Клиентский случай #2. Мысли о самоубийстве

Клиентский случай #2. Мысли о самоубийстве Психология, Негатив, Суицидальная депрессия, Депрессия, Длиннопост

Первичный запрос клиентки никак не был связан с темой смерти, да и с темой депрессии тоже. Стоит отметить, что психолог не ставит диагнозов, но ему полезно уметь распознавать наличие состояний, которые требуют консультации врачей-психиатров.  Меня насторожило чувство собственной никчемности, о котором клиентка упомянула так, между прочим.


В транзактном анализе есть концепция системы рэкета. Суть концепции заключается в том, что определенные отрицательные эмоции человек «накапливает» для осуществления определенной «расплаты». В качестве яркого примера можно привести пример проявления аутоагрессивного поведения, когда человек наносит себе повреждения/удары разной степени интенсивности. Например, регулярно испытываемое чувство вины, может послужить «валютой» для наказания себя. Аффект всегда происходит на базе интенсивных эмоций. И в определенный момент, когда чаша «накоплений» переполнена человек осуществляет акт наказания, как бы обнуляя баланс. По этой причине, крайние степени негативных эмоций, которые клиент испытывает регулярно, должны насторожить консультанта. Как говорил небезызвестный медведь: «Это «жжж» неспроста».


Возвращаемся к клиентке. Учитывая тот факт, что я наблюдал проявления депрессивной триады (снижение настроения, когнитивных функций и двигательной активности) я предложил клиентке заполнить BDI-тест на депрессию. Ну и собственно там есть прямой вопрос, касающийся мыслей о смерти, на который клиентка ответила пунктом «ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять». Разумеется, не каждый клиент и не каждому психологу откроет тайны своей души. По этой причине, тестовая диагностика является лишь ориентиром. Тем не менее, по результатам диагностики было сделано предположение о наличии депрессии средней тяжести. Клиентка была направлена на консультацию к врачу. Но одно другому не мешает, и мы продолжили встречи.


Немного теории. В транзактном анализе есть концепция аварийных люков. Суть концепции заключается в том, что клиент на определенном этапе своей жизни, выбирает следующую стратегию: «Если мои эмоции или обстоятельства станут невыносимыми, то я убью себя, другого или сойду с ума». Такой вариант стратегии выбирается как «волшебный». «Волшебный» не в том плане, что речь о розовых единорогах, а в том плане, что это единственный теоретический выход, который клиент нашел, чтобы прекратить ВОТ ЭТО ВОТ ВСЁ.


При обнаружении аварийных люков в жизненном сценарии клиента решение этого вопроса становится первостепенной задачей. Первичный запрос временно снимается. Проводится исследование его формирования и заключение антисуицидального контракта.


В случае данной клиентки, зарождение этого решения произошло в подростковом возрасте как ответ на ситуации игнорирования/бойкота со стороны сверстников и родителей. Не найдя поддержки в своем окружении, и не обретя при этом опору в себе, испытываемые клиенткой чувство обиды, вины, растерянности принимали труднопереносимые формы. Решения эмоциям клиентка не нашла. Теоретическое самоубийство обозначило «точку избавления». Далее, в затруднительных жизненных ситуациях мысли о самоубийстве возникали как вариант решения. С годами этот стереотип закрепился.


С учетом того, что подобные мысли являются результатом внутреннего решения, антисуицидальный контракт выполняет роль решения-антитезиса: «Я принимаю решение, что ни при каких обстоятельствах я не сойду с ума, не убью себя или другого». Подобное решение формирует новую доминанту реагирования. Это не волшебная формула, после произнесения которой мысли становятся легкими и веселыми, но она способа задать новое направление мысли.


На данный момент клиентка получает адекватное лечение и продолжает встречи.


Напоминаю, что в моих публикациях расположен бесплатный краткий курс по Транзактному анализу.


Спасибо за внимание!

Психология | Psychology

20K постов59.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.