Командировка в Чечню.

Моя предстоящая командировка в Грозный вызвала легкий ажиотаж у друзей и родственников. Мне приказали беречь себя, все запомнить и по приезду рассказать.

Я все запомнил и теперь рассказываю.

Ничего сенсационного. Просто много наблюдений. Забавных и не очень. Их много, и, пока они свежи в памяти, буду частями записывать.

Несомненно, три дня, проведенных в Грозном, не могут дать даже общего представления о городе и республике. Поэтому просто путевые заметки с субъективными комментариями. Фотографии частично мои (ужасные) и частично из интернета.


ВОПРЕКИ ОЖИДАНИЯМ.

Загруженный навязанными СМИ стереотипами,  я ожидал многого. Не все ожидания сбылись.


Ожидание – Нью-Васюки на пике своего развития. Реальность – вас встречает крохотный аэропорт с пустынным летным полем. Всего 4-5 рейсов в день. Багаж немногочисленных пассажиров грузчики руками заносят в маленькую комнатку (транспортерной ленты нет совсем), расставляя по стеночкам, потом запускают пассажиров. Те спокойно, без суеты, разбирают чемоданы и выходят. Неширокий плац перед зданием аэропорта. Он пуст. Напротив новенькая мечеть, совсем не малого размера, и тихий садик с лавочками за одним невысоким забором с мечетью. Слева жмутся десяток таксистов.


Ожидание – будут с темпераментом разводить на деньги. Реальность – на деньги разводят спокойно, без темперамента. Водители меланхоличны. Они не бегают по перрону и не хватают вас за руки. В ожидании вас они предаются доброжелательной лени.

- Сколько до «Грозный-Сити»?

- Вас я отвезу за 400.

- Но мне говорили – 250.

- Хорошо, 250. И еще 150. Итого 400. Потому-то я уже здесь, а за 250 вам ждать полчаса.

- Вы правы. 400 – хорошая цена.

Командировка в Чечню. Чечня, Путешествия, Записки, Текст, Рассказ, Командировка, Длиннопост
Командировка в Чечню. Чечня, Путешествия, Записки, Текст, Рассказ, Командировка, Длиннопост

Ожидание – камень и бетон. Реальность – деревья каким-то чудом пережили войну. Мы едем из аэропорта по улицам, типичным для всех южно-российских городов. Ставрополь, Краснодар, Ростов, Симферополь. Те же частные дома с розовыми и желтыми стенами, фруктовые сады, немногочисленные многоэтажки, аллеи, скверики. Только, в отличие от упомянутых городов, тут совсем не пыльно и асфальт гладкий. Фасады с заборами свежи, даже хрущевки кажутся свежепостроенными. Наверное это эффект послевоенного восстановления. Но откуда столько деревьев?

Командировка в Чечню. Чечня, Путешествия, Записки, Текст, Рассказ, Командировка, Длиннопост

Ожидание – ну вот сейчас точно Нью-Васюки. Реальность – Грозный-Сити, о котором газеты писали, как о грандиозном и помпезном проекте, реализованном на государственные деньги, – это мечеть и пять или шесть тридцатиэтажек, какими сейчас застроены многие современные кварталы в Новосибирске или Екатеринбурге. Только тут они обособлены от всего. Вокруг открытое пространство, и потому ансамбль читается, он не затерян.

Ограниченный рекой, парком и широкими проспектами квартал Сити выпирает как пупок новорожденного: кому-то мил, кому-то режет глаз.

Командировка в Чечню. Чечня, Путешествия, Записки, Текст, Рассказ, Командировка, Длиннопост

Ожидание – все женщины в хиджабах. Реальность – все женщины в хиджабах. И в длинных платьях. Заезжая туристка в гостинице и пара проституток в модном ресторане не портят картину.


Ожидание – навязчивый ислам. Реальность – даже в Москве ислам навязчивей. Немногочисленные мечети весьма гармонично вписаны в пейзаж. Они окружены садами и открытыми площадками. Возле них не толпятся молящиеся, и мимо них весело проезжают толпы молодых велосипедистов. О глубоко мусульманском обществе напоминают лишь одеяния женщин и пустые днем заведения общепита – идет священный месяц. Нет, конечно, есть еще мелочи – пару раз в день громкоговорители поют молитвы не долго и не раздражающе, в общественных уборных есть ванны для омовения ног, да и зеленая символика с полумесяцами встречается так же часто, как в Казани и Уфе.


Ожидание – вкусная кавказская еда, мясо. Реальность – вкусная кавказская еда, мясо. И, да, ничего общего с кавказской едой в сибирских ресторанах


Ожидание – буйство горцев и людей с оружием. Реальность – если три десятка молодых людей на велосипедах, заняв две из трех полос проспекта, пронесутся, размахивая руками, мимо одинокого скучающего милиционера, то день в городе прошел бурно.


Ожидание – забавные понты. Реальность – несколько аратюнингованных «Жигулей», парочка бентли, один горец в ярко-оранжевых кроссовках и всё.


Стоянка перед мэрией. Никто не караулит, въезд свободный, места есть всегда.

Командировка в Чечню. Чечня, Путешествия, Записки, Текст, Рассказ, Командировка, Длиннопост

Понты тут не во внешнем антураже, а в тихих беседах.

- В каком районе живет его родня? Сейчас я позвоню Заместителю главы района, он им поможет.

- Спасибо, не звони, племянник из министерства уже позвонил Главе района.

И это не пустая кичливость, как у случайных попутчиков, эти понты по делу, они инструмент в бизнесе, они маркер в определении дальнейших отношений между собеседниками?


Ожидание – будет внутренний душевный дискомфорт. Реальность – забыть о прошедшей войне невозможно. Глядя на прохожего, ловишь себя на мысли: «Сколько человек он убил?». И тут же либерально запускаешь другую мысль: «А сколько его родственников было убито тут, на его родной земле?». Уверяешь себя, что войну развязали не народы, а политики, бандиты и капиталисты. Надеешься, что они дадут нам достаточно мирного времени на то, чтобы сменились поколения, и люди перестали смотреть друг на друга с опаской. А если не дадут? Честно – столько оптимизма не бывает, поэтому да – явный душевный дискомфорт на фоне приятного города и приветливых людей. Грустно.


P.S. Продолжение будет.