Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик»

Ближе к концу XIX века в России случилась самая настоящая эпидемия. Или, как тогда говорили, – моровое поветрие. Правда, разговор шёл не о тех болезнях, с которыми сражаются врачи. В России разразилась эпидемия моды на всё русское...

Кстати, не надо бдительно щуриться на заголовок. Придумывать вообще иногда полезно. Мужчина строит дом – он придумывает, как его сделать надёжнее, крепче. Женщина придумывает, как его сделать удобнее, обставить, украсить... В истории каждой страны бывают периоды, когда вдруг резко начинает расти интерес к национальной культуре, национальным обычаям, когда людям вдруг хочется найти что-то «только своё», «особенное», такое, «чего больше у никого нет».

Россия первой половины XIX века была страной, выражаясь современным языком, «общеевропейской». В архитектуре господствовал классицизм («николаевский классицизм»), в живописи – античные и библейские сюжеты, в высшем обществе – французский язык. Именно французский был первым письменным языком маленького Саши Пушкина, а вовсе не русский!

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Смольный институт (архитектор Джакомо Кваренги) – пример классицизма

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

...правда, он тогда чуть-чуть по-другому выглядел

Русское искусство в те годы было «не в фаворе» – Пушкин, Гоголь и Лермонтов были авторами отнюдь не «массовыми». Так называемые «французские романы» (к авторам которых относили и шотландца Вальтера Скотта, и даже русского Михаила Загоскина) образованной публике были «роднее», ближе. Единственным признанным русским композитором того времени был Михаил Глинка, – причём его сочинения, опять-таки, восторга и сильной любви у высшего общества не вызывали. Кто-то то ли из великих князей, то ли лично император Николай Павлович (есть разные варианты этого анекдота) в качестве наказания отправлял провинившихся офицеров в Мариинский театр слушать «от начала и до конца» оперу Глинки «Руслан и Людмила».

Однако времена меняются, «мода – девушка переменчивая и капризная». И во второй половине XIX века в России начинает расти интерес ко всему национальному, русскому, традиционному. Здесь можно вспомнить и художников-передвижников (о них мы писали вчера), и Васнецова, и Билибина. Можно вспомнить и композиторов – на месте одинокого Глинки появляются и Мусоргский, и Бородин, и Римский-Корсаков, позже Чайковский. Которые пишут оперы на исключительно «русские» темы – «Снегурочка», «Хованщина», «Князь Игорь», «Борис Годунов».

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Виктор Васнецов, "Иван-царевич на сером волке". Знатоки и ценители живописи безошибочно определят направление, к которому принадлежит картина. Нет, не "новый русский" и не "псевдорусский стиль", а именно направление. Кто догадался?

Ближе к концу XIX – началу XX века «русская бацилла» начала проникать абсолютно повсюду! Мальчиков внезапно перестали наряжать в «европейские» костюмчики, в детский обиход вошли расшитые русские косоворотки, кушаки, кучерские армячки, сапожки и прочая «простонародная» одежда (правда, сшитая из самых лучших материалов, это само собой).

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Мальчики, одетые "по-русской моде"

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Помните повесть «Детство Никиты»?

...Никита нашел у себя на постели синюю шелковую рубашку, вышитую елочкой по вороту, подолу и рукавам, витой поясок с кистями и бархатные шаровары...

Резко меняется и детская литература, и детские игры. В моду входят сказки Пушкина, «Конёк-горбунок» Ершова, «Песня про купца Калашникова» Лермонтова и «Ах ты степь моя, степь привольная» Кольцова. На место французских «ле пти грандиссон», «авек плезир» и «ланфрен-ланфра» приходят отечественные «травушка-муравушка», «гуси-лебеди» и «люли-люли».

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Иллюстрация В.А. Милашевского к "Коньку-горбунку", фантазия на тему новорусского стиля

…Кстати, а вы знаете, откуда взялись «люли-люли»? Есть забавная версия. Дескать, это (как и «ай-люли») на самом деле ни что иное как искажённый (но не до неузнаваемости) церковный призыв «аллилуйя!» (то есть по-древнееврейски «хвалите Бога!»). «Аллилуйя» простым крестьянам была совершенно непонятна, а вот «люли-люли» – самое то. Кхм... Ну, так это или не так – вопрос спорный. Однако продолжим.

