"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 1.
Сегодня мы подробно рассмотрим, чем может нас порадовать Архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник "Костромская слобода". В отличие от предыдущей аналогичной публикации по музею в Хохловке этот обзор я по мере возможности дополню историческими фотографиями.
Фотографии выполнены 11 мая 2010 года; приведу также и некоторые исторические снимки.
Краткая история создания музея.
Музей был основан в 1955 году в связи с наполнением Горьковского водохранилища и затопляемым им нижнем течением реки Костромы. Первыми экспонатами стали церковь Спаса Преображения из села Спас-Вёжи и бани из деревни Ведерки. Эти экспонаты были размещены на территории Нового Города Ипатьевского монастыря. Надо признать такое размещение неудачным сразу по двум причинам: искажён облик Ипатьевского монастыря и заложено серьёзное ограничение роста в виде стен монастыря. Впоследствии, в 1960-1965 гг. музей прирос территорией расположенной к северу Богословской (Трудовой) слободы, бывшей прежде хозяйственным двором монастыря. Но и тут постройки искажали вид на монастырь, а места по-прежнему было мало. Только в 1969 году музей "перебросился" на нынешнее место (тоже близ монастыря, но уже не мешая его восприятию), располагая площадью 30га.
Здесь в долине речки Игуменки расположилась условная деревня, за её пределами два "погоста" и ещё подальше хозяйственный комплекс (бани и мельницы).
Сектор 1: Богословская слобода
Тут я должен извиниться: Богословская слобода огорожена и всякий раз (три попытки) была закрыта. Причём церковь Собора Богородицы закрыта трижды: территория, вход на галерею, сама церковь. И судя по фотографиям из интернетов территорию так ни для кого и не открыли (поправьте, если неправ).
Церковь Собора Богородицы, 1552 год из погоста села Холм Галичского района.
Основной объём относится вероятно к 1552 году и построен мастерами Карпом и Папилой, венчание - XVIII века. В начале ХХ века под сруб подведён фундамент. Венчание вместе с потолком и кровлей 1-го яруса рухнуло в 1944/1945 гг. В 1960 г. храм был перевезён в музей. Реставрационные работы были проведены А.В. Ополовниковым при участии И.Ш. Шевелева в 1960-1962 гг.
под некогда висячую галерею подведены столбы дачного исполнения; крыльцо (не попало в кадр) свежее, в 2005-м было ещё старое.
План. Диагональные стороны восьмерика не равны ортогональным. Здесь вы не найдёте двух параллельных линий.
Между прочим, это опасно: руина на переднем плане очевидно бесхозна, туда могут забраться асоциальные личности, вызвать пожар, который в свою очередь перекинется на церковь... Впрочем, как показала Кондопога, асоциальные личности могут прийти непосредственно к церкви со своими тёмными намерениями.
С моста всё вполне благовидно.
Церковь на погосте в начале ХХ века. Фото С.А. Орлова
Дом Ершова из деревни Портюг Межевского района; третья четверть XIX века.
проход к дому закрыт, приходится фотографировать из-за забора. В статье 2017 года А.В. Соловьёва взывает к обществу с мольбой остановить разрушение дома Ершова. Возможно, поэтому и закрыта территория, общая с церковью Собора Богородицы - чтобы скрыть от глаз позор разрушения памятника прямо в музее.
Построен в 1860-х братьями Ершовыми для своего брата Артемия. Деревня в то время принадлежала двоюродному дяде Л.Н. Толстого - графу Я.И. Толстому. Ершовы были зажиточными крестьянами; они были доверенными графа. Ершовым дом принадлежал до самой перевозки в музей в 1960-м году. Реставрация проводилась в 1960-1962 гг. по проекту И.Ш. Шевелева, причём летняя изба в соответствии с проектом приспособления стала зимней, а сенник - горницей. Изначально изба была двухрядной, т.е. два сруба стояли параллельно друг другу встык. Второй сруб - зимняя изба, топившаяся до 1909 года по-чёрному (а после по-белому) - так и осталась в деревне как самостоятельная постройка.
В следующей части (следующих частях?) мы осмотрим сектор 2 - основной.
Союз Краеведов
126 постов423 подписчика
Правила сообщества
Правила те же, что и общие для Пикабу.
Поскольку определение краеведения такое же чёткое, как граница атмосферы и космоса, то терпимость к материалам в данном сообществе высокая; единственное обязательное требование - точность места: что и где.