Комитет комсомола третьего батальона

Меня часто спрашивают, что такое ВЛКСМ, зачем был нужен комсомол в СССР и чем он занимался? Одна из глав моего романа "Кремлевцы" рассказывает о том, чем занимался комитет комсомола нашего 3-го батальона Московского высшего общевойскового командного училища имени Верховного Совета РСФСР (выпуск 1985 года).

В январе 1987 года, уже в Афганистане, когда мне придется исполнять обязанности начальника разведки батальона (командира отдельного разведвзвода), я напишу письмо в комитет комсомола Московского государственного педагогического института имени Ленина с просьбой взять шефство над моими ребятами (просто написать им письма, потому что письма тогда получали далеко не все). Напишу совершенно незнакомым мне людям. Зная, что они мне обязательно помогут. И эти письма от студенток МГПИ, которые очень скоро начнуть получать мои разведчики, помогут ребятам вернуться домой живыми...

А 15 декабря 2020 года, в канун 103-й годовщины Московского ВОКУ, в училище была установлена памятная доска в честь бывшего секретаря ВЛКСМ 3-го батальона Владимира Васильевича Черникова...


Глава 30.

Последний семестр третьего курса заметно отличался от всех других семестров. Если на младших курсах у нас многое не получалось, то теперь мы, словно бы преодолели полосу препятствий и вышли на финишную прямую. Этот семестр стал для нас экзаменом на взросление. И, кажется, мы сдали его вполне успешно.

Да, к своим девятнадцати годам я уже сталкивался с тем, что не всегда количество переходит в качество. Просто, кто-то может делать одну и ту же работу – рутинно, монотонно, без «искорки» на протяжение многих лет. И результат у него будет хороший, вполне добротный.

Но, думается, настоящее качество - это не просто некий результат, а сплав отличного результата и вектора стремления к дальнейшему росту. И это уже не просто работа, а настоящее творчество. Когда знания и навыки, незаметно копившиеся на протяжение длительного времени, вдруг дают лавинообразный эффект и самые высокие результаты. О которых ты раньше не мог даже и мечтать.

Да, у нашего взвода три года учебы и спортивных состязаний явно стали переходить в качество. И все наши занятия тактической и огневой подготовкой, эксплуатацией и вождением боевых машин, инженерной подготовкой и ЗОМП, связью и инязом, и другими предметами, которые на младших курсах многим из нас давались с трудом, теперь проходили «на ура».

В первую очередь, здесь сказались привычка к труду и спортивное честолюбие, привитые нам нашим командиром взвода лейтенантом Горловым Владимиром Вячеславовичем. Мы должны были быть лучшими! И мы старались стать ими.

Моя идея использовать «боевые тройки», когда один отличник брал шефство над двумя троечниками, тоже оказалась не лишней. Здорово помогло то, что на первом курсе я учился в другом взводе – в третьем взводе нашей седьмой роты. Так что теперь, когда мы всем взводом пропускали лекции (из-за нардов или караулов), я брал конспекты у своих товарищей из «старого» взвода. Мы всем спортвзводом переписывали их и наверстывали упущенное.

Помните слова маленького пажа из кинофильма «Золушка»: «И хоть я и не волшебник, а только учусь, но позвольте мне вам сказать, что дружба помогает нам делать настоящие чудеса». Оказалось, что товарищество, взаимовыручка и правильная организация боевого взаимодействия с другими взводами нашей роты творят настоящие чудеса. Тогда мы, наверное, впервые почувствовали, что не только наш взвод - одна команда. Но и вся наша рота. И батальон. И все выпускники нашего училища. Независимо от года выпуска. Это было очень важное для всех нас открытие.

Не трудно было догадаться, что, когда ты правильно решаешь задачи, которые посылает тебе Судьба, в качестве поощрения, она непременно дарит тебе хорошие добрые подарки. Таким подарком для всех нас стало то, что по результатам шестого семестра наш взвод занял первое место в батальоне по успеваемости. И вопрос с расформированием нашего взвода был закрыт окончательно.