Среди взрослой части высшего общества неожиданно модными стали наряды в русском стиле, причём ещё «допетровском», с богато расшитыми косоворотками, кафтанами и остроносыми сапогами на высоком каблуке. Женщины неожиданно стали появляться на балах в сарафанах и обсыпанных жемчугами кокошниках, такими нарядами увлекались даже Император и Императрица!

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Николай и Александра Романовы на костюмированном балу "в русском стиле". 1903 год

Архитекторы того времени вдруг резко забывают про классику, колонны и мезонины, и начинают строить здания с чешуйчатыми крышами, головками-луковками, резными коньками, теремами и прочими элементами «старинного русского зодчества». Вспомните, например, здание исторического музея в Москве – вот вам типичный образец.

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Исторический музей в Москве

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Старый вокзал Саратова – еще один образец архитектуры в новорусском стиле

Московские и петербургские повара в срочном порядке «изобретали заново» и «открывали для общественности» блюда русской кухни. В моду входит семейное чаепитие по шесть раз на дню, причём с непременным огромным самоваром.

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

В то же самое время – опять-таки именно в «высшем свете», среди богатых купцов, дворян, императорской семьи – возникает повальная мода на русские народные промыслы: городецкую роспись, хохломскую роспись, палехскую живопись, гжельскую керамику, каслинское литьё, дымковскую игрушку, уральские самоцветы... У простых русских людей на такие поделки денег обычно не хватало.

Всё это, конечно, было прекрасно, хотя иногда немного... чрезмерно. Ну представьте: садитесь вы в трамвай. А кондуктор вместо «оплачиваем проезд» вдруг делает поясной поклон и говорит что-нибудь в духе «Исполать, добры молодцы да красны девицы, несите в мою мошну мзду подорожную!». Смешно? Ну, это мы придумали, а вот недавно у нас в одной сети быстрого питания «менеджмент» на самом деле приказал сотрудникам называть посетителей исключительно «сударями» и «сударынями». «Ваш чек, сударыня»...

В общем, вот на таком историческом фоне и появился «треугольный символ России» – балалайка.

Впрочем, народный инструмент под названием «балалайка» (или «балабайка») в России существовал давно. Количество струн у него было – сколько хотите, от двух до шести. И форма корпуса – как любят говорить учителя физкультуры в школе, «свободная». Посмотрите на картину «Мальчик с балалайкой» Петра Заболотского (1835 год):

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Похожа на балалайку? А это она и есть...

В 1876 году в Россию приехал итальянский музыкант Джинислао Парис. Кстати, в Италии тех лет тоже был период национального возрождения – во многом подобный тому, который происходил у нас в России. Италия тогда только-только стала единым государством (1861 год), в ней произошли революция и война за независимость... В общем, национально-патриотическая тема тоже была модной. В 1880 году Джинислао Парис организует в России первый неаполитанский оркестр – с мандолинами и гитарами, успешно исполнявший тарантеллы, баркаролы и прочие итальянские народные танцы и песни.

Неаполитанский оркестр чрезвычайно заинтересовал Василия Андреева – талантливого музыканта и композитора, а ещё, как бы сказали сегодня, «человека с продюсерской жилкой» и «мейнстримщика» (то есть очень хорошо чувствовавшего требования моды и запросы публики).

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Василий Андреев

Почему бы не создать подобный же оркестр – только русский, с русскими инструментами? Само собой, «народная» балалайка для этого не годилась – и тогда Андреев в сотрудничестве с профессиональными скрипичными мастерами «изобретает заново» балалайку, а с ней заодно – домру и гусли. Даже сделанная профессионалами балалайка обладала довольно слабым, коротким звуком (как говорят современные музыканты, «сустейном»). Но ничего страшного – Андреев для игры «длинных» нот заимствует у итальянской мандолины технику тремоло. Да-да, ту самую, которая сейчас считается чуть ли не иконой и основным символом русской народной музыки.

