Казахская сказка "Череп"

Казахская сказка "Череп" Мифология, Сказка, Череп, Казахи, Магия, Длиннопост

Эта сказка была записаны русским этнографом Григорием Потаниным в 1895 году во время поездки Потанина в Кокчетавский уезд Акмолинской области, в аул казахского, тогда уже покойного, султана Чингиса Валиевича Валиханова, отца небезызвестного Чокана Валиханова. Чингис Валиханов имел свою зимовку в местности Сырымбет, в ста верстах к западу от города Кокчетав (Кокшетау). На лето же он уходил со своими стадами на юг.

В эту поездку Потанина сопровождал студент петроградского университета молодой казахский султан Султангазин, уроженец берегов реки Токрау в Каркаралинском уезде (ныне Актогайский район Карагандинской области). Сыновья Чингиса Валиевича – Жакып, Махмуд и Кокыш – находили Потанину сказочников, Султангазин переводил их рассказы на русский язык, а сам Потанин записывал его перевод. Валихановы всегда имели общие кочевья с двумя родами Атыгай и Карауыл в составе племени Аргын, в одних и тех же местах летовали с ними, в одних и тех же местах зимовали. Поэтому о записанных Султангазиным сказках можно сказать, что они продиктованы атыгайцами и карауылцами.

Казахская сказка "Череп" Мифология, Сказка, Череп, Казахи, Магия, Длиннопост

Один бай увидел валяющийся в степи череп. Когда бай проходил мимо, череп сказал: «При жизни я стоил жизни восьмидесяти человек и теперь еще стою жизни сорока». Бай взял череп, сжег его, пепел положил в тряпочку и сунул в сундук. Его дочь (или сестра), шаря в сундуке, нашла тряпочку, развернула, лизнула, зачала и родила. Баю было стыдно, и он отдал ребенка одной старухе. Та выкормила его и отдала в обучение мулле.

Хан увидел сон и сейчас же его забыл. Он собрал всех мулл и приказал им рассказать, какой он видел сон, и разгадать его. Мулла пришел домой и плачет. Ученик, которому в это время было уже семь лет, спрашивает его: «О чем плачешь?». Мулла говорит: «Хан велел нам, муллам, рассказать забытый им сон и разгадать его». «Не плачь, скажи, что я за тебя разгадаю», - сказал ученик. Хан согласился выслушать ученика. Мальчик пришел к хану и сказал: «Вы видели во сне, будто вы сели на лошадь, переехали через мост, на другом конце моста увидели сорок драконов, которые хотели вас разорвать, но небольшая желтая птица спасла вас». Хан повеселел. «Именно это я видел во сне, - сказал он. - Теперь ты разгадай, что этот сон значит». «Вы сели на лошадь, - толкует сон мальчик, – это, значит, вы правите народом. Мост – это ваша справедливость, дерево - ваш народ, плоды его - дань, которую вы с него берете. Сорок драконов – это сорок ваших визирей, которые хотят вас убить. Желтая птица – это я».

Хан казнил визирей, а мальчика сделал визирем.

adebiportal.kz

Несмотря на кажущуюся примитивность сюжета, в сказке скрыто несколько загадок, психологических и мистических. Кому принадлежал череп, почему при жизни он стоил 80-ти жизней, почему мальчик представлял себя желтой птицей. Череп во многих народах мира означает внутренние скрытые части нашей психики, символ интуиции, поклонения предкам. Исследователь народной литературы казахов В.В.Радлов предполагал, что сказка, или скорее притча "Череп" имеет инородное, возможно, буддистское происхождение, недаром здесь упоминается переселение душ, драконы и желтый цвет, скорее всего, цвет одеяния буддистских монахов. С другой стороны, ее допустимо сопоставить с известным на Востоке и Кавказе сказочным мотивом о зачатии ребенка от порошка, в который истолчен череп.

Свои версии смысла этой истории можете написать в комментариях.

Истории и легенды

268 постов3.2K подписчиков