102

Как мы заставляли страховую машину ремонтировать

История берет свое начало еще в 2018 году, событий и судов было очень много, поэтому постараюсь изложить только самую суть (поэтому в цифрах могу путать).

Акт 1.

Итак, в результате ДТП в 2018 году была повреждена Мазда 3 2012 года выпуска. Потерпевшая обратилась в страховую компанию Югория, получила направление на ремонт в одну из станций технического обслуживания, благополучно передала машину на СТОА и начала ждать ремонта.

Обратилась она ко мне тогда, когда страховая компания сказала, что не будет ремонтировать машину, без объяснения причин. Причина же конечно была очевидна: в направлении на ремонт была указана сумма порядка 150 тысяч рублей, в то время как по калькуляции СТО сумма была около 450.
Ни для кого не секрет, что страховая компания считает по справочникам РСА, в которых указаны смешные суммы из параллельной вселенной. Так вот мало того, что в направлении на ремонт была указана не реальная стоимость ремонта, а по Единой методике, так еще и с учетом износа. Ну вот такая политика у Югории.

Мы обратились в страховую компанию с требованием исполнить обязанность по организации и оплате ремонта и, получив отказ, вышли в суд. В суде заявили требование о возмещении ущерба в полном объеме, т. е. без учета износа. В 2018 года такой практики еще не было, но мы не оставляли надежд. По нашей экспертизе выходила приличная сумма, которая приближалась к лимиту ответственности страховщика.

Страховщик в ходе судебного разбирательства заявил о проведении судебной экспертизы, которая показала совсем смешные результаты, порядка 230 тысяч за весь ремонт. Дело запахло керосином, и мы решили идти ва-банк.

Мы договорились с собственником машины, и купили автомобиль в том виде, в каком он есть, но по цене небитого. Битва предполагалась долгая, поэтому потерпевший согласился.
Учитывая, что поменялся собственник машины, дело передали в арбитражный суд, и в нем мы поменяли требование. Решили заставить страховую компанию машину отремонтировать: когда они выдавали направление, их за руку никто не тянул, не заставлял. Выдали - исполняйте.

Конечно же, страховая компания и СТОА возражали против иска. Мол, денег достаточно, ремонтируйтесь, где хотите, ну а мы хотим выдаем направление, хотим забираем.

Арбитражный суд в двух инстанциях пришел примерно к такому же выводу, что и мы, дополнительно взыскав максимально возможную неустойку за просрочку исполнения обязанности по ремонту.

Ссылка на дело:https://kad.arbitr.ru/Card/64bea1f5-8bb7-4bc4-8399-423f52be7...

Что было дальше? А ничего. Машина стоит, ее никто не ремонтирует. Решение есть, но не исполняется. Неустойка больше не капает, поскольку взыскана максимальная. В общем вроде победили, а вроде и толку нет.

Акт 2.
Что делать в этой ситуации? Было принято решение заявить неустойку за неисполнение судебного акта. Размер ее определили по Закону об ОСАГО, грубить не стали, единственное отличие лишь ее в том, что у нее нет ограничений. Она будет капать, пока решение не будет исполнено.
По результатам рассмотрения требований, была взыскана неустойка примерно 1 100 рублей в день.

Что было дальше? А ничего. Страховщик как не исполнял решение, так и не исполняет.
Предъявили исполнительный лист и списали что-то порядка 300 тысяч со страховщика за неисполнение решения суда. Вот тут то и пошла движуха.

Акт 3.
Страховщик внезапно вспомнил, что у него есть со станцией технического обслуживания договор, в котором указано, что ремонт СТОА должна делать по ценам РСА, и что неплохо было бы СТОА заставить машину ремонтировать. Обратился в суд.

В суде Югория представила договор, в котором черным по-русски указано. Ремонтировать по ценам РСА и не волнует. СТОА запела песню, что по этим ценам невозможно отремонтировать, и вообще, они не обязаны работать себе в убыток, сделка кабальная, а с учетом текущей ситуации на рынке стоимость ремонта составляет 1 400 000, - вот вам расчет, -мамой клянусь. Более того, машина уже стоит 4 года на станции, у нее все сломалось, все резинки пересохли, вообще ее запустить, это надо еще потратить кучу денег.

Суд первой инстанции плач Ярославны услышал, и в иске отказал. Ситуация патовая для страховой. Они должны отремонтировать за 230 тысяч машину (сами просили экспертизу), но им за эти деньги никто не должен ничего ремонтировать. А неустойка капает.

Станция на радостях давай писать гневные письма в наш адрес, мол, так и так, заберите свою машину с нашей стоянки, мы ничего не должны ремонтировать. Не заберете, мы ее выкинем за территорию и уже за нее отвечать не будем.

Однако, страховщиком была подана жалоба, и суд апелляционной инстанции отменил решение, указав, что станция связана догором и отказываться от его исполнения она не может. Размер был определен ремонта, в суде станция ранее участвовала, размер не оспорила - вперед и с песней.
Сегодня суд кассационной инстанции вынес решение об оставлении решения апелляции в силе.

По итогам дела машина должна быть отремонтирована за 230 тысяч рублей при реальной стоимости ремонта в 2018 году - 450, и 1 400 - в 2022 году.

Ссылка на дело: https://kad.arbitr.ru/card/6619c480-cb42-45de-9a97-4bae901c9...

Эпилог.
Морали нет. В этой истории много вопросов к законодателю, который считает нормальным, когда страховщики (РСА) сами определяют стоимость ремонта и запчастей в отрыве от реальной рыночной стоимости.

Много вопросов к законодателю в той части, что российский союз автостраховщиков в своей деятельности по сути никем не контролируется. Сказал, что крыло стоит 3 копейки, а не 20 000 рублей, как на рынке - даже пожаловаться некому.

Много вопросов к станциям, которые заключают договоры со страховщиками на условиях ОСАГО, заведомо зная, что не смогут за эти цены отремонтировать, в надежде, что когда придет потерпевший, впарят ему либо бывшие в употреблении запчасти либо поставят китайские аналоги, либо вместо замены деталей подрехтуют и покрасят.

Много вопросов к страховщикам, которые считают нормальным выдавать направления на ремонт без согласования со станцией, а потом просто говорить: ой, извините, вот вам три копейки. И вообще сваливать все проблемы на потерпевших.

В общем такая история вышла. Возможно будет еще продолжение, ведь есть еще впереди Верховный Суд, да и исполнение решения никто не отменял. Впереди пятый год приключений.


---------------------------------------------------------------
Традиционно бесплатные консультации по мере возможностей в комментах, по ссылкам в профиле, да и вообще мои контакты легко гуглятся.
Донаты никогда не получал, как система работает на пикабу не знаю. Могу оставить для донатов QR-код (с донатов по QR будет уплачен налог - мы за честный бизнес)

Как мы заставляли страховую машину ремонтировать ОСАГО, Ремонт авто, СТО, Страховая компания, Суд, Решение суда, Югория, Арбитражный суд, Победа, Юридические истории, Записки юриста, Длиннопост