Кроме учебы, весь этот семестр я работал в комитете комсомола нашего курса. На первом курсе секретарем комитета ВЛКСМ у нас был лейтенант Сучков Виталий Иванович. Со второго курса и до самого выпуска – курсант из девятой роты Володя Черников (на старших курсах получил звание сержанта). На третьем курсе меня выбрали в комитет комсомола в замы к Володе - ответственным за культурно-массовый сектор.

Работа эта была мне понятна – организация походов в театры и в музеи. На младших курсах, особенно «не москвичам», это было многим интересно. На старших уже не очень. Но зато посещение танцевальных вечеров было интересно для всех. И на всех курсах.

За год работы комсоргом спортвзвода, когда мы не только много тренировались, но и не сильно были ограничены в увольнениях, я регулярно договаривался с девчатами-комсоргами московских педагогических и медицинских институтов о совместных танцевальных вечерах для нашего взвода. Руководство этих институтов, прекрасно понимая пользу таких вечеров для своих выпускниц, всегда шло нам навстречу. Разумеется, раз в месяц и мы приглашали девушек из этих институтов на танцевальные вечера, которые проводились нашим курсом в Гарнизонном офицерском клубе нашего училища. Девушек, желающих попасть на эти вечера, в Москве всегда было очень много.

Организацией и проведением этих вечеров я и занимался. В этом не было ничего сложного. Моя задача была согласовать технические вопросы с Жанной Владимировной, работавшей ГОКе. Подготовить пригласительные билеты. Раздать их нашим курсантам и передать в институты. «Черновой работой» и музыкой занимался Серёжа Коржавый и другие наши ребята.

Танцевальные вечера в училище проводились довольно регулярно, почти каждую субботу. Но с учетом того, что наш Гарнизонный офицерский клуб не мог вместить всех желающих, то вечера эти проводились лишь для одного курса. И каждый батальон мог организовать не более одного такого вечера в месяц. Если в эту субботу он не находился на выезде в Ногинском учебном центре (один батальон выезжал в НУЦ в субботу, другой возвращался оттуда – в результате, в субботу в училище не было, как минимум двух батальонов) или не был привлечен на какие-нибудь другие мероприятия (из-за парадной подготовки и эпидемии ОРЗ в прошлом семестре у нашего курса не было ни одного танцевального вечера).

Разумеется, курсанты старших курсов каждый раз пытались проникнуть на танцевальные вечера к младшим курсам, мотивируя это тем, что «к салагам ходят самые красивые девушки». Иногда это у них получалось, Иногда нет. Потому что на контроле надежным щитом стояла главный организатор этих вечеров – Жанна Владимировна.

Из музыкального оборудования у нас был один магнитофон. Но его было вполне достаточно. Ребята со второго батальона (второй курс) пытались создать вокально-инструментальный ансамбль. Солистом у них был Гена Левкин, душа компании, бард и замечательный гитарист. Его мама, Валентина Ивановна, работавшая у нас в училище инструктором женсовета, однажды познакомила меня с ним. И мы на всю жизнь стали с Геной хорошими друзьями. Пройдет совсем немного лет и со своей песней, посвященной мне, он станет лауреатом Всесоюзного конкурса бардовской песни. Правда, называться она почему-то будет не Сережка, а Сашка.

Друг мой Сашка служил в Афганистане.

В это время в Группе я служил.

Но о службе редко мы писали.

Хоть его об этом я просил.

Сашка, Сашка, почему не пишешь?

Сашка, Сашка, почему молчишь?

Может, этой ночью вой шакала слышишь.

Или же в ущелье раненый лежишь…

И заканчиваться эта песня будет словами:

«Чтобы не забыла про Афган страна».

