Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса

В посте про неполадки телескопа Хаббла прочитал про фотошоп космических снимков, и что вообще всё это обман. И вспомнил, что у меня есть быстрый пример. :-)


Ничего нового любители астрофотографии, просто фотографии, да и люди, которые с физикой на ты, не откроют. Просто покажу что снял, и как сильно это обработал.


Ниже моя фотография Туманности Киля (NGC 3372), сделанная на монохромную (черно-белую) камеру:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

Туманность Эты Киля — эмиссионная туманность (область ионизированного водорода) в созвездии Киль. Приблизительные угловые размеры — 2,0°×2,0°, то есть примерно в 4 раза больше, чем угловой диаметр Солнца и полной Луны. Туманность Киля была открыта Николя Луи де Лакайлем, французским астрономом, в 1751-52 годах с мыса Доброй Надежды. Находится на расстоянии от 6500 до 10 000 световых лет от Земли.


Для начала быстрый ответ на вопрос - зачем снимать на черно-белую камеру? Тут всё просто.Потому что у монохромной камеры гораздо выше чувствительность и проницаемость, и меньше "шумность", мы можем получить гораздо больше сигнала, чем снимая на цветную камеру и ещё по ряду причин профессиональные астрономы (и продвинутые любители) используют именно их.

Чтобы снимать цветные фотографии черно-белой камерой, используются фильтры, которые по очереди блокируют все спектры, кроме, например одного. Для упрощения, возмём популярную палитру RGB. Каждый из фильтров будет пропускать только свой спектр, и блокировать остальные.


Например, для начала мы просто снимем этот объект с фильтром UV/IR cut, который отсеет весь невидимый спектр (ИК и УФ) и равномерно пропустит видимый:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

И у нас получится насыщенная, но черно-белая фотография:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

Здесь нет никакой информации о цвете, но мы знаем что все видимые цвета здесь пропущены равномерно, и мы назовём этот канал яркостным (L), то есть мы тупо набрали побольше сигнала, на который в последствии наложим цвет.


После этого, мы снимаем на эту же монохромную камеру в диапазоне, например G. То есть пропускаем только зеленый цвет. Фотография будет по прежнему черно-белой, но мы её сохраним под названием, например, "зеленый цвет" и запомним, что фильтр пропустил только зеленый спектр, вот так:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

И вот что у меня получилось:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

Мда, зеленного тут не много. Зато много будет красного, ведь туманность водородная!


Красным в космосе светится водород - самый популярный элемент во Вселенной, но не сам по себе светится, а после ионизации его атомов ультрафиолетом от очень горячих звёзд. В общем не вдаваясь в подробности, если на фотографии космического объекта вы наблюдаете красный цвет, как, например, на моей первой фотографии, значит это ионизированный водород.


В общем-то на фотографии ниже как раз очень хорошо и проявились области водорода. Это был красный фильтр:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

И отснимем последний, голубой спектр:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

Фото с зеленым и голубым фильтром кажутся похожими, просто потому что в именно в этой туманности очень мало и того и другого (преобладает водород), но на самом деле они проявили разные области, потому что пропустили разный спектр. Если смотреть не на яркие области, где всегда много сигнала, а на перефирию, это хорошо видно.


Теперь мы собрали все три канала, и всё что нам осталось - свести их в одно изображение. Процесс похож на тот, который использовали раньше в фотопечати, и даже можно повторить таким же образом. Но гораздо легче сделать это в любом графическом редакторе, наложив фотографии друг на друга и задав каждой из них соответствующий канал:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

На этом всё! Астрофотограф не пририсовал ни одной звёздочки, и не взорвал ради кадра ни одну сверхновую (это они сами). Вот, что у нас вышло. И я бы сказал, что фотография до сих пор ни капли не обработана:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

Далее обычно начинается процесс постобработки, когда уменьшается шум фотографии, крутятся ползунки яркости, насыщаются определенные цвета, или просто исправляется баланс, если нужно. Да и мне бы не помешало это сделать (видно, что баланс нарушен по тому, что звезды ушли в зеленый оттенок, если взглянуть на первую фотографию), но я сразу этого не сделал, а потом уже забил.


Дальнейшая постобработка это уже довольно художественная работа, поэтому работы разных авторов могут выглядеть по разному. Но именно по цветовым оттенкам, а не по запечатленным объектам.


Для примера, вот моя фотография галактики Андромеды:

Как раскрашивают черно-белые картинки Космоса Космос, Астрофото, Снимки из космоса, Телескоп Хаббл, Астрономия, Вселенная, Обработка фотографий, Длиннопост

И вот куча Андромед, снятые другими авторами и с другим оборудованием, с разной выдержкой: https://deepskyhosting.com/search/M31/ - видны отличия в постобработке.


Хаббл, как и многие продвинутые астрофотографы снимают схожей методикой сменных фильтров, но так скажем другим набором фильтров, который позволяет, например, запечатлеть расширенные спектры цветов. Такие фильтры называются "узкополосные". И есть целое направление в астрофотографии и постобработке, называемое "Палитра Хаббла", когда финальное изображение формируется из трёх снимков, снятых в разных длинах волны.


- Красный канал — две линии серы SII (672 и 673 нм, багрово-красный).

- Зелёный канал — линия водорода Hα (657 нм, красный), а также две расположенные рядом и более тёмные линии азота NII.

- Синий канал — две линии кислорода OIII (501 и 496 нм, изумрудный).


То есть изображение этого же объекта, с первой фотографии, но в Палитре Хаббла будет выглядеть иначе. И это очень круто, потому что поможет выявить и подчеркнуть те детали, которые "светятся" только в небольшом диапазоне спектра, который мы не видим или который нам трудно увидеть.


И хоть такие изображения будут отличаться от той картины, которую мы бы запечатлели просто на цветную камеру, или на фильтры RGB, именно "узкополосники" помогают понять, какой "реальный цвет" у этого светящегося газа, являющегося дважды ионизированным кислородом, с точностью до нанометра.


Как-то так :-)

Исследователи космоса

17.5K постов47.6K подписчика

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)