15

Когда психотерапия выходит за "рамки кушетки"

Давным-давно, один из моих учителей, сказал интересную фразу: "...на приеме, вы будете не только врачами, иногда придется отвечать на вопросы, далеко выходящие за пределы профессии. Поэтому, чем будет шире ваш кругозор, тем качественнее будет оказана помощь...".

Психотерапия — не всегда работа с автоматическими мыслями, не всегда распутывание узлов убеждений или работа с бессознательным (ой, я вслух это написал? а я точно врач?))). Иногда она становится пространством, где человеку не хватает не глубины, а конкретики. Где запрос звучит не «Почему я так себя чувствую?», а «Что мне делать завтра утром на встрече с начальством?» или «Как перестать тратить всё до копейки и начать откладывать?»

В такие моменты роль терапевта трансформируется. Я конечно могу послать человека за курсами по управлению или финансовой грамотности, но... приходится становиться наставником, коучем, иногда — временным проводником в мире, где эмоции переплетены с повседневной прагматикой. Приходится обсуждать не только внутренние конфликты, но и структуру подчинения в офисе, не только страх неудачи, но и реальный бюджет на месяц с учетом доходов/расходов. Приходится предлагать не интерпретации, а варианты: как выстроить диалог с руководителем, как делегировать задачи подчинённым, как составить финансовый план, как грамотно пользоваться кредитной картой (прости Господи), не вызывая у пациента чувства стыда за «недостаточную зрелость».

Это не отступление от профессии — это её расширение. Потому что психика не существует в вакууме. Она живёт в контексте: в офисе, в семье, в банковском приложении на телефоне. И если у человека громадная часть тревоги от долгов — игнорировать это было бы непрофессионально.

Психотерапия - это умение говорить о том, что кажется «не по теме», но на самом деле — самая что ни на есть тема.

Психология | Psychology

27.5K постов61.4K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.