Но тогда, на третьем курсе, использовать его музыкальную группу я так и не смог. Гена учился на младшем курсе, и так получалось, что, либо наш батальон был на выезде в Ногинском учебном центре, либо их. Либо мы занимались парадной подготовкой, а их привлекали на какие-либо торжественные мероприятия.

У нас в роте учился не менее талантливый, чем Гена, Артур Фирсов. Но пока выходить на большую сцену он ленился. Однако, его регулярные концерты, которые он устраивал в расположении роты, а чаще в каптерке или в подвале, не давали мне покоя.

В общем, танцевальные вечера проходили у нас без особых затей. Их простота и незамысловатость всех устраивала. Кроме меня. Да, я пытался совмещать наши танцевальные вечера с конкурсами и смотрами художественной самодеятельности, читал на них свои стихи (и за один из таких вечеров даже получил благодарность от начальника училища генерал-лейтенанта Магонова Ивана Афанасьевича, думается, это была последняя благодарность, объявленная им в училище, потому что уже через два дня после этого он сдал должность своему преемнику – генерал-майору Сергееву Юрию Михайловичу). Но и этого мне было мало.

Мне нужно было посоветоваться со своим непосредственным комсомольским начальником. За время работы в Комитете комсомола мы как-то незаметно сблизились с Володей Черниковым. Вместе решали какие-то текущие задачи, вместе ездили на Слет отличников Московского военного округа. И постепенно становились друзьями.

Володя – уникальный человек. Раньше встречать таких мне не приходилось. Некоторые его качества нравятся далеко не всем – потрясающая принципиальность и честность. Но кроме этого, он обладает просто фантастическим магнетизмом. Многие из нас частенько называют его между собой Павкой Корчагиным.

Это не совсем правильно. Ведь Павка Корчагин – пример для нас, некий символ. А у Володи потрясающая особенность не только служить примером, но и делать тех, кто работает с ним рядом – лучше и чище. Он как маленькое солнышко, которое освещает нам наш путь. И очищает нас от разной ненужной шелухи.

Что самое забавное, все эти годы нам внушают, что главное предназначение офицера – это его готовность умереть за Родину. А Володя учит нас творить и созидать.

В училище у него очень много друзей. Но лучший его друг - курсант 9-й роты Андрей Голубев. Через много лет, когда Володя будет ждать пополнения в семье, он напишет мне, что, если у него родится сын, то они с супругой назовут его Андреем. В честь его друга. Но у Володи и его замечательной супруги первой родится дочка.

А еще у Володи есть дар превращать сложные вещи в простые. Любые задачи он оценивает исключительно с точки зрения нахождения путей и способов их решения. Через три года, уже в Афганистане я услышу от своего комдива, выпускника нашего училища, генерал-майора Барынькина Виктора Михайловича фразу о том, что «тот, кто хочет выполнить поставленную задачу, ищет пути и средства, а тот, то не хочет – ищет причины и отговорки». Похоже, что Володя тогда принципиально «не знал» окончания этой фразы. И не хотел знать.

Поэтому со своими идеями и сомнениями я иду к нему. Одному мне с ними не справиться. А для Володи никогда не было ничего невозможного.

Рассказываю ему о том, что на тактике нас учат работать на опережение. Мы же с этими танцевальными вечерами и смотрами художественной самодеятельности застряли в далеком прошлом.

Следующий год у нас – выпускной. Ребята начнут массово жениться. А опыта и знаний, нужных для счастливой семейной жизни, ни у кого из нас еще нет. Поэтому нам нужно вместо танцевальных вечеров и художественной самодеятельности начинать проводить вечера молодых семей. На которые приглашать родителей, бабушек и дедушек наших курсантов (многие курсанты у нас в училище – продолжатели известных военных династий), чтобы они рассказывали нам о трудностях, с которым столкнулись в первые годы своей семейной жизни. И как их решали. Чтобы делились опытом, знаниями и своими секретами счастливой семейной жизни.

