердий, что сразу же подтверждалось по ЭКГ, конечно же. Это были те больные, которые не чувствовали свою аритмию и к врачу не собирались в ближайшее время ни по какому поводу. Я объясняла им, что если оставить всё как есть и не вмешаться, то может наступить инсульт, рассказывала, какие нужны таблетки, но они мне не верили. Они просто хотели вакцинироваться, про какой инсульт вы тут говорите, доктор?

Потом я стала слушать сонные артерии, тоже от скуки. Одной женщине нашла выраженный стеноз, направила её на УЗИ, там, действительно, оказалась около 75% бляшка. Как сейчас помню, справа. Вот зачем мне в памяти это хранить? Лучше бы я свой СНИЛС запомнила.

Сначала, когда на мою голову свалились 80 человек в день, я возмущалась про себя. Восемьдесят! Я, всегда любившая пациентов, тут их почти ненавидела всех вместе, правда. Когда заходил очередной пациент, ненависть, кстати, испарялась, потому что это был живой, конкретный человек, который ни в чем не виноват; затем он выходил, я ненавидела следующего до тех пор, пока он не сядет у моего стола. Такие вот были качели. Я научилась за 5-8 минут оценивать текущее состояние, анамнез заболеваний, результаты обследований, проводить краткий осмотр и даже некоторым успевала откорректировать кардио-лечение. Оказалось, если всё делать устно и не заносить в систему, это в 4 раза быстрее получается.

Потом я привыкла к числу 80, но их стало 130. Я уже было порадовалась, что могу привыкнуть к чему угодно, но потом их стало 154, а потом 180. И теперь мы работаем с 8 утра до 10 вечера с одним часовым перерывом на обед. Больше я их не ненавижу. Они превратились в воздух, данность, в поток воды, в котором я плыву и без которого меня не существует. Я не знаю, жаловаться на тяжёлую работу наверное глупо: в костюме в ковидном госпитале было бы хуже. Но, нет, я все равно пожалуюсь: это тяжело по-своему. Просто потому что моя дверь практически не закрывается, как будто я стою на единственной кассе в большой пятёрочке. А некоторым надо отказывать, а они ругаются. Некоторые сумасшедшие. Некоторые просто приходят поскандалить. Раньше я тратила силы на какой-то ответ, а теперь сил нет.

Мне пришлось научиться смотреть каждого за 2 минуты. Это тоже возможно, конечно, это поверхностный осмотр, самое важное спрашиваешь и только самое важное смотришь. Но если после прививки пациенту становилось плохо - он падал в обморок, или почти падал - разумеется, приём останавливался, я занималась только ими. Однажды плохо стало двоим одновременно. Анафилактический шок бывал тоже, но не в мою смену.

Какие я сделала выводы, поработав на вакцинации:

1) если врач задолбанный системой, у него куда-то испаряется часть его человеколюбия, у кого большая, у кого меньшая часть.

2) сами пациенты тоже ведут себя агрессивно, срываются на врачах - когда их ставишь в такие условия: толпа, ограничение по времени, заполнение непонятно каких бумажек по несколько раз, жесткость правил и отсутствие времени на объяснение. Те же самые люди, придя ко мне не на двухминутный, а на 20-минутный приём как к кардиологу, будут вести себя уже совершенно нормально. А здесь они орут, вбегая в мой кабинет.

3) Я стала понимать, как тяжело работать на настоящем потоке людей, какая бы простая на вид работа не была. Я никогда не закричу в супермаркете "Откройте вторую кассу!", потому что понимаю, что где-то там сидит замученный кассир, и для него эти 5 минут - подарок, для него вообще время в секундах измеряется. Может, он чай пьет, а может, просто смотрит в одну точку, перезагружается. Ему нужно.

Архив 2020 г