Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1)

Мне обычно повод не нужен, чтоб восхищаться нашей промышленностью, а когда он есть, так это точно праздник. Короче, я в этот раз приехал не просто посмотреть, как добывают уголь на Разрезе «Тулунуголь» ООО «Компания «Востсибуголь» (входит в холдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской), а на самый настоящий юбилей дедушки-эскаватора, 20 лет как он в строю. Впервые экскаватор по имени Драглайн ЭШ 40.100 №1 презентовали на заводе «Уралмаш» в 1997 году, а уже в 2003 году ввели в эксплуатацию. И знаете, этот боец и сегодня всем фору даст, работает, как часы. Да сами посмотрите, доказательства у меня, естественно, прилагаются.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Итак, мы в гостях у компании «Востсибуголь» на разрезе «Тулунуголь» в Иркутской области. «Востсибуголь»  - это крупнейшая угледобывающая компания в Иркутской области. Предприятия, входящие в её состав ведут добычу угля открытым способом не только в Иркутской области, но и в Красноярском крае, Тыве и Республике Хакасия. За 12 месяцев прошлого года угольная компания добыла 15,5 млн тонн топлива, из них более 10 млн тонн поставлено на ТЭЦ Байкальской энергетической компании.

Пройдя все формальности, овладев всеми азами по технике безопасности, мы отправляемся в медкабинет, где сотрудникам дают добро на работу.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост
Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

А параллельно в гараже проходят инструктаж, а кто-то и лечение машины-трудяги.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост
Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Ну вот, вроде все готовы, пора и в бой, уголь сам себя не добудет.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

История Тулуна тесно связана с развитием угольной промышленности в Иркутской области. Транссибирская железная дорога проходила через множество городов, в том числе и через Тулун. В 1903 году в городе открылись угольные копи, ставшие первым промышленным предприятием. В начале 20-х годов Велестовские каменноугольные копи были закрыты как нерентабельные, но как показывает жизнь, уголь был забыт не навсегда.

Разрез «Тулунский» был открыт в 1946 году, в годы, когда стране нужно было огромное количество угля для поднятия послевоенной промышленности. В 1969 году начал добычу угля и разрез «Азейский». Пик добычи на Азее пришёлся на 80-е годы прошлого столетия. В то время на разрезе добывали более 13 млн. тонн угля ежегодно. По сути дела, снимали «самые сливки» - мощные слои угля, которые лежали ближе всего к поверхности земли. Затем объёмы начали падать: вскрыша увеличилась, а запасы сократились. На местах прежних побед Азея сейчас зона рекультивации. На отработанных землях растёт лес. И всё же добыча на Азейском и сейчас ведётся.

Самый молодой из ныне действующих разрезов Тулунугля - «Мугунский» - был запущен в разработку в 1990 году. Первый уголь пошёл там лишь в августе 1992 года. 28 апреля 2017 года в 17 часов на Мугунском производственном участке была добыта и погружена 100-миллионная тонна угля. Сейчас Мугун остаётся наиболее современным разрезом во всей Восточной Сибири. 1 января 2010 года Азейское погрузочно-транспортное предприятие, Азейский и Мугунский угольные разрезы были объединены в филиал «Разрез «Тулунуголь» ООО «Компания «Востсибуголь».

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Знакомьтесь, Роман Майоров, директор филиала «Разрез «Тулунуголь» ООО «Компания «Востсибуголь» (входит в холдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской). Собственно он и провёл нам экскурсию, а я ещё воспользовался случаем и пополнил свою коллекцию себяшек с капитанами бизнеса.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост
Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Вот он, вот он, наш юбиляр Драглайн ЭШ 40.100 №1 - самый мощный из действующих аналогов в России! Цифры обозначают: 40м3 - вместимость ковша, а 100 - длина стрелы в метрах, а буквы - экскаватор шагающий. При этом корпус горной машины высотой 14 метров, а самая верхняя точка стрелы - на уровне двадцатиэтажного дома или 55 метров. Он работает на Мугунском производственном участке «Тулунуголь». Разрез расположен в 40 километрах от Тулуна, рядом - шахтерский поселок Алгатуй, выросший вместе с угольным предприятием.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Начало организации советского экскаваторостроения было положено в 1930 году постановлением Совета Труда и Обороны СССР. Тогда же в Ленинграде была создана проектно-техническая контора экскаваторостроения (ВТКЭ или Проектэкскаватор), которой руководил Н.Г.Домбровский. Собранные там данные о работе американских экскаваторов послужили основой для выбора конструкций и создания первых советских экскаваторов — паровых лопат М-III-П и М-II-П с ковшами емкостью 1,5 и 0,75 кубометра и электрических карьерных машин М-IV-Э с ковшом емкостью 3 кубометра. Изготовление первого советского карьерного электрического экскаватора М-IV-Э (карьерная прямая напорная гусеничная лопата) было поручено «Уралмашзаводу». 27 мая 1936 года данную машину приняла специальная комиссия. Потом экскаватор разобрали и отправили в Казахстан. В довоенные годы на Уралмашзаводе было изготовлено 11 машин М-IV-Э (по другим данным - 13). Фактически, тем самым было положено начало отечественному тяжелому экскаваторостроению.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