Володе идея явно понравилась. Это всегда заметно. У него глаза начинают светиться, когда он слышит что-то интересное.

- Что от меня нужно? – Поинтересовался он.

- Володь, идея такая: помимо рассказов родителей, бабушек и дедушек наших курсантов, мы будем проводить различные конкурсы. С этим поможет Валентина Ивановна Левкина. Понятно, что будет и танцевальная часть. Мне кажется, что нам непременно нужна еще и эстрадная часть. Нужны профессиональные артисты и музыканты, которых мы могли бы приглашать на наши вечера. А не только наши «доморощенные» певцы и юмористы. Тогда мы выйдем совсем на другой уровень.

Володя на мгновение задумался.

- С профессионалами сложно. Вряд ли они согласятся выступать просто так.

- Володь, но во время войны ездили же артисты на фронт, выступали перед бойцами. И сейчас ездят. Помнишь, когда мы учились на втором курсе, к нам в училище приезжала Тамара Гвердцители (наш спортвзвод участвовал вместе с ней в съемках сюжета для кинофильма «Мзиури»)? На днях, когда отвозил документы в ЦК ВЛКСМ, встретил её в лифте. Тамара рассказала, что в том же году она летала и в Афганистан. Принимала там участие десяти концертах для наших солдат и офицеров. Вот я и думаю, почему бы артистам не взять шефство не только над теми, кто сейчас воюет. Но и над теми, кто скоро поедет туда воевать?

Володя снова задумался.

- Это немного другое.

- Да, я понимаю. Может быть тогда не к известным артистам обратиться, а к начинающим. Или к руководству театральных, музыкальных или эстрадных училищ? Для их студентов будет дополнительная практика. А нам – польза.

Володя улыбнулся.

- Хорошая мысль. Посоветуюсь с ребятами из Москонцерта. У меня есть там знакомые. Что-нибудь придумаем. Что-то ещё?

- Да, Володь. На днях я ездил выступать в одну из школ. Случайно попал на урок начальной военной подготовки. У нас в школе военрук был выпускник нашего училища, фронтовик. Занятия проводил на таком уровне, что школьники уходить с них не хотели. Очень толково учил военному делу! А в этой школе преподаватель - бывший военный моряк. Такие морские байки рассказывает, заслушаешься. Но если выпускники этой школы попадут служить не на флот, а в Афганистан? Никто из них не вернется обратно.

- Что предлагаешь?

- Думаю, нужно поговорить с новым начальником училища, чтобы он разрешил курсантам нашего батальона на следующем курсе проводить занятия по НВП (начальной военной подготовке) в школах нашего района. Возьмем над ними шефство. Не только жк артистам и музыкантам быть шефами! Ребята наши хорошо подготовлены. Занятия будут проводить, как надо. Сами получат хорошую практику. А у школьников появится шанс вернуться домой из армии живыми.

Идея с уроками НВП Володю заинтересовала. Буквально на следующий день он встретился с помощником начальника политотдела по работе с комсомолом старшим лейтенантом Виталием Сучковым. И они вдвоем убедили нашего нового начальника училища, что инициативу эту нужно поддержать. И уже на четвертом курсе ребята с нашего батальона и я вместе с ними несколько раз проводили занятия по начальной военной подготовке со старшеклассниками в Волгоградском районе. Помнится, особенно хорошо эти занятия получались у Вадима Дорошенко.

Вопросы с Москонцертом Володя решил оперативно. И уже в ноябре 1984 года артисты Москонцерта начали выступать у нас на наших вечерах для молодых семей. Заполнять музыкальные паузы.

Этими идеями я поделился и на городском туре Десятого Всесоюзного конкурса студенческих работ по общественным наукам, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения.

Написал о том, как в школьные годы вместе со своим дядей, бывшим войсковым разведчиком, прошедшим всю Великую Отечественную войну, а ныне лесником в Завидовском заповеднике, мы высаживали в питомнике саженцы сосен. Ухаживали за ними. И ни один из этих саженцев не погиб.

