Клюквенная падь. Убийство двух студенток в Бурятии
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для просмотра
Анонимное письмо
В середине августа 2002-го в Селенгинске пропали 17-летняя Евгения Шекунова и 18-летняя Екатерина Патеюк. Родители обратились в милицию только через несколько дней — до этого искали дочерей самостоятельно у знакомых и подруг.
К розыску подключились оперативники УГРО местного отдела МВД, но не было ни свидетелей, ни каких-либо зацепок. По одной из версий, девушки сами сбежали.
Я чувствовала: случилось что-то плохое, — вспоминает знакомая Шекуновой Наталья (по ее просьбе имя изменено). — В тот вечер родители Жени уехали на дачу, оставив ее присматривать за младшей сестрой. Если она и отлучилась из дома, то явно не планировала задерживаться надолго".
Спустя две недели в милиции получили анонимное письмо с нарисованной картой болотистой местности Клюквенная падь в 20 километрах от Селенгинска и указанием места, где лежат тела девушек. Милиционеры восприняли это скептически, но все же решили проверить.
Худшие опасения подтвердились: в обозначенной крестиком яме действительно обнаружили два изуродованных женских трупа с проломленными головами, раздетых до нижнего белья. Из-за сильной жары тела практически полностью разложились — опознали лишь по личным вещам.
Жестокое двойное убийство всколыхнуло размеренную жизнь небольшого поселка. Поползли слухи, что к преступлению могут быть причастны местные милиционеры: якобы девушки отправились на свидание именно к ним. При этом один из них сам занимался поиском убийцы.
Впрочем, тогда эту версию серьезно не рассматривали, а вскоре расследование приостановили за неимением улик.
Невинная шутка
Вернулись к этому убийству в 2019-м, когда в СК пришла местная жительница Екатерина Пономарева. В августе 2002 года ей было 16. Она сообщила, что с девушками расправились оперативники Кабанского райотдела МВД Евгений Инкин и Дмитрий Истомин.
По версии СК, вечером 10 августа 2002-го милиционеры в компании Шекуновой и Патеюк, закупившись спиртным, отправились на пикник. Там вспыхнула ссора. Пьяные силовики обухом топора убили девушек, вывезли тела в Клюквенную падь и прикопали в яме.
Инкин к 2019-му дослужился до руководителя подразделения Кабанского райотдела, а Истомин, выйдя на пенсию, устроился в управление безопасности местного коммерческого предприятия. Обоих обвинили в двойном убийстве и отправили в СИЗО.
По словам Пономаревой, тоже участвовавшей в том пикнике, конфликт возник из-за невинной шутки одной из девушек.
Свидетельница утверждала, что спаслась чудом, а многолетнее молчание объяснила страхом и давлением со стороны силовиков. Вскоре в уголовном деле появились новые статьи — о похищении и покушении на убийство. По версии СК, Инкин и его коллега — водитель Александр Попов схватили Екатерину, заковали в наручники и хотели утопить. Однако ей удалось вырваться и убежать.
Путаница в показаниях
Весной 2020-го с Инкина сняли обвинения и отпустили на свободу. Родственники погибших обратились к главе СК России Александру Бастрыкину, после чего все материалы дела передали в Центральный аппарат ведомства, а полицейского вновь задержали. Расследование продолжалось полтора года. Летом 2021-го подозреваемые попросили, чтобы их судьбу решали присяжные.
Во время заседаний Пономарева меняла показания: сначала говорила, что лично видела расправу, затем — что ей об этом рассказал друг. Также упоминала еще одного участника преступления, ей неизвестного. Тест на полиграфе провалила.
При этом, по словам адвокатов, у Истомина было железное алиби — в момент преступления он отвозил супругу в роддом, что подтверждали свидетели. Инкин же указывает на другое странное обстоятельство: если бы он на самом деле убил Патеюк и Шекунову, зачем опытному оперу просить стажера-водителя Попова помочь замести следы. Проще сделать это с "подельником" Истоминым.
Как бы то ни было, в середине марта присяжные признали Инкина, Истомина и Попова невиновными в убийстве и покушении на убийство. Прокуратура и родные девушек с этим не согласны и намерены добиваться самого сурового наказания. Оправдательный приговор уже обжаловали — предстоит рассмотрение в Верховном суде Бурятии. Если и там решение оставят в силе, искать убийц придется заново.
Впрочем, местные говорят, что к делу могут быть причастны другие полицейские, один из которых сейчас занимает руководящую должность в управлении МВД одного из центральных регионов страны.
Можно сказать, что финальная точка в деле о Клюквенной пади поставлена. На скамье подсудимые Истомин и Инкин. Явно волнуются, хотя стараются вида не подавать. Их родственники ждут оглашения приговора, в надежде что вынесенный еще в 2022 году оправдательный вердикт останется неизменным. Эмоции родителей погибших девушек не передать словами: они больше 20 лет ждали этого дня, и он настал.
- Суд приговорил признать Истомина Дмитрия Васильевича виновным в совершении преступления предусмотренного пунктами АЖК ч.2 ст. 105 УКРФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 18 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
По запросу прокурора наказание за совершенное преступление понесет и Евгений Инкин.
- Окончательно назначить Инкину 17 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Третьему фигуранту Попову назначено наказание - 5 лет лишения свободы.
Ирина Мархандаева, начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Республики Бурятия:
- От наказания он освобожден, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
На оглашении приговора присутствовала и главный свидетель - Екатерина Пономарева. Пришла в окружении охраны. Ранее она рассказала, что присутствовала на месте преступления. Но, по словам родственников подсудимых, ее показания не раз менялись.
Родственник подсудимого:
- Она уже под охраной сколько ходит. Кто ее запугает, если она под охраной? То она была на месте преступления, то она не была на месте преступления. Как это объяснить?
Они по-прежнему настаивают на их невиновности.
Супруга подсудимого:
- Я говорю, не согласна. Буду обжаловать.
Родители девушек согласны с прозвучавшим решением. В их пользу, в соответствии с приговором, суд определил размер компенсации морального вреда. 4,5 млн рублей должен заплатить Истомин, 2 млн 450 тысяч рублей Инкин.
Светлана Патеюк, мать погибшей девушки:
- Мы удовлетворены приговором. Обжаловать мы его не будем.
Ольга Шекунова, мать погибшей девушки:
- Правда на нашей стороне оказалась. Так что мы довольны.
Приговор в законную силу не вступил. Обжаловать его можно в течении 15 дней.
Наш телеграмм канал- https://t.me/+RcZO2B-gjNllNDM6