Категории водительских прав. Чем можно управлять и особенности получения.

В интернете много разных статей, рассказывающих о водительских категориях, но все они довольно поверхностны и являются обычным пересказом законов и ПДД.

Сегодня мы попробуем досконально разобраться во всех нюансах открытия категорий в правах и чем после этого можно будет управлять.


1. Автошкола


В первую очередь, чтобы открыть любую новую категорию, придется пройти курс обучения в автошколе. Стаж вождения и наличие уже открытых категорий на это никак не влияют. Это не всегда логично, особенно когда учитесь на вождение с прицепом, но таковы уж правила.


2. Медсправка (Медицинское заключение)


Для открытия категории нужно получить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению соответствующим ТС. Противопоказания сгруппированы по категориям:


Мототехника: M, A, B1 MS

Легковушки: B, BE, B1 AS

"Коммерческий" транспорт: C, D, CE, DE, Tm, Tb

Подробнее в ПП РФ от 29.12.2014 №1604


Так что, если Вы открываете в медсправке одну категорию из группы, смело просите открыть в ней и другие.


3. Категория B - Автомобили

Категории водительских прав. Чем можно управлять и особенности получения. Авто, Водительские права, Автошкола, Водитель, Длиннопост

С этой категорией всё довольно просто: можно просто придти в автошколу, записаться, отучиться, сдать экзамен. Дополнительный бонус: Вам откроют подкатегорию B1 с пометкой AS (еще чуть-чуть осталось до пункта о B1). Учиться можно с 16 лет, сдать экзамен в 17 лет и при наступлении 18 получить удостоверение. (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" Ст. 26 п. 3). Только при записи в автошколу обратите внимание, что несовершеннолетним нужно нотариально заверенное одобрение от законных представителей: родители или опекуны. И обязательно от обоих.


Есть интересная особенность управления автомобилем с прицепом. Если Вы возьмете обычный "дачный" прицеп с Разрешенной Максимальной Массой 750кг (масса полностью загруженного прицепа), то получать отдельную категорию Вам не понадобится. Однако, есть возможность перевозить и более тяжелый прицеп. Если суммарная РММ прицепа и автомобиля будет меньше 3,5 тонн, то "прицепная" категория E не нужна (196-ФЗ Ст. 25 п. 1). Только обратите внимание, чтобы производитель авто разрешил перевозить тяжелые прицепы - цеплять к Матизу прицеп в 2 тонны так себе идея.


4. Категория A - Мотоциклы

Категории водительских прав. Чем можно управлять и особенности получения. Авто, Водительские права, Автошкола, Водитель, Длиннопост

Сдавать на категорию A можно с 18 лет, но учиться, как и на B, с 16. Если уж очень хочется поездить, можно открыть подкатегорию A1 - учиться и сдавать можно с 16, после же откроете категорию А.


У этой многоходовочки есть один минус: в автошколе скорее всего не зачтут наличие уже открытой A1, и придется заново полностью оплачивать обучение. Ну и про одобрение законных представителей не забываем.


Бонус к категории A - подкатегория B1 MS. Подкатегория A1 такого не дает.


5. Подкатегория B1 - Трициклы и квадрИциклы


Подбираемся к самому интересному. B1 открывается автоматически при открытии A и B.


С A можно ездить на трициклах. Вот таких:

Категории водительских прав. Чем можно управлять и особенности получения. Авто, Водительские права, Автошкола, Водитель, Длиннопост

Обратите внимание: он отличается мотоциклетным рулем и мотоциклетной посадкой. Как раз об этой особенности говорит отметка MS в 12 графе.


При наличии категории B можно управлять квадрИциклами. Если просто: это тарантайка ооочень маленький автомобиль. К примеру, вот такой вот Bajaj:

Категории водительских прав. Чем можно управлять и особенности получения. Авто, Водительские права, Автошкола, Водитель, Длиннопост

Только не путайте их с квадрОциклами. "Права" на них выдает Гостехнадзор и предназначены они только для движения вне дорог общего пользования.


6. Категория M - мопеды и квадрИциклы до 50 кубиков


Самый главный вопрос: можно ли ездить на мопеде, если у Вас уже есть водительское удостоверение? Если кратко:

Категории водительских прав. Чем можно управлять и особенности получения. Авто, Водительские права, Автошкола, Водитель, Длиннопост

Если у Вас ВУ еще без подкатегорий и категории M, то ответ однозначный - можно. Если же у Вас ВУ последнего образца, то тут все сложнее.


