Каким должен быть зоопарк?

Привет, сегодня еще немного зоо-теории, необходимой для разбора поставленных в прошлый раз проблем. Во главе угла стоит проблема недостатка площадей. Разберемся, на что же тратится этот ценный ресурс или, иначе говоря

Каким должен быть зоопарк? Познавательно, Научпоп, Россия, Архитектура, Зоопарк, Исследования, Зоология, Санкт-Петербург, Ленинградский зоопарк, Длиннопост

А. Во-первых, конечно же, животные в их «жилищах».

B. Люди, которые за этими животными ухаживают и помещения, которые им для этой работы требуются. Гардеробные, помещения для готовки еды (себе и подопечным), для отдыха, управленческие здания.

C. Склады для запасов корма, инструментов и оборудования, гаражи для техники и прочего необходимого при уходе за животными.

D. Посетители, и помещения, необходимые чтобы чувствовать себя комфортно в неком общественном пространстве – кафетерии и рестораны, туалеты, игровые площадки, выставочные площади, образовательные центры, кассы, сувенирные шопы.

E. Технические помещения для снабжения всех вышестоящих групп светом, водой, теплом, свежим воздухом.

В нашем случае, площадь – величина постоянная и расширение невозможно. Количество технических площадей E определяется из суммы вышестоящих пунктов – грубо говоря, сколько нужно техники, чтобы снабдить необходимым А, В, С и D. Количества B и С вытекают из количества A – сколько нужно сотрудников, техники и корма, чтобы содержать A количество животных. Площади необходимые для D – это площади, нормированные для общественных пространств и вытекают из количесества посетителей и общей площади парка.

Каким должен быть зоопарк? Познавательно, Научпоп, Россия, Архитектура, Зоопарк, Исследования, Зоология, Санкт-Петербург, Ленинградский зоопарк, Длиннопост

Вернемся к таблице из прошлого поста и заметим огромную концентрацию видов и особей на относительно небольшой площади. Из сравнения с европейскими зоопарками можно заметить, что на доступных зоопарку 7,2 га реально разместить 180 – 220 видов разнообразных животных, но никак не 640. Даже если учесть, что примерно половина из этих животных насекомые, рыбы или земноводные содержащиеся в террариумах, т.е. много различных видов на относительно небольшой площади (см. тропический аквариум и зоопарк Гамбурга – 350 видов на площади 0,8 га и 140 видов на площади 18,2 га).

Итак, очевидно что остаться на старом месте и при этом соответствовать своему времени зоопарк может только сократив коллекцию животных. Но куда же их девать? Модернизация зоопарка процесс не одного дня, при остановке программ размножения часть животных умрет по естественным причинам с течением времени, часть животных усыпят, часть пристроят в другие зоопарки. Об этической стороне контроля популяции и содержания животных в неволе уже писала здесь.

Каким должен быть зоопарк? Познавательно, Научпоп, Россия, Архитектура, Зоопарк, Исследования, Зоология, Санкт-Петербург, Ленинградский зоопарк, Длиннопост

Но не теряется ли сам смысл зоопарка, если убрать из него животных? Разумеется, суть в том, чтобы убрать не всех животных. Как же решить, кто достоин остаться, а кто нет?

С этой целью зоопарки, планируя свое дальнейшее будущее, проводят анализ коллекции животных.

Каждому животному в зоопарке, или тем, которых зоопарк планирует приобрести, присваиваются следующие критерии:

·  зоологическая ценность (оценивается важность сохранения того или иного вида в природе в целом, его редкость);

·  дидактическая ценность (важность сохранения животного в коллекции касательно общих целей учреждения, его выставочная ценность, в том числе, региональная важность – например, сохранение редких животных, места обитания которых расположены в стране или регионе);

·  сложность содержания (интенсивность ухода, опасность, стоимость содержания конкретного вида);

·  особая ценность для учреждения (важность сохранения животного для зоопарка, связанная с его историей или символичностью, например, символ зоопарка – белый медведь).

Каким должен быть зоопарк? Познавательно, Научпоп, Россия, Архитектура, Зоопарк, Исследования, Зоология, Санкт-Петербург, Ленинградский зоопарк, Длиннопост

Сайт Zootier-Lexikon каталогизирует животных по степени их редкости

Помимо самих животных анализируются и показатели условий их содержания. Каждый вольер оценивается по следующим показателям:

·  размер – соответствие требуемым условиям содержания и размеру животного;

В России регулирующим документом является Постановление правительства РФ от 30 декабря 2019 г №1937 об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях. В нем, прежде всего, закреплено обеспечить пространство и обстановку, удовлетворяющие потребности животных в физической активности, необходимой для поддержания благополучия их конкретных видов.

