Как Правительство помогает авиакомпаниям за наш счет

6 июля 2020 года Правительство России решило поддержать отечественных авиаперевозчиков за наш с вами счет. Ну а что, они пострадали от коронавируса куда сильнее нас: им самолеты надо содержать. Вот был бы у вас самолет — вы бы сейчас тоже сидели и очень страдали. А раз самолета нет, значит вам просто повезло, и надо помочь тем, у кого он есть [сарказм]. До коронавируса авиаперевозчики, правда, не торопились помогать пассажирам: про снятие с рейсов из-за перевеса ручной клади слышали, кажется, все. Но это в прошлом. А сейчас надо сплотиться и помочь пострадавшей отрасли.


Итак, давайте проследим хронологию. 8 июня вступил в силу закон, наделяющий Правительство РФ полномочиями устанавливать правила возврата авиабилетов при введении режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности. Напомню, на настоящий момент режим повышенной готовности введен во всех регионах России. Через месяц, 7 июля, Правительство РФ такие правила утвердило. Распространяются правила и на международные, и на внутренние рейсы (кроме чартерных), которые должны были состояться начиная с 18 марта 2020 года. Единственное исключение — Китай: новые правила действуют на рейсы туда и оттуда начиная с 1 февраля 2020 года. При этом в любом случае договор должен быть заключен до 1 мая 2020 года. По крайней мере, пока: если вдруг начнется вторая волна коронавируса, Правительство может этот срок продлить хоть до конца года.


Сразу сделаем оговорку: введенные правила имеют ретроактивное действие, то есть распространяются на те договоры, которые были заключены еще до вступления в силу правил. То есть, грубо говоря, правила начали действовать «задним числом». Это нечастое явление, но формально такое допустимо.


Итак, в чем суть новых правил? Авиакомпаниям предоставляется право в одностороннем порядке изменять дату и время маршрута, изменять аэропорт прилета, добавлять в маршрут пересадки или вообще отменять рейс. Если рейс отменен или пассажира не устраивают внесенные изменения, он вправе потребовать деньги назад. Вот только авиакомпания не обязана их возвращать! В течение трех лет единственный способ хоть что-то сделать со своими деньгами — это зачесть их в счет оплаты другого рейса или дополнительных услуг перевозчика. А если вы никуда лететь этой авиакомпанией не собираетесь, то она будет просто пользоваться вашими деньгами в течение трех лет. Через три года, если вы так и не воспользуетесь своими деньгами, вам их вернут. Если, конечно, к этому времени авиакомпания не разорится, и ей вообще будет, что возвращать. Ну а если возвращать будет нечего, то можете просто порадовать себя тем, что поддержали российскую авиацию.


Справедливости ради, надо отметить, что вернуть деньги авиакомпания должна с процентами. Но размер этих процентов равен ключевой ставке Центрального банка. На данный момент это 4.25% годовых. Попробуйте под такую ставку взять кредит в банке: над вами только посмеются. Поэтому Правительство решило, что надо поднапрячь не банкиров, а обычных граждан. Пусть они за свой счет авиакомпании кредитуют. Без залогов и поручителей.


Для некоторых граждан правилами предусмотрены исключения. Инвалиды I или II группы, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов II группы, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены многодетных семей могут не дожидаться истечения трехлетнего срока и потребовать вернуть деньги сразу.


Еще один важный момент, на котором следует акцентировать внимание. В постановлении Правительства речь идет о введении режима повышенной готовности, повлекшем ограничение международного или внутреннего воздушного сообщения. Формулировка довольно размытая. Непонятно: имеются в виду лишь те рейсы, совершение которых было прямо запрещено государством? Но в России ограничений на совершение внутренних рейсов из-за коронавируса не вводилось, а в постановлении они упомянуты. Выходит, речь идет и про те рейсы, которые авиакомпании отменило сами, просто из-за снижения пассажиропотока? Точку в этом вопросе поставит судебная практика, и что-то мне подсказывает, что мало кто из граждан захочет судиться с авиакомпаниями.