В 196-ФЗ Ст. 25 п. 7 ясно сказано, что любая категория разрешает управлять мопедами, но в тоже время у водителя могут быть медицинские противопоказания к управлению мопедами. Для этого случая есть Приказ МВД России от 20.10.2015 N 995, который вводит отметку ML, которая говорить о наличии таких противопоказаний. Ситуация становится еще запутаннее, когда в ГИБДД не открывают категорию M, из-за ее отсутствия в медсправке, но и отметку ML не ставят... Тут остается только настаивать на положениях 196-ФЗ.


Чтобы избежать подобных проблем, обязательно открывайте M в медсправке. Даже если у Вас будет открыта A, на M могут поставить ML. И в отделении скорее всего не будут разбираться, что для мотоциклов и мопедов противопоказания одинаковые. Медики запретили - ездить не будешь.


Ну и про возраст: учиться и сдавать можно с 16. Однако смысла в этом мало: гораздо выгоднее отучиться на A1 и получить возможность ездить на малокубатурных мотоциклах.


7. Категории C и D - грузовики более 3.5 тонн и автобусы


С категориями C и D все почти так же просто, как с B: для получения достаточно отучиться в автошколе. Особенность только в том, что в автошколах не учат чисто на категории С и D, а проводят переподготовку для тех, у кого есть категория B. По крайней мере, в Москве так.


По возрасту: на C можно учиться с 16 лет, сдавать с 17, получить в 18; на категорию D учиться и сдавать можно с 21 года


8. Категории BE, CE, DE - прицепы


До 2001 года категория E была единой, и один раз отучившись, можно было тягать прицеп чем угодно. С 2001 ее разделили по типу тягача, и категории не взаимозаменяемы. Грузовая категория CE не дает права управлять легковой категорий BE. Особенно интересно наблюдать, как люди сдают сначала CE потом через неделю BE.

Небольшое предупреждение для тех, кто идет учится на "коммерческие" категории: в экзаменационных отделениях нет собственного автопарка автобусов, грузовиков и прицепов. Сдавать придется с автошколой или заключать с ней договор на подачу техники. По этой причине, постарайтесь не открепляться от своей автошколы, которую Вы закончили. Буквально неделю назад в нашу автошколу для сдачи экзамена вернулся открепившийся ученик, которому в сторонней школе объявили цену за подачу как стоимость полного курса - 28 000р.

Вот , пожалуй, основные подводные камни, которые встретятся Вам при открытии новых категорий. Если у Вас есть еще вопросы по обучению и автошколам, внизу будет комментарий для них.


Подготовлено командой онлайн автошколы Звёздный мост.

Автомобильное сообщество

26.6K постов48.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

"Только не путайте их с квадрОциклами. "Права" на них выдает Гостехнадзор и предназначены они только для движения вне дорог общего пользования."

Что за бред? Сейчас до кучи квадриков, сертифицированных для использования на дорогах общего пользования, со всей светотехникой, зеркалами и рамкой под номер.

раскрыть ветку (25)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы можете называть их как Вам угодно, но с юридической точки зрения квадрИцикл - может ездить по дорогам общего пользования, квадрОцикл - нет.

Если Вы не согласны верить на слово - вот пункт в 196-ФЗ

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas...


Да, внешне они могут не сильно отличаться, разница лишь в том, что выдает производитель: ПТС или ПСМ

раскрыть ветку (24)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А с чего это вдруг квадроцикл, зарегистрированный в гостехнадзоре, имеющий номер и права категории а1 (гостехнадзоровские) не имеет права ездить по ДОП?

раскрыть ветку (23)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В Гостехнадзоре не A1, а AI - разница в арабской и римской цифре. У Гостехнадзора еще есть AII, AIII и AIV - и они уже не имеют отношения к мотоциклам, но все не имеют права ездить по ДОП. Таковы правила. Вилочный погрузчик тоже имеет номера и тоже зарегистрирован в Гостехнадзоре, но на нем же Вы по улицам не поедете.

Не все так просто)

раскрыть ветку (22)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, не позорьтесь. Квадроцикл - это трактор. Трактору можно на ДОП, так же как и квадроциклу. Условие - номера, УТМ и ОСАГО.

