1

«Как нам обустроить Россию» - авторское мнение, Часть 1

Длиннопост. Для ЛЛ - коррупция это плохо, теоретически побороть можно, но есть нюанс.

Периодически вижу на Пикабу различные мнения о том, кому на Руси жить хорошо, и как нам обустроить Россию. Я решил написать небольшую серию собственных размышлений на тему возможных изменений в гипотетическо-утопической современной России в вакууме. Данный текст носит информационно-развлекательный характер без претензий на единственно правильное мнение. Принципиально не рассматриваю и не предлагаю варианты смены общественно-политического строя или любых персоналий во власти.

О себе – гражданин России, не экономист по образованию, но изучал достаточно глубоко на собственной шкуре и шкуре своих знакомых практические нюансы экономики в разных странах.

Итак, хочу начать первую часть эссе с очевидной темы – борьба с коррупцией. Представим, чисто гипотетически, что в какой-то другой России есть такое явление.

Изначальное значение слова «коррупция» – «разложение, гниение, тление». Однако ж, наше привычное понимание этого слова имеет такое же влияние жизнь простых людей, на саму государственность. Страна, в которой процветает коррупция, начинает разлагаться, гнить, да и просто ухудшать все аспекты своей жизнедеятельности в сравнении со «здоровой» страной. Коррупция подрывает доверие к государственным институтам, искажает рыночные условия, угрожает справедливости и правам человека, и может привести к серьезным экономическим, социальным и политическим последствиям. При этом, коррупция – это не обязательно взятки гаишникам или откаты за гос закупки. Это так же злоупотребление публичной властью или доверенным положением для личной выгоды или для выгоды третьих лиц, семейные связи во власти, клановость.

Как же бороться с коррупцией? На мой взгляд, начинать надо с того, чтобы коррупция была невыгодной для коррупционера. Как это выглядит на практике в некоторых государствах?

1. Создание эффективной системы контроля и аудита (по типу ОБХСС)

Усиление внутреннего контроля и аудита в государственных учреждениях. Проведение регулярных внешних проверок и аудитов финансово-хозяйственной деятельности органов власти. Поощрение участия гражданского общества, СМИ и других независимых организаций в мониторинге деятельности государственных органов. Создание каналов обращения для граждан с жалобами и информацией о возможных случаях коррупции.

2. Прозрачность чиновников

Все чиновники и члены их семей обязаны ежегодно декларировать все свои доходы. Любое необъяснимое превышение дохода сверх официальных источников должно изыматься в пользу государства, а чиновник должен терять свою должность навсегда с проведением доследственной проверки. При доказанных факторах коррупции – суд, тюрьма, конфискация. Все процессы и решения суда публичные (за исключением технических подробностей в случае с оборонными технологиями, атомной промышленностью и т.п.).

3. Внедрение технологий блокчейн, цифровой крипторубль и отказ от классических бумажных денег

В настоящее время мир стоит на пороге новой эры в денежной системе, где традиционные валюты могут быть (и будут) заменены цифровыми криптовалютами. Большинство из нас слышали о криптовалютах, многие изучали тему или даже участвовали собственными средствами в различных проектах типа Биткойна или Этериума, где каждый желающий может попробовать намайнить себе денег на собственном оборудовании.

Несмотря на схожесть понятий, государственная криптовалюта это несколько иная концепция, где всю эмиссию контролирует это самое государство. При этом, использование технологии блокчейн обеспечивает высокий уровень прозрачности и неизменяемости транзакций и может иметь потенциал для снижения коррупции и повышения доверия к государственным финансовым операциям по следующим причинам:

3.1. Прозрачность и непреложность

Технология блокчейн представляет собой децентрализованную систему, в которой все транзакции записываются в цепочке блоков и хранятся в базе данных. Эта прозрачность и неизменяемость данных делают невозможным манипуляции или скрытие транзакций. Каждая операция может быть проверена, что создает условия для более честного и открытого финансового управления. Разумеется, речь не идёт о полной открытости данных для населения. Есть финансовые операции, которые можно и нужно секретить. Например, работу оборонной отрасли или область новейших научных разработок и атомных технологий. Но эта информация будет засекречена государством и полностью контролироваться.

Тем не менее, я бы не отказался посмотреть как происходит гос финансирование всей цепочки по строительству дорог или школ с детскими садами, и т.п. В условиях, когда все транзакции фиксируются и часть из них доступны для публичного просмотра, государственные органы и организации могут демонстрировать свою прозрачность и добросовестность в управлении финансами. Это может способствовать укреплению доверия граждан и инвесторов к государственным структурам.

