Как американцы в тюрьму играли, и что из этого вышло (18+)

Как американцы в тюрьму играли, и что из этого вышло  (18+) Для взрослых, Стэнфорд, Эксперимент, Издевательство, Пытки, Люцифер, Заключенные, Длиннопост, Негатив

В 1971 году американский психолог-недоучка Филипп Зимбардо провел научный опыт вошедший в историю как «Стэнфордский тюремный эксперимент». Целью исследования стала природа тюремных (лагерных) конфликтов возникающих в «периметрах» (замкнутых пространствах) между «зэками» и «вертухаями».

Для участия в эксперименте Зимбардо с помощниками отобрал 24 человека, им должна была достаться одна из двух возможных ролей: «сидеть» или «охранять». Деньги на данное «научное изыскание» выделил «Пентагон» обеспокоенный частыми стычками между охранниками и военными преступниками отбывающими длительные сроки тюремного заключения.

Перед началом проекта ведомственные психологи армии США утверждали, что чаще всего в охранники идут люди с гипертрофированной тягой к садизму. По данным американских вояк треть преступников обладает высоким болевым порогом со значительным интервалом переносимости боли. Такие люди не боятся никого и ничего, для них не писаны законы, они презирают любые авторитеты и легко провоцируют конфликты в любой даже мало знакомой среде.

В отличие от военных Зимбардо утверждал, что «зэки» и «вертухаи» суть одно - люди, играющие социальную роль в конкретной жизненной ситуации. Одним по сценарию, написанному судьбой свойственно подчиняться насилию, или бунтовать против него, а вторым подавлять сопротивление за счет психологических методов воздействия, или грубой физической силы.

В местной газете было опубликовано объявление о наборе 24 добровольцев для участия в двухнедельном научном эксперименте, с оплатой 15$ в день (210$ в сегодняшних ценах). На «смотрины» пришло 75 молодых людей, из которых психолог отобрал необходимое количество участников. Все «подопытные кролики» были белыми, эмоционально уравновешенными, физически активными американцами, выходцами из семей среднего класса.

В огороженном университетском крыле создали макет среднестатистической американской тюряги с камерами для «зэка» и комнатами для «вертухаев». В роли начальника тюрьмы выступил сам безумный психолог, чей кабинет был оснащен экраном с «картинками» транслируемыми многочисленными камерами слежения и звукозаписывающей аппаратурой фиксировавшей все слова произнесенные участниками эксперимента.

Деление на охранников и охраняемых проводилось путем жеребьевки. Когда рок решил «ху из ху», «вертухаи» получили форму, солнцезащитные очки скрывавшие реакцию глаз, свистки и резиновые дубинки. «Зэка» выдали стандартные тюремные робы с личным номером, резиновые шлепки, нижнее белье, пасту, мыло. На правую ногу «заключенных» повесели цепь имитировавшую кандалы.

На вводной лекции «вертухаям» запретили применять к «арестантам» физическое насилие, но им сказали, что от них ждут, что своими действиями они в течение двух недель будут ежедневно формировать у своих подопечных депрессивное настроение, вызывать у них страх и отвращение к людям призванным обеспечивать в тюрьме закон и порядок. «Вертухаев» разделили на три восьми часовые смены .

За день до начала эксперимента всех будущих «зэков» арестовали настоящие копы. Таким, как ему казалось нетривиальным шагом, Зимбардо решил погрузить участников в «тюремную действительность». Людей подвергли обыску, жестким допросам, «фотосессии под арестом», и откатыванию пальчиков. Ночь 12 будущих «зэков» провели в кутузке, а утром их в «автозаке» доставили в экспериментальную тюрьму.

В первую ночь «вертухаи» устроили подопечным внезапный шмон, во время которого каждая из сторон постаралась вжиться в роль. Остается только гадать, что не понравилось «зэка» ночью, но утром они оторвали с роб личные номера, забаррикадировались в камерах и отказались выходить на утреннюю поверку.

«Охранники» не придумали ничего лучше, чем использовать для выкуривания бунтовщиков пенные огнетушители. Когда мятеж был подавлен, парни в черных очках схватили «главного смутьяна» и бросили его в карцер. «Зэков» слабо участвовавших в восстании накормили двойным завтраком, обедом и ужином, а «буйных» оставили без еды.

Главный бунтарь сломался через сутки после того как попал в карцер, у него практически помутился рассудок. Зимбардо приказал срочно вывести его из дальнейшего участия в эксперименте.

На третий день к «зэкам» на свиданку приехали родичи, сказать, что они были шокированы внешним видом и моральным состоянием своих детей (внуков), значит не сказать ничего.

Вечером охранник контролировавший встречу «зэка» с родней сказал, что он слышал как один из «подопытных» сказал жене, что они с парнями готовят сюрприз для шизанутого ученого, «узники» красиво выйдут из эксперимента, устроив побег из «тюряги».

Ночью «вертухаи» подняли со шконок «зэков» и на протяжении трех часов заставляли их выполнять изматывающие и бессмысленные физические упражнения. Утром у одного заключенного случился нервный срыв, и его пришлось срочно выводить из проекта.

Видя состояние подопытных «зэков», Зимбардо предложил им отказаться от заработанного за дни заключения гонорара и покинуть проект, к его удивлению на данное условие согласились все участники. Не ожидавший такого результата разъяренный психолог предложил «сидельцам» подать на его имя прошение о помиловании, каждое из которых в индивидуальном порядке будет рассмотрено тюремной администрацией.

Все оставшиеся в «живых» «зэка» написали прошения, и каждый получил от Зимбардо отказ в освобождении по «УДО» (условно-досрочное освобождение). В камерах начался массовый психоз. Именно в этот момент на работу к ученому зашла его любимая девушка, преподававшая в Стэнфорде психологию. Увидев что творится в камерах, она убедила женишка прекратить издеваться над сломленными людьми.

Против завершения эксперимента все как один выступили «вертухаи», и сам психолог, которому безумно понравилась роль начальника тюрьмы.

«Зэки» отсидевшие шесть дней вместо положенных четырнадцати, выходили на свободу с эмоциями как будто они и правда «откинулись» по УДО.

Когда в 2004 году в США грянул скандал с пытками американскими солдатами заключенных в тюрьме «Абу-Грейб» Зимбардо оказался в команде юристов защищавших садиста штаб-сержанта Айвена Фредерика. Именно благодаря его стараниям и утверждениям, что их подзащитный просто играл в тюрьме предложенную ему социальную роль, маньяк отделался восемью годами заключения.

В 2009 году в жанре нон-фикшн вышла книга Зимбардо с вполне обоснованным названием «Эффект Люцифера».