Говорю вам, как владелец квадроцикла, имею и осаго, и права и номера.

https://www.drive2.ru/c/1920653/


Я вам больше скажу. Даже на СНЕГОХОДЕ можно на ДОП ездить, если есть снег. Такой вопрос есть при сдаче на права.

раскрыть ветку (21)
Автор поста оценил этот комментарий

пруф:

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (20)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Что же, сейчас я Вас сильно расстрою.

Согласно ПП №796 от 12.07.1999, снегоходы и квадроциклы не предназначены для движения по ДОП.


http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&amp%3Bbas=...


Теперь касательно Вашего письма

1. Исходящего номера нет - его подлинность не проверить.

2. Противоречит Постановлению Правительства - смотри выше

3. Ваш юрист написал, что можно ездить без шлема - он как-то странно трактует разрешение ездить без шлема на квадрИциклах. У Вас квадрОцикл.


Касательно заснеженной дороги - разрешение для случая, когда дорогу не чистили она стала непроходимой для обычного автомобиля, - не есть общее разрешение для движения по ДОП.


Трактор ездит по дорогам, выполняя свою работу: участвует в ремонте или чистит ее, но никто на работу по дорогам на тракторе Беларусь не ездит.


И да, у меня тоже есть УТМ и квадроцикл, так что попрошу не бравировать вашими заслугами и техникой, а опираться на законы.

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Трактор ездит по дорогам, выполняя свою работу: участвует в ремонте или чистит ее, но никто на работу по дорогам на тракторе Беларусь не ездит.
Что за хуйню я только что прочитал. По ПДД нет понятия "ездит для работы". Он или может или не может. Гусеничная техника не может, это явно прописано. Колёсная же - может, даже БТР может. ОСАГО не может быть выдано ТС без допуска к ДОП (на гусеничную технику осаго вам не дадут, лол)

Ссылка кривая, не открывается.


В указанном вами постановлении нет никакого запрета. И вообще это постановлении о допуске к управлению, а не на движение на ДОП (вы читать умеете вообще?)


Учите ПДД, запрет на движение по ДОП для квадроциклов, тракторов и пр. самоходной техники имеют только дороги со знаком 5.3, 5.1 и 3.6


По вашему, зачем при сдаче экзаменов на УТМ спрашивают теорию по ПДД?


Изучите мат часть.

раскрыть ветку (18)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну что ж, Вы, доступными Вам способом и лексиконом, выразили свою позицию. Продолжать дискуссию в таком ключе я не могу.


Только замечу, что термин "Выполнение работ" в ПДД есть. Он относится к проблесковым маячкам желтого цвета, которые как раз ставятся на тракторы.


http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas...

раскрыть ветку (17)
Автор поста оценил этот комментарий

Ок, тут согласен, однако у БТР нет проблесковых маячков, так же как и на большинстве тракторов, однако это им не мешает ездить по ДОП.

P.S. прошу прощения, психанул, было поздно, был не трезв.

Тем не менее вопрос остаётся открыт. Явного запрета нет, а если нет запрета - значит разрешено.

Есть технические требования к любым ТС для допуска к ДОП: наличие зеркал, номеров (гос регистрации), наличие ОСАГО, и, кажется, но это не точно, поворотников.

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Гостехнадзор руководствуется формулировкой в правилах допуска к управлению: "Не предназначены для движения по дорогам общего пользования".


Подозреваю, что у внедорожной техники и автомобилей разные правила сертификации, но это надо проверить. Если окажется, что правила разные и у автомобилей они жестче (сомневаюсь, что квадроциклы с ПСМ тестируют на краштестах), то и допуск к езде по дорогам получить нельзя. Но эту информацию надо уточнить - отпишусь позже.


Что касается аргумента про БТРы и тракторы - приведу аналогию. Стоянка с заведенным двигателем в жилой зоне запрещена, но в северных широтах автомобилисты ставят автозапуск на авто, что за ночь смазка не задубела и автомобиль можно было запустить утром. Получается прямое нарушение ПДД - автомобиль на стоянке с заведенным двигателем. При все при этом владельцев не штрафуют.


Вывод: факт того, что кого-то за определенные действия не оштрафовали (или другим способом не пресекли), не значит, что эти действия разрешены.

раскрыть ветку (15)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку