Как на елку влезть и ничего не ободрать?

PS: читайте в книге “Никак”.

Однажды наша студия веб и мобильной разработки DNA Team, которую мы основали с моим другом, доросла до того, что образовалась целая должность директора по продажам. Не как это бывает, когда собрались “три танкиста, три весёлых друга” и все директора, а прям настоящая, вызванная суровой необходимостью. Клиенты идут, обороты растут, штат расширяется, надо выстраивать процессы, структуры и так далее.

Должность серьезная, ответственная, поэтому прежде чем размещать вакансию в сети мы кинули клич по нашей команде. И, о чудо, откликнулся один из проджект менеджеров и предложил своего товарища.

Товарища мы прособеседовали, взяли в штат и начали ударно работать. Новым сотрудником мы были довольны, потому что он отлично справлялся с возложенными на него обязанностями - вкладывался в общее дело, проводил хорошие сделки, приносил прибыль и так далее. Мы шли навстречу, когда он приходил за повышением зарплаты и процентов со сделок. Давали ему новые обязанности, больше ответственности и самостоятельности. В общем, все было в шоколаде.

Так незаметно прошло около двух лет. Бизнес рос, все были довольны. Мы начали стартап и наш фокус внимания, вполне логично, сместился на него. Запуски, новые клиенты, миллион задач - как обычно бывает на старте нового бизнеса. И у нас начали появляться мысли предложить нашему директору по продажам опцион либо долю в компании, чтобы он впоследствии взял на себя львиную часть руководства студией уже не как наемный сотрудник, но как совладелец.

К этим мыслям ко всему прочему нас подталкивало и общественное мнение. Вот эта вся предпринимательская история, что собственнику в идеале хорошо бы выйти из операционки и заняться стратегическими задачами мирового масштаба. Хорошо, что у нас есть на примете такой человек, который может взять на себя много важных полномочий, - думали мы. Постепенно ослабляли контроль происходящего внутри проектов, доверяли статусам задач, давали ему разруливать самые разные вопросы и все больше уходили в свой стартап.

Все также шло хорошо, конечно, не без косяков, но так ведь и не бывает, чтоб всегда все зашибись. В моменты, когда бизнес чуток проседал, мы обращали на это внимание и естественно шли решать вопросы к нашему директору. Получали полный отчет, почему где не срослось и что предпринято для того, чтобы все разрулить. В общем мы как обычно чувствовали максимум участия, видели большую активность в решении кризисных проблем со стороны нашего коллеги, сохраняли спокойствие, уверенность и занимались нашим стартапом.

Однажды я получил письмо с незнакомого адреса с просьбой прокомментировать некий непонятный пункт договора.

Как на елку влезть и ничего не ободрать? Справедливость, Коллеги, Начальство, Жадность, Нервы, Разработчики, Разработка, Текст, Длиннопост

Я протер очки, присмотрелся - все чинно, мирно, благородно. Шаблон договора нашей студии, все данные - про нас. За исключением одного милого нюанса - реквизиты компании не студии, а ИП брата нашего директора.

Подобрав отпавшие челюсти, мы надели костюмы Шерлока Холмса и пошли разбираться, откуда ноги растут. Получили от директора не особо убедительные отмазки, типа клиенту было неудобно, это его личный клиент, а не студии и что-то в этом роде.

Дальше интереснее. Мы начали выяснять, кто делает этот проект, откуда берутся ресурсы. Выяснилось, что некоторые наши сотрудники, которые получали зарплату в студии, работали на этом левом проекте. Сотрудников мы, конечно, не виним. Руководитель им поставил задачу, выдал приоритет, они делают. Вопросов нет.

Возвращаясь к периоду просаживания бизнеса, все встало на свои места. И почему некоторые проекты тормозились, почему заказчики были недовольны, от чего-то отказывались и так далее. Товарищ приоретизировал свой проект и задвигал студийные.

Также мы выяснили, что с ним в сговоре было несколько человек, в том числе и тот сотрудник, который его посоветовал. Он знал, что проект левый, плюс были амбиции, что сейчас они ка-а-ак раскрутятся, выделятся в отдельную команду и будут “делать бабки”. Это, кстати, хороший урок на тему того, что наша компания - “одна большая дружная семья”. Хорошо, конечно, но не стоит сбрасывать со счетов, что эта семья шикарная почва для организации ОПГ корпоративного масштаба.

Тут было бы хорошо рубануть с плеча, всех уволить по статье и написать что-нибудь в личное дело, но… нам надо было сохранить проекты и хорошие отношения с клиентами. Это намного важнее возмездия. Приоритет у нас был в том, чтобы отключить их от нашего бизнеса без более существенных потерь. Поэтому увольнение по статье с занесением в личное дело - это, можно сказать, стало нашим оружием, которым мы заставили их довести свои незаконченные задачи и корректно передать дела.

По началу горе коллеги говорили, что они забирают наших клиентов с собой и уходят с гордо поднятой головой. Мы этот вариант развития событий тоже отрубили. Приняли решение честно рассказать клиентам о том, что случилась вот такая неприятная история. Потому что при всех вводных люди думали, что работают со студией DNA, а не с отдельно взятыми разрабами. Мы ездили на встречи и в целом все было не так страшно, потому что по факту никто никуда уходить не собирался. Репутация, однако!

В итоге история закончилась хорошо и справедливость восторжествовала. Клиенты остались с нами, ребята ушли без особых потерь, а главный зачинщик и мошенник… пусть это останется на его совести. Будем верить в бумеранг. Тем более, на нас уже выходили компании, которые собираются подавать на него в суд из-за того, что он наобещал им золотых гор и ничего не сделал.

Вот такой поучительный урок о выходе собственников из операционки.