В таблице ниже приведено сравнение этих норм для крупных кошачьих и белых медведей с немецкими, на которые, в большинстве случаев, мне приходится опираться в моей работе.

Каким должен быть зоопарк? Познавательно, Научпоп, Россия, Архитектура, Зоопарк, Исследования, Зоология, Санкт-Петербург, Ленинградский зоопарк, Длиннопост

На первый взгляд, отличия в российских и европейских нормах довольно незначительные, тем не менее стоит уточнить, что передовые зоопарки Германии, ориентируюясь на данные нормы, закладывают большой запас на развитие, связанный с постоянным увеличением требований зооохраны. Так, например, строящийся на сегодняшний день вольер для амурских тигров в зоопарке Штуттгарта, предусматривает для 1+1+4 животных (пара + 4 детеныша) три наружных вольера порядка 1.200 м², и 6 отдельных боксов около 40 м², два из которых оборудованы родовыми домиками. Это связано не только с нормами площадей, но и с удобством логистики и перегона животных между вольерами.

·  техническое оснащение – наличие шлюзов, карантинных вольеров, интактность ворот и дверей, соответствие требованиям безопасности (охрана животных, охрана труда и безопасности людей);

·  состояние ограждений – выполнение ограждающей функции, безопасность, эстетичность;

·  наличие и состояние инфраструктуры – в завивисмости от вида и его потребностей в воде, энергии, терморегуляции, а также наличие защитных компонентов – например защита растений от поедания животными;

·  логистика  – оптимальные расстояния между персоналом, животным и обслуживающей техникой, менеджмент транспорта и снабжения специфичные для каждого вида;

·  структура вольера (условия содержание животного) – наличие достаточных развлечений и специальных тренировочных компонентов для животных, или элементов необходимых для нормальной повседневности животного – например, места для купания и грязевые ванные у слонов, столб для кормления у хищников;

·  дидактика – ценность вольера для посетителей, наличие возможностей для наблюдения, громкоговорители, освещение, информация о содержащемся животном.

На основе всех этих критериев составляется рейтинг животного и выбираются наиболее значимые для зоопарка экземпляры. Разумеется, это работа прежде всего зоологов, а не архитектора, но возвращаясь к конкретному Ленинградскому зоопарку, можно было бы представить сокращение зоопарком теплолюбивой австралийской или африканской коллекции животных в угоду морозоустойчивых животных полярного круга, менее чувствительных к условиям климата и имеющих региональное значение.

С одной стороны, с уменьшением коллекции животных уменьшается и ценность экспозиции в целом, а также интерес к ней у посетителей. Возникает риск уменьшения количества посещений, сокращения фиансирования для оставшихся видов. С другой стороны, более качественная выборка животных и более качественная их демонстрация служит для повышения интереса и посещаемости. Здесь мы возвращаемся к нашей проблеме номер 2 – отсутствию качественной экспозиции.

Показ животных, не равно показ животных. Количество не должно идти в ущерб качеству. Концепция «зверинца» - демонстрация и обладание как можно большим количеством видов, не способна в современных условиях конкурировать с качественной экспозицией, которой многие соотечественники уже успели насмотреться в Европе.

— Не хочу даже идти в наш зоопарк, так жалко зверюшек, то ли дело в европейских зоопарках: им созданы вольготные условия и просторные вольеры, — говорят поездившие за границу петербуржцы.

...

Мы за границами не бывали, Интернета тогда не было, и мы, и посетители искренне считали, что наш зоопарк самый лучший. Когда в 90-м году мы впервые посетили зоопарк в США, то у нас открылись глаза. Вернувшись домой, мы заново увидели тесноту и убожество клеток, стало стыдно даже перед горожанами...

Из интервью Натальи Гергилевич

Но что же должна содержать качественная экспозиция, чтобы быть приятной для глаза посетителей? Уже в прошлом веке ведущие зоологи и эксперты в этой области сформулировали ключевые принципы, которыми должен обладать зоопарк, и в последние десятилетия упор сильно сместился с увесилительной на образовательную и просветительскую функции.

