Каким было продвижение в СМИ во времена ваших бабушек и дедушек?

Был ли частный бизнес в СССР? Имел ли он возможность рекламировать свой товар? Что продвигали плакаты и телеканалы? Какой была реклама? На все эти вопросы попробуем ответить в сегодняшней статье.

Каким было продвижение в СМИ во времена ваших бабушек и дедушек? Рынок, Маркетинг, Бизнес, Проект, Развитие, Длиннопост

Продвижение частного бизнеса в СССР

Частный бизнес в СССР, несмотря на многочисленные сложности, был. Одним из наиболее благоприятных периодов для частных предпринимателей стали годы проведения НЭП. Государство понимало, что без этих людей не сможет наладить нормальную работу производства и торговли, поэтому предоставило им некоторую свободу действий. Так частные предприниматели получили возможность давать прямую рекламу своих товаров и услуг. Использовались для этих целей, в основном, газеты. Чаще всего такие объявления были очень лаконичными, с указанием кто, что и где. Без витиеватых фраз и расхваливания преимуществ своей продукции.

После сворачивания НЭП частные предприниматели тоже не исчезли. Те, кому было разрешено продавать излишки сельскохозяйственной продукции, делали это на специальных рынках.

Производители же непродовольственных товаров были вынуждены вступить в кооперативы или артели. На 1953 год их насчитывали более 110 000 артелей. Они изготавливали посуду, детские игрушки, первые радиоприемники. И долгие годы такие организации находились в тени, так как государство было заинтересовано, в первую очередь, в продвижении продукции собственных предприятий.

А в 1956 году началась ликвидация частных организаций и объединений. Часть из них стали государственными и продолжили работу, иных же просто разогнали, отчуждая собственность в пользу государства.

Официально снова разрешили индивидуальную трудовую деятельность в 1986 году. Конечно, в период запрета была и теневая экономика, в рамках которой люди приторговывали тем, что смогли вынести с предприятий, нелегально провезли в страну и пр. Но на то она и теневая, что никакой рекламы (кроме сарафанного радио), не было.

Реклама на плакатах

Плакаты изначально активно использовались для пропаганды и социальной рекламы. Но довольно быстро их стали использовать и для продвижения товаров. Вначале в рекламе фигурировали только названия продуктов и организации, которая занималась их производством и продажей.

Например, с плакатов населению предлагали питательную и вкусную красную икру, рассказывали о консервированных плодах и ягодах.

Постепенно стали появляться и призывы к действию – «покупайте», «пейте», «требуйте».

Часть советских товаров продавалась за рубеж. Например, популярностью пользовались радиоприемники, водка, часы.

Для продвижения этих продуктов создавали лаконичные по своему дизайну плакаты. Часть из них была на иностранном, часть – на русском языке. Последние выпускались для дипломатов, работавших за рубежом.

Реклама на телевидении

Телевизионные рекламные ролики того времени удивляют своей продолжительностью. Про один продукт могли рассказывать и 5 минут. В рекламе часто использовали образы простых людей и героев известных произведений, музыкальные и танцевальные вставки, привлекали для ее создания популярных актеров. Больших денег последние за такие ролики не получали. Участие в рекламе оплачивалось по ставке обычного съемочного дня, поэтому актеры не очень-то радовались таким предложениям.

Например, знаменитый Леня Голубков, рекламирующий финансовую пирамиду получал за ролик около 100 - 200 американских долларов  (1000-2000 рублей соответственно на тот момент).

Каким было продвижение в СМИ во времена ваших бабушек и дедушек? Рынок, Маркетинг, Бизнес, Проект, Развитие, Длиннопост

Была и скрытая реклама в фильмах. Пересматривая киношедевры тех времен, можно заметить призывы приобрести машину или отнести свои деньги в сберегательную кассу. Даже само появление новых моделей авто в кадре некоторых фильмов было рекламой.

Для чего была нужна реклама в СССР

Многие современники недоумевают, зачем же нужно было продвигать продукты и непродовольственные товары на внутреннем рынке, если в продаже и было только то, что производило государство? Мы можем лишь предполагать.

Каким было продвижение в СМИ во времена ваших бабушек и дедушек? Рынок, Маркетинг, Бизнес, Проект, Развитие, Длиннопост

Возможно, некоторые товары не пользовались спросом у населения или были новыми для потребителей, и реклама должна была стимулировать спрос. Например, во времена популяризации кукурузы вышел первый телевизионный ролик об этом продукте, в котором демонстрировали разные варианты блюд с этим овощем.

Маяковский, который вместе с Родченко создал огромное количество плакатов и вывесок, считал, что даже самое верное дело не двигается без рекламы, и она должна бесконечно напоминать о каждой, даже самой чудесной вещи.

Еще одна версия – донести до граждан, что приобретать товары лучше всего в официальных магазинах, а не с рук. На это может косвенно указывать приписка вроде «Нигде кроме Моссельпрома».

И третья версия – реклама была идеологически направленной. Например, напиток «Пепси» граждане скупали активно, и спрос на этот продукт в дополнительном стимулировании не нуждался. А показывали подобные рекламные ролики, чтобы продемонстрировать, что в стране нет дефицита, есть изобилие товаров. Использовали их и на международных выставках с этой же целью.