3.2. Автоматизация и уменьшение посредников

Благодаря автоматизированным протоколам, которые выполняют транзакции без необходимости третьей стороны – можно уменьшить количество посредников (а именно банков) в финансовых операциях. Это не только ускоряет процесс, но и уменьшает вероятность ошибок, связанных с вмешательством человеческого фактора. При этом роль банков становится неочевидной, ведь все их услуги можно заменить единым (центро)банком с достаточными вычислительными мощностями. Благодаря цифровой валюте на основе блокчейна государственные органы могут более эффективно отслеживать и анализировать финансовые потоки, что упрощает бюджетное планирование, контроль за расходами и борьбу с отмыванием денег. Только представьте – на всю страну один банк, который оказывает все необходимые услуги, выдаёт кредиты и отслеживает оплаты по всей цепочке создания ценности.

3.3. Борьба с взяточничеством, мошенничеством и серыми зарплатами

Блокчейн может сделать процесс финансовых транзакций более прозрачным и надежным, что снижает возможности для взяточничества и различных видов мошенничества. Кроме того, цифровая идентификация и учет в блокчейне могут предотвратить серые зарплаты в конвертах и другие виды финансовых злоупотреблений с целью ухода от налогов и социальных отчислений. А отсутствие бумажной альтернативы очень быстро сведёт на нет все попытки нечистоплотного использования денег.

4. Неотвратимость наказания

В случае обнаружения коррупции, наказание должно быть быстрым и неотвратимым. Не важно, обстоит ли дело в центральной России или в какой-то из республик. Не важно, дружит ли чиновник с президентом, является ли его бизнес крупным налогоплательщиком в регионе и возбудился ли с утра Бастрыкин. Есть факт, есть доказательства (особенно если эти доказательства видны всем и каждому) – добро пожаловать в суд. Коррупция в оборонной промышленности, в силовых ведомствах, в инновационных технологиях - срок х1,5.

Тут, кстати, есть один неприятный для меня пункт. Как мамкин теоретик, несмотря на мой опыт, я не имею понятия каким образом обеспечить в сегодняшних реалиях эту самую неотвратимость в пределах одной страны. Но без неё всё, что описано выше – не имеет смысла. Коррумпированные чиновники будут всячески блокировать такие нововведения. Может, умные люди тут знают решение? Что вы об этом думаете?

Продолжение следует...

Лига экономистов

472 поста813 подписчиков

Правила сообщества

Нет никаких правил. Разрешено все, что не запрещено правилами Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Автор, что-то правда планом с тоталитаризмом запахло. Те компуктер все посчитает, биг дейту отследит по потокам финансов, люди с холодными головами и чистыми руками всех придут и неотвратимо накажут. Потом, правда, именно у этих людей находят квартиры, забитые деньгами, а общественному контролю и шейму они не подлежат тк контролируют силовой ресурс. Как Вам верно уже написали выше - рецепт известен, разделение властей, сдержки и противовесы, правовое государство. А Вы антиутопию построить хотите. Не надо так ;)
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Всё верно. Только когда нет прозрачного контроля, система сдержек и противовесов имеет свойство сливаться с крупным бизнесом в единую вертикаль всевластия. Если нет открытого декларирования доходов и собственности, а главное, если нет наказания чиновников за жизнь не по средствам - нет и стимула жить честно. Потому что зачем?

Например, в Китае один из самых низких уровней коррупции и уровень контроля населения близок к максимальному. Страдают ли от этого простые люди, которые платят налоги, не воруют и не схематозят?

Если мы не хотим контроля, но хотим правового государства, то это как раз и есть утопия.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Так, а есть какая-то цифра, подтверждающая что в Китае один из самых низких уровней коррупции?

Собственно, индекс восприятия коррупции ставит Китай в 2022 году на 66 место:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_восприятия_коррупции

Китай это вообще такая притча воязыцах - как ввести смертную казнь, стрелять бюрократию налево и направо, создать большого цифрового брата и ни хрена не решить по итогу. Может быть у Вас есть какое-то альтернативное мнение про борьбу с коррупцией в Китае? Я просто иных не слышал.