Человеческая натура же, лишь незначительно изменилась с теченим веков, и выражение «Хлеба и зрелищ» характерно для нас, не меньше чем для древних римлян, к которым оно адресовано. Изменились только сами «зрелища».

На изображении ниже показано из чего складывается мотивация посетителя зоопарка. 70% потребности посещения зоопарка – это наше желание получить легкое удовольствие, расслабиться, отдохнуть, «поглазеть» и лишь 10% приходится на тягу к научным знаниям.

Каким должен быть зоопарк? Познавательно, Научпоп, Россия, Архитектура, Зоопарк, Исследования, Зоология, Санкт-Петербург, Ленинградский зоопарк, Длиннопост

Как и в пирамиде Маслоу, достичь цели на верхушке пирамиды, можно лишь удовлетворив все нижележащие «низменные» потребности человеческой натуры.

Эмоциональную мотивацию при посещении такого места как зоопарк, человек получает, прежде всего, посредством зрительного восприятия. Не последнюю роль в обработке этой информации играет присущий нам антропоморфизм. Вспомним формализм третьего поколения зооархитектуры, на которые обрушился шквал критики общественности – функциональные, но стерильные и неприятные для глаз посетителя вольеры.

Невозможно научить человека знаниям, внушить ему прогрессивные и благие идеи не прибегая к манипулятивным приемам. Манипуляция лежит в основе многие позитивных и конструктивных процессов. Именно на ней основано любое образование, спортивные тренировки и прочее. Человеку вкладывается в голову представление о его светлом будущем, успехах и достижениях, которые его ждут, если он вот в эту самую минуту пересилит свою природную лень и начнет читать/учить/заниматься тем, что от него требует манипулятор-учитель и манипулятор-тренер.  Интересная и подробная лекция по этой теме от Евгении Тимоновой здесь.

На той же самой манипуляции базируется и образовательная функция зоопарков. Усвоение информации, благотворительность возможны лишь на фоне удовлетворения личных «эмоциональных» потребностей, тех самых 70%. Одним из класических примеров является воронка пожертвований, которую можно увидеть в каждом зоопарке Германии. За детское удовольствие насладиться качением монеты по спирали, посетители платят той самой монеткой.

Каким должен быть зоопарк? Познавательно, Научпоп, Россия, Архитектура, Зоопарк, Исследования, Зоология, Санкт-Петербург, Ленинградский зоопарк, Длиннопост

Итак, подводя сегодняшний итог, каким должен быть зоопарк чтобы привлекать посетителей:

Выглядеть комфортно – человек должен видеть довольное животное, в подходящей для него среде, и ему самому должно быть комфортно. Вид животного в вольере не должен вызывать у посетителя угрызений совести или чувства жалости.

Быть простым и доступным для людей всех поколений – человек не хочет разбираться в схемах, решать куда идти. Он хочет на ручки отдыхать, наблюдать за животными, посидеть, если устал и поесть, если проголодался. Отдых не будет легким, если целый час искал где запарковать машину или ждал очереди в туалет.

Давать разносторонние впечатления – любопытство человека не только в том, чтобы увидеть животное, но и услышать звуки, которые оно издает, почувствовать его запахи и, если возможно, потрогать.

Доставлять удовольствие – ходить в музее животных между рядами довольно скучно, разнообразие могут привнести организованные парком мероприятия – тематические эвенты, ночные экскурсии, световые шоу.

Иметь особенности и соответствовать духу современной маркетинговой зооархитектуры – вишенкой на торте эмоциональной мотивации и узнаваемым символом парка может стать какое-либо особенное уникальное сооружение, Лахта-центр паркового масштаба, являющийся точкой притяжения проект.

И на верхушке пирамиды – давать знания, ненавязчиво, в игровой форме доносить важную информацию или закладывать зоозащитные основы детям и взрослым.

Каким должен быть зоопарк? Познавательно, Научпоп, Россия, Архитектура, Зоопарк, Исследования, Зоология, Санкт-Петербург, Ленинградский зоопарк, Длиннопост

Вольер амурских тигров, зоопарк Дюйсбург

Пока не решила в каком направлении буду углубляться в этой теме дальше. Поразмыслить и почитать предыдущие части можно здесь:

Введение

Историческая основа

Проблематика

До следующего раза!

Лига Зоопарков

387 постов913 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

▶ Нельзя нарушать правила Пикабу.
▶ Будьте вежливы, уважайте себя и других.
▶ Не размещайте посты не по теме сообщества.

В дальнейшем, возможно, правила будут дополнены)