Итак, в 1888 году в Петербурге появляется «Кружок любителей игры на балалайках». Продюсерский талант Андреева не подвёл – солидные дядечки в чёрных фраках с треугольными балалайками на коленках вдруг оказались очень даже востребованными публикой. «Барыня», «Ах вы сени мои сени» и «Светит месяц» петербургскому высшему обществу, жаждавшему «русского, русского, русского!», зашли «на ура». В 1897 году «Кружок» превращается в «Великорусский оркестр», а в 1914 году – уже в «Императорский оркестр». Сам Андреев получает придворный чин надворного советника (подполковник в армии) и звание «Солист Его Императорского Величества». Видимо, Николаю II и императрице Александре «новорусский» стиль очень нравился.

Многие серьёзные музыканты от Андреевского оркестра были в шоке. Оркестр втихаря называли «турецким», «цыганским» и «чудовищным». С точки зрения профессионалов балалайки Андреева не были народными инструментами – это, по сути, были лакированные новоделы, созданные по западным канонам и всем без исключения законам акустики. Оркестр Андреева исполнял не только (и не столько!) народные песни, сколько «псевдонародные», композиторские (например, «Калинку-малинку»). Не брезговал Андреев и откровенной «попсой» и «коньюктурщиной», вроде как исполнить на балалайках и гуслях «Преображенский марш» или гимн «Боже, Царя храни!».

С другой стороны по прошествии 140 лет уже можно сказать точно – изобретённая Андреевым балалайка оказалась очень удачным музыкальным инструментом. Красивым, необычным, ушедшим от итальянской мандолины довольно далеко. И сегодня даже представить себе русскую народную (да и не только народную) музыку без балалайки совершенно невозможно! Так что Василий Андреев оказался прав, и государственный оркестр русских народных инструментов в наши дни совершенно заслуженно носит его имя. Мода ушла, про попсу все забыли – а вот балалайка сохранилась!

Чем-то похожую историю можно рассказать про игрушки. Всё в том же самом конце XIX века художники московской мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей Анатолию Мамонтову – очень богатому человеку и меценату – подыскивали идею для создания «русской игрушки». Само собой, разные народные игрушки в России существовали и до этого – но, по представлениям мастеров, этим игрушкам не хватало какой-то особенной, нарядной «русскости», броскости, сувенирности, опять же «попсовости», если хотите. Вот, скажем, старинная игрушка «мужик и медведь» – чем плоха? Или богородская «медвежата с ложками»? А вот «не зашли», и всё тут... «Не то!». Идею искали повсюду. И вот как-то раз мастерам в руки попали деревянные куклы из Японии – пустотелая «неваляшка» Дарума и «семь божеств счастья» Шичифукудзин.

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Японская кукла дарума

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

"Семь богов счастья"

Работавшие в мастерской художник Сергей Малютин и резчик по дереву Василий Звёздочкин «азиатские» куклы переосмыслили, переделали и полностью перекрасили. Вместо лысого и бородатого мудреца Бодхидхармы-Дарумы на свет появилась жизнерадостная румяная девушка в ярком сарафане и платке. А семеро божеств счастья подсказали идею о том, что одну куколку можно вставить в другую. Новую игрушку назвали «Матрёшкой», и уже в 1900 году она завоевала на Всемирной выставке в Париже бронзовую медаль.

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Матрёшки с Парижской всемирной выставки 1900 года

Матрёшки в дальнейшем получили просто бешеную популярность – и в качестве игрушки, и в качестве сувенира. «Новодельная» кукла-матрёшка невероятно быстро стала неотъемлемой частью «русского образа» – в точности так же, как это произошло с балалайкой.

Ещё одним символом России считается шапка-ушанка (туристы, налетай!). Которая в советской (и российской) армии появилась только... в 1939 году. А исконно русские треухи и малахаи выглядели (как и балалайка) совсем иначе:

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Ну, и насчёт живописного направления, которому принадлежит картина "Иван-царевич на сером волке". Конечно, это модерн:

Как придумывали Россию. Рассказывает журнал «Лучик» Культура, История России, Художник, Матрешка, Балалайка, Искусство, Архитектура, Научпоп, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

"Иван-царевич на сером волке" (фрагменты)