Канатный трамвай Сан-Франциско.
Несмотря на внешнее сходства с трамваем, правильнее было бы назвать его фуникулёром.
С фуникулёром канатный трамвай роднит то, что двигатель расположен вне вагона, привод осуществляется через трос от расположенного статически двигателя.
В отличие от фуникулёра, где вагоны жёстко соединены с тросом, у вагона канатного трамвая закрепление с тросом осуществляется при помощи специального захвата.
Таким образом, вагон может останавливаться независимо от движения троса и других вагонов.
Канатные трамваи были популярны в первую очередь в США на рубеже XIX—XX веков.
Вагоны по внешнему виду практически не отличаются от обычных трамвайных. Они движутся по улицам общего пользования, в связи с чем трос уложен в расположенный между рельсами жёлоб.
Преимуществами таких фуникулёров по сравнению с трамваями была их способность преодолевать крутые подъёмы.
Однако невозможность регулировать скорость и некоторые другие недостатки привели к их практически полному исчезновению.
До наших дней сохранился только самый первый такой трамвай на канатной тяге, построенный в Сан-Франциско.
Грипмен - так называют машинистов - крепит вагон за трос специальным зажимом.
На остановках трос отпускают и приводят в действие тормоза.
Рычаг, управляющий зажимом очень тугой, однако закрывать и открывать его необходимо в четко определенных местах.
Если отпустить зажим слишком рано - трамвай покатится вниз, поздно – трамвай может сломаться.
Педаль,как я понял,тоже тормоз.
Собственно говоря,сам зажим.
Моторы находятся на тяговой подстанции и двигают тросы с помощью колес. Для каждого из 3 маршрутов предназначена одна пара колес, и ещё одна - для транспортировки вагонов в депо.
В самой большой петле установлен трос длиной 7,5 километров.
Колеса установлены на передвижных основаниях для поддержания оптимального напряжения в тросах: со временем натяжение ослабевает и колесо отодвигается дальше.
Трос движется со скоростью около 15 км/ч.
Повороты линий вагоны проходят по инерции, так как железные тросы трудно плавно закруглить.
За поворотом трос захватывается вновь.
На улицах города, где проложен маршрут кабельного трамвая, стоит знак STOP для всех, кроме канатного трамвая, у которых есть преимущество перед остальными видами транспорта.
И вот если на перекресток перед трамваем вылез нерадивый автолюбитель на своем ведре, трамвай останавливается, но тронуться уже не может.
Я в такую ситуацию попал. Поругавшись на водителя автоведра, грипмэн отказался от предложенной пассажирами помощи в толкании трамвая и позвонил на моторную станцию. Буквально через пару минут (дело было как раз недалеко от нее) оттуда прикатил пикап-грузовичок с этаким специальным бампером спереди, больше похожим на снежный отвал или скотосбрасыватель паровоза. Он бодро подъехал к трамваю сзади, уперся бампером в его упряжь и дотолкал до прямого участка, где трос уже есть.
Вся операция вместе с матюканием водителя автоведра заняла около пяти минут. Как оказалось, этот пикап дежурит специально для таких случаев с первого и до последнего рейса трамвая.
По трём линиям некогда большой сети сегодня ходят два вида канатных трамваев:
Односторонние трамваи, которые ходят по линиям Powell-Hyde и Powell-Mason. На конечных остановках их вручную разворачивают на специальных поворотных площадках.
Трамваи управляются и машинистом, и кондуктором.
Машинист управляет сцеплением трамвая с канатом и передними тормозами, а кондуктор только поджимает задние тормоза на крутых спусках.
Двусторонние трамваи, которые ходят по линии California Street.
На этой линии нет поворотных площадок; на конечных остановках машинист переключает управление на рычаги с другой стороны вагона и с помощью специального механизма «схватывает» другой кабель, после чего трамвай готов ехать в обратном направлении.
По статистике, кабельные трамваи это один из наиболее опасных видов транспорта по числу инцидентов в год и на милю пути, неоднократно пытались их закрыть,но горожане их отстояли,так как это символ города.
Почему-то у нас во многих городах обычные трамваи отстоять не удалось.(
Полагаю,тоже тормоз,но кондуктора.
Да,и есть ещё одна проблема пересечение линий.
На перекрестке, где два троса пересекаются и один проходит поверх другого, грипмэн трамвая на «нижнем» тросе должен в правильном месте отпустить его, чтоб вагон проехал это пересечение по инерции.
Если он зазевается, и не сделает этого в нужный момент, то верхний трос может получить серьёзные повреждения.
Пройдя опасное место, трос захватывается вновь, и трамвай едет дальше, а для пассажиров эта манипуляция схожа с переключением скоростей водителем автобуса и они ничего не замечают.
Характерной особенностью канатного трамвая является наличие широких боковых подножек и поручней на вагонах.
Пассажирам разрешается осуществлять проезд снаружи вагонов(легализованные зацеперы!), ввиду чего данный способ проезда пользуется у пассажиров высокой популярностью.
Одно из многочисленных видео.
Железная дорога
4K постов6.5K подписчиков