В последнее время стало модным разбивать новые парки и скверы, высаживать десятки, а то и сотни новых деревьев. А приживаются из них лишь единицы. Это очень опасная тенденция. Сродни очковтирательству. Поэтому очень важно учить нашу молодежь не только тому, как сажать деревья, но и, как ухаживать за ними. Чтобы все, посаженные ими деревья, приживались, росли и долгие годы радовали не только нас, но и наших детей, и внуков.

Я родился и вырос небольшом подмосковном Клину, где работал и жил известный писатель Аркадий Гайдар. С повести Аркадия Петровича «Тимур и его команда» началось всесоюзное тимуровское движение. Тимуровцы помогали семьям погибших в годы Великой Отечественной войны и пожилым людям. Делали очень много хороших и добрых дел. Но в последние годы дела эти заметно мельчают и превращаются в имитацию.

В своей работе я написал, что в Афганистане уже пятый год идет война. На этой войне уже есть погибшие. И всем нам нужно взять шефство над их семьями. И над теми, кто возвращаются с войны. Что современным тимуровцам нужно не просто дарить цветы и подарки ветеранам на праздники, а делать нечто более серьезное (ведь по своим знаниям и возможностям мы уже явно переросли тимуровцев сороковых и пятидесятых годов).

К примеру, помогать ветеранам боевых действий строить большие и красивые дома. Потому что только вместе с ветеранами, делая хорошие и важные дела, у нашей молодежи появится шанс стать лучше. А у ветеранов войны в Афганистане появится шанс поскорее вернуться в мирную жизнь.

Ведь не случайно великие советские педагоги Антон Семенович Макаренко и Василий Александрович Сухомлинский учили нас воспитывать молодежь в совместном труде и с опорой на положительное, что есть в каждом из нас. А что может быть более положительным, чем совместное строительство больших и красивых домов, для тех, кто защищал и защищает наше Отечество?

И в качестве вывода к своей работе я написал, что, если мы сейчас не начнем строить свое светлое и счастливое будущее, тогда, не построенное нами будущее очень скоро начнет разрушать всех нас.

По итогам этого конкурса я получил Диплом второй степени. Позднее материалы моей работы будут использованы в кандидатской диссертации начальника кафедры Марксизма-Ленинизма нашего училища. Но практического применения они не найдут.

А самым главным итогом третьего курса было то, что за отличную учебу и большую общественную работу мы с Володей стали стипендиатами. Володя – Ленинским стипендиатом (в прошлом году он получал стипендию имени Ленинского Комсомола). Я – Фрунзенским стипендиатом (начиная с четвертого курса получал 40 рублей ежемесячно). Это было совершенно неожиданно для меня. Но очень приятно.

Так закончился наш третий курс.

Александр Карцев, http://kartsev.eu

P.S. На фото: 1. Со значками СВУ и "Ленинский зачет" секретарь комитета ВЛКСМ 3-го батальона курсант Володя Черников. В центре курсант 9-й роты Андрей Голубев.

2. Черновик пригласительного билета на вечер отдыха в МосВОКУ.

3. Диплом лауреата конкурса.

4. Памятная доска в память о бывшем секретаре ВЛКСМ 3-го батальона Владимире Васильевиче Черникове, установленная в МосВОКУ 15.12.20 г.

Комитет комсомола третьего батальона Курсанты, Военное училище, Роман, Длиннопост, ВЛКСМ, Комсомол
Комитет комсомола третьего батальона Курсанты, Военное училище, Роман, Длиннопост, ВЛКСМ, Комсомол
Комитет комсомола третьего батальона Курсанты, Военное училище, Роман, Длиннопост, ВЛКСМ, Комсомол
Комитет комсомола третьего батальона Курсанты, Военное училище, Роман, Длиннопост, ВЛКСМ, Комсомол