В начале 1948 года советское правительство поставило вопрос создания шагающих экскаваторов. Правда, Министерство тяжелого машиностроения встало перед выбором кому именно поручить это непростое дело, выбор встал между «Уралмашзаводом» и Краматорским машиностроительным. Благо, ставку сделали на уральцев. Правда, Минтяжмаш СССР отводил на всё производство (от разработки до изготовления) первого драглайна всего 8 месяцев, хотя реальный срок, который требовался на создание экскаватора - 3 года. Первые две машины ЭШ 14.65 были изготовлены точно в срок, и успешно начали трудиться на водораздельных участках судоходного канала и Донского магистрального оросительного канала. Даже знаменитый уральский писатель Павел Бажов приехал на Волго-Дон специально взглянуть на это чудо. По воспоминаниям очевидцев, писатель оглядел экскаватор целиком, походил вокруг, палочкой в «башмаки» механизма шагания потыкал, и сделал заключение: «Царь-машина!». Первые уралмашевские шагающие драглайны проработали до 1979 года, то есть почти тридцать лет, побив все рекорды долголетия таких машин. Теперь понятно, почему и наш так хорош, родители статные :).

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Стоять рядом и не восхищаться - просто невозможно. Хотелось бы и внутрь попасть. Да без проблем, вон как раз и экипаж знакомиться спускается.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Как я уже писал выше, Уральский завод тяжёлого машиностроения, представил на суд горняков нашу машину в 1997 году. Конструкторы создали её на основе ЭШ-40.85. При этом изготовили её в единственном экземпляре и сразу поставили в Иркутскую область. Отличительная особенность данного экскаватора от своего предшественника - длина стрелы 100 м, позволяющая сократить количество циклов экскавации горных пород при производстве вскрышных работ.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Собирали экскаватор на монтажной площадке, после чего он своим ходом шел к забою. А ведь эта махина весит почти 4 тысячи тонн. Кстати, еще в процессе сборки заезжие иностранные специалисты очень сомневались, что такое количество металла вообще сможет двигаться. Само передвижение выглядит таким образом: экскаватор, стоящий на круглом основании (на котором крутится во время работы), вытягивает по бокам "лапки" и, опираясь на них, передвигается вперед. Один шаг равняется двум метрам, скорость передвижения - 60 метров в час.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Для обслуживания такой серьезной техники требуется целый коллектив. Экипаж шагающего экскаватора насчитывает 24 человека. Причем 9 из них отмечают юбилей вместе со своим подопечным, поскольку работают на нем с самого первого дня. На фото Коробов Игорь, бригадир (бывший машинист).

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост
Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Для справки. Крупнейший экскаватор, когда-либо созданный в СССР - ЭШ-100/100. С 1976 года он находился в эксплуатации на Назаровском угольном разрезе (в Красноярском крае). Машина получилась удачной, однако судьба её не самая завидная: ЭШ-100/100 эксплуатировался около 15 лет, а в начале 1990-х (в связи с частыми сменами собственников и, как следствие, большим беспорядком в хозяйственной сфере) был законсервирован в связи с падением объёмов добычи угля, хотя разрез на тот момент себя не исчерпал. После консервации электрика потихоньку растаскивалась на медь, а машина всё больше приходила в негодность, в связи с чем было принято решение сдать её на металлолом уже полностью.

В свою очередь, Биг Маски (англ. Big Muskie, в пер. «здоровяк», «силач») - название самого большого в мире шагающего экскаватора. Он же является и самым тяжелым до сегодняшнего дня, правда, уступал советским и российским по длине стрелы («всего» 95 метров). Его создала компания Bucyrus International в 1969 году для работы на угольном разрезе компании Central Ohio Coal Company в штате Огайо (США). Объём ковша составил 168 м³ и в него свободно входило 2 автобуса или 12 легковых автомобилей. Экскаватор строили 2 года. Он в течение почти 30 лет работал на угольном разрезе, переместив за свою трудовую жизнь объём горной массы, вдвое превышающий объём земляных работ при строительстве Панамского канала. Биг Маски был демонтирован в 1999 году. Его ковш был перевезён в музей горного дела Miners Memorial Park в округе Морган (англ.), штат Огайо.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Дмитрий Чаусов, машинист.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост
Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Суточная производительность этого работяги до 30 тысяч тонн.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

А вот так выглядит машинный зал Драглайна ЭШ 40.100 №1.

Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост
Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост
Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост
Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 1) Промышленность, Завод, Российское производство, Производство, Как это сделано, Длиннопост

Ваш Промблогер №1 в России Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу. Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату

Продолжение здесь: Как на Тулунском угольном разрезе работает самый большой экскаватор в России (часть 2)