А мы хотим, надеюсь, победы над коррупцией. Так рецепт известен - правовое государство, гражданское общество, ветви власти, сдержки и противовесы ) Посмотрите на топ 20 в ИВК, они все устроены по этому принципу. Мне понравился Ваш второй пункт - про обязательное декларирование всего имущества и перекрестные проверки чиновников. Ну так в топ 20 стран так и работает, при этом достаточно давно. Тут только вопрос как этот опыт перенести на нашу почву. Во-первых, копирование не всегда у нас хорошо работает. Во-вторых, кто переносить-то будет, коррумпированные чиновники? ))
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы совершенно правы, реальное разделение властей, гражданское общество и правовое государство решает бóльшую часть коррупции. Но я принципиально не хочу превращать свои посты в политические, поэтому стараюсь ограничивать себя предложениями технического характера. Вода камень точит.


Что касается ИВК, да, я в курсе как оно работает. Но мне не очень нравится методология, что это уровень «восприятия» коррупции и что это неполживая Транспаренси Интернешнл, на которой клейма негде ставить. Подумать только, в этом рейтинге Украина стоит на несколько строчек выше России! Для меня это только признак наивности опрашиваемых и подгонка результата под желаемый уровень «демократии».


Тем не менее, у меня лично нет лучшей методики и другого списка. Коррупция такая вещь, которую очень сложно измерить. Например, на бытовом уровне можно жить в своей скорлупке в России и ни разу эту самую коррупцию не встретить. Я до недавнего времени работал в крупном бизнесе на уровне отрасли, работал с министерствами и прекрасно видел как и в угоду кому принимаются ключевые решения, кто конкретно заработал и сколько сверх основной зарплаты.


Кроме того, есть такой тип коррупции, который не выявить даже блокчейном и тотальным контролем. Недавний пример из Китая - решение принимается на уровне «мы с тобой вместе выпили, покурили, ты меня уважаешь - я тебе дам лучшие условия, чем твоим конкурентам. А ты в следующий раз сразу ко мне приходи». В итоге вроде как нет нелегальной материальной выгоды и необоснованного обогащения, но есть принятое решение, которое не является оптимальным. И если таких решений много, то теряется эффективность в долгосрочной перспективе.


Совершенство недостижимо, но это не значит, что к нему не надо стремиться

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Мне тоже не нравится ИВК. Можно в нем открыть тот же Китай за последние 20 лет и посмотреть как их очки коррупции колбасятся вверх-вниз из года в год на 10-15 пунктов. Вместо стабильной кривой вверх или вниз. Понятно, что он не очень точный и малость ангажированный. Но за отсутствием гербовой бумаги пишем на листе в клеточку, другого хотя бы примерного индекса у нас все равно нет. Я честно боялся, что Вы сейчас принесете каких-нибудь левых блогеров типа вестника бури и на них сошлетесь. Вы этого не сделали, так что от меня Вам однозначный плюс )

Нет, я реалист и тоже много где работал, так что с Вашей оценкой коррупции как важной проблемы полностью согласен. Тут вопросов и расхождений нет. Я бы еще добавил к Вашим мыслям, что коррупция бывает «внутренняя» и «внешняя». При первой деньги воруются, но тратятся в стране воровства. Это ужасно социально и политически, но практически безвредно экономически. Для структуры ВВП и прочих показателей совершенно не важно, куплена произведенная в нашей стране яхта или вилла на честно заработанные деньги или на бэд мани. У нас коррупция, судя по цифрам и динамике оттока капитала именно «внешняя». Те на бэд мани яхту и виллу купят за границей. Это ужасно по всем параметрам. Ну или борец с коррупцией насует ворованное в квартиру. Омертвление денежной массы как итог.

И со стремлением к идеалу я тоже согласен. Те 66 (или любое другое место) место в ИВК - плохо. Но гораздо лучше 180-го. Но вот блокчеин в стране силовиков - это как головную боль топором лечить все же ))
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Вы прямо по Салтыкову-Щедрину пишете:
"— Я одной рукой беру, а другой — отдаю! разве это взятка? — Как же это выходит у вас, Христофор Иваныч? — спрашивали его однажды сослуживцы, которые обеими руками брали и ни одною не отдавали. — Очень просто, — ответил он. — Сейчас деньги получу и сейчас же на них какое-нибудь произведение куплю. Стало быть, что из народного обращения выну, то и опять в народное же обращение пущу. И когда все подивились его мудрости, то прибавил: — То же самое, что казна делает. С мужичков деньги берёт да мужичкам же их назад отдаёт. С тех пор в городе Добромыслове никто не говорил: «Брать взятки», а говорили: «Пускать деньги в народное обращение»."

Про блокчейн в стране силовиков - если не будет доступного инструмента, то будет ещё сложнее. Мой посыл - натыкать побольше возможностей, чтобы когда-нибудь количество таки переросло в качество
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку