Как привлечь инвестиции в свой бизнес. Часть 1

Вопрос довольно важный, и задается им 100% препринимателей. Даже если вы ещё об этом не думали, то обязательно подумаете, просто немного позже.


Привлечение инвестиций процесс довольно непростой , и существует масса подходов к тому как это делать . Я расскажу о наиболее подходящих для российского рынка, в основном советы подойдут для малого и  среднего бизнеса на относительно ранних стадиях развития , если это будет нужно в след. постах напишу такой же гайд для крупного бизнеса.

Сразу оговорюсь , что здесь речь пойдёт о ранних раундах pre seed, seed и  суммах до 1 млн.$.


Начнём.


И так, допустим вы придумали великолепную идею, смогли собрать собственные деньги , воспользовались первым и самым простым способом привлечения инвестиций -  взяли у F&F ( семья и друзья ). И у вас получился какой-то бизнес , в него стали приходить клиенты, платить вам деньги ( или не платить, тут уж как получится ), вообщем сформировались какие-то результаты. И логично, что у вас появилось желание его развивать -  масштабировать. Это очень важный момент , привлекайте инвестиции только для развития - масштабирования , а не для того, чтобы просто обеспечить жизнедеятельность бизнеса , то есть просто  сжечь деньги ничего качественно не улучшив в своём бизнесе. Помните ,если вашем бизнес плане основная статья будущих трат полученных инвестиций - зарплаты , то это очень плохой план.


Важный вопрос : Каким критериям должен соответствовать бизнес , чтобы быть привлекательным для вложений в него?

Отвечаем:


1. Клиентская база должна неуклонно , значительно расти от периода к периоду ( конкретный показатель колеблется в зависимости от индустрии и типа бизнеса ) , но если у вас  прирост +100% от года к году  в первые 2 года жизни бизнеса , можете считать , что вы очень интересный объект для инвестиций. Абсолютные цифры также должны быть значительными.  Если у вас было 10 клиентов , а потом стало 20 , это само собой никому неинтересно.( в большинстве своём ).


2. Бизнес должен работать на достаточно крупном рынке , то есть иметь возможность генерировать достаточные ( многомиллионные)  денежные потоки , при этом не занимая его  существенной доли. В перспективе само собой.


3. Ваш бизнес может стать  интересным активом для будущих раундов инвестиций , или для M&A сделок - слияния и поглощения. Любой адекватный профессиональный инвестор , как частный, так и фонд ищет для себя возможность экзита- выхода из бизнеса путём продажи доли при новом раунде инвестиций ( само собой с существенной наценкой ) , особо оптимистичные ждут IPO, кто-то расчитывает на обратный выкуп акций от компании. И почти никто не ждёт ежеквартальных или ежегодных незначительных дивидендов.


4. У вас сильная команда , которая может давать результат, при чем этот факт подтверждён реальными кейсами.

На ранних стадиях зачастую инвестируют не столько в бизнес , сколько в людей- основателей и команду.

5. Вы чётко понимаете куда вы потратите инвестиции и просчитали , что это принесёт вашему бизнесу и инвесторам. И можете это внятно донести в формате простой , но убедительной презентации.

6. У вашего бизнеса есть  УТП , которое может формировать или формирует добавленную стоимость как вашего продукта , так и вашего бизнеса.

7. Ваш драйвер роста - не деньги, точнее их роль не решающая. То есть если ваш продукт растёт только с постоянной рекламой  и не имеет органического прироста, то не стоит расчитывать на толпу спешащих стать вашими инвесторами фондов.



Пост уже получатся очень длинный. На этом закончу первую вводную часть.

Если вам будет интересно прочитать про то  :

1. Как составить внятную инвестиционную презентацию и куда с ней идти

2. Как сформировать понятный бизнес план

3. Какие ошибки нельзя допускать при привлечении инвестиций


Ставьте "+" или пишите в комменты , чтобы я понимал , что тема интересна и стоит ее продолжать. Всем спасибо