Каскадерство  и травматизм

Многие трюки, которые выполняются каскадерами, смертельно опасны. Но это не значит, что каскадеры гибнут направо и налево или что каждый раз должны получать серьезные травмы. Нужно понимать, что серьезная травма или, не дай бог, смерть – это ЧП на съемочной площадке.

Каждый трюк готовится заранее, особенно если он сложный. Всё продумывается, просчитывается, пробуется на небольших скоростях (драки, проезды на машинах и т. п.), и только уже по готовности всех задействованных лиц проходят съемки.

Да, до мельчайших деталей просчитать всё невозможно: чуть не так зашел на машину, чуть не так тебя подбросило – и уже потерялся в воздухе, прилетел на голову (реальный случай с моим другом). Жив, здоров, но синячину получил очень приличную.

Или же бывают конные трюки со сложными падениями, когда возникают какие-нибудь неожиданные моменты: запутался в стремени, лошадь пошла несколько иначе, чем планировалось, упал на плечо и так далее.

Даже если я выхожу на падение с крутого склона (иногда кажется, что это попроще, чем сбивание или конные трюки), по которому нужно катиться, я сначала проползу его весь, посмотрю, где какие камни торчат. Если можно что-то убрать – уберу, намечу путь падения и только потом уже, когда буду четко понимать свой маршрут, пойду на трюк.

То есть в большинстве случаев, если случается травма, это или ошибка страхующих, или неготовность каскадера к данному трюку, или плохая подготовка к трюку со стороны тех, кто за это отвечает. Любой такой вариант нужно исключить.

Почему я говорю, что многие вещи реально смертельно опасны? А потому что даже, казалось бы, простые падения с 10–20 м в подушку могут закончиться смертью – достаточно просто не попасть в подушку или неправильно на нее приземлиться. К сожалению, знаю случай, когда парнишка погиб, прыгнув в подушку всего с 7 метров. Он еще не был каскадером, но к этому стремился. Там было очень много неправильных моментов. Может быть, я расскажу как-нибудь об этом отдельно.

То же самое может быть и при сбивании, падениях, даже драках на мечах. Нужно понимать, что если зовут каскадера, значит, есть вероятность, что актер или любой другой человек, который попробует выполнить данное действие, может получить травму, и, следовательно, существует реальная опасность.

Итак, серьезная травма – это ЧП, но разные ушибы, слегка отбитые части тела, разбитые носы – это вполне вероятные повреждения, которые можно получить довольно часто. Вот, например, пара синячков – когда получил их, заснял просто ради забавы.

Каскадерство  и травматизм Трюк, Падение, Каскадер, Травма, Травматизм, Синяк, Повреждения, Длиннопост, Профессия, Фильмы, Здоровье
Каскадерство  и травматизм Трюк, Падение, Каскадер, Травма, Травматизм, Синяк, Повреждения, Длиннопост, Профессия, Фильмы, Здоровье

Жаль не нашел фото, сделанное, когда я травмировал колено. Оно потом сильно опухло, причем я потом не мог стоять – видимо, жидкость скапливалась внутри и давила. Приходилось все время или переминаться, или ходить.

На съемочной площадке все бывает по-разному: то актер или актриса начинают вдруг бить тебя рукоятью пистолета вместо того, чтобы поставить руку более удачно, то промахнется кто и по носу съездит пару раз, то само падение нужно выполнять с приличной высоты, и защита здесь может только сгладить ущерб, но не свести его к нулю.

А если еще вспомнить о костюмах, то тут вообще бывает «засада». Вот так прихожу я на площадку, а мне постановщик говорит: «Сегодня тебе наколенники не понадобятся». Я смотрю, а герой в шортах. Вот и все, никакой защиты надеть нельзя. Или рубашка слишком тонкая – нет возможности надеть «спину», и приходится падать на камни как есть. Особенно тяжело в этом плане девушкам, ведь очень часто актрисы или в платьях снимаются, или с коротким рукавом. Вот и получается, что такого рода травмы – это обыденность.

Что интересно, порой каскадеры или те, кто учатся на каскадеров, получают травмы на тренировках. И далеко не всегда на сложных трюках. Чаще всего это случается, когда человек расслабляется, считает, что тот или иной элемент он уже освоил, и бьется, или подворачивает ногу (вплоть до перелома), или вывихивает плечо. Это, наверное, как с автомобилем – никогда нельзя считать, что ты уже освоил все и стал абсолютным асом. Расслабился – попал в аварию. К любым трюкам нужно подходить с уважением.

Вот и получается, что каскадер учится как раз тому, чтобы получать как можно меньше травм, «максимально минимизируя» ущерб своему здоровью. И именно поэтому после интересного трюка съемочная группа хлопает каскадеру. Потому что все понимают: сделать все правильно и без травмы – это искусство, которому нужно учиться.

В общем… Поменьше всем нам повреждений и травм!