История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии

Mega Drive | Genesis

Стоит сказать, что тема посвященная жизненному циклу Mega Drive является моей любимой, да и не только для меня, думаю и для самой Sega тоже. Ведь именно с выходом Mega Drive – Sega смогла не только отвоевать значительную долю рынка у Nintendo и занять крепкие позиции в игровом бизнесе, но и знатно перевернуть устоявшиеся традиции игровой индустрии, благодаря смелым решениям маркетологов, и отсутствием боязни выпускать жестокие игры, делая в некоторых случаях на этом отдельный акцент, а также совершенно новому подходу в плане сотрудничества со сторонними издателями. В этой главе я постараюсь более подробно, но в то же время не углубляясь в мельчайшие детали и факты, рассказать вам о важнейших этапах развития жизненного цикла приставки Mega Drive/Genesis, особенно выделив период жесткой конкуренции и битву за потребителя именно с Nintendo. О проделанной работе всей команды Sega, и как Mega Drive навсегда изменила игровую индустрию, сами игры и перечеркнула понятие о том, что видеоигры – исключительно детское увлечение.

Итак, выпустив Master System, Sega смогла обрести популярность только на просторах Европы и Латинской Америки. В США и Японии приставки компании оставались далеко-далеко позади народной NES и Famicom соответственно. Совет директоров принимает решение о создании совершенной системы, которая должна превосходить Nintendo и всех значимых конкурентов, как по дизайну, аппаратной начинки и общему качеству, так и по значимости разрабатываемых для приставки игр, учитывая что ценник на саму игровую консоль должен был оставаться не высоким. Sega мечтала отвоевать долю рынка и занять в нём ключевое место. Ставки были высоки как никогда, компания бросила на создание новой системы все силы. Более того, они хотели опередить Nintendo в гонке поколений, первыми выпустив приставку 4-поколения, которая должна была значительно превосходить по мощности NES. Создание приставки началось практически сразу же после выпуска Master System, т.е. примерно в начале 1986 года.

Разработку приставки поручили команде инженеров во главе с Хидэки Сато и Масами Исикава. Сато была поручена роль главы разработки, в то время как Исикава был главным инженером аппаратной части игровой консоли. Исходя из того, какое задание перед инженерами было поставлено руководством компании – Исикаве пришлось изрядно «поломать голову» над продумыванием каждого аспекта начинки системы. Отдельной проблемой служил тот факт, что дизайн приставки, разработанный командой под руководством Мицусиге Сираива был уже готов и утвержден, поэтому Исикаве необходимо было смастерить плату нужного размера, подходящую под корпус консоли. Отмечу также, что японский дизайн приставки выполнен в черном цвете, с бросающимся в глаза элементе корпуса в районе слота под картридж, который был выполнен таким образом, будто это встроенный CD-привод. Так Sega хотели продемонстрировать мощь и показать, что теперь они будут задавать тренд в игровой индустрии. Однако в 1987 году Sega столкнулась с новой угрозой своему бизнесу — японская компания NEC выпустила свою новую систему «PC Engine», проведя успешную рекламную кампанию. Чтобы сохранить конкурентоспособность, Исикава и его сотрудники решили внедрить в свою новинку 16-битный микропроцессор, а за основу для создания архитектуры системы был взят аркадный автомат «Sega System 16». К счастью с этой задачей вместе с командой они справились, но само собой путем многострадальных неудач и ошибок. Тем не менее результат был достигнут и приставка была разработана по всем заданным критериям.

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

Японская версия Sega Mega Drive

Название 16-битной новинки выбрано из более чем 300 других предложенных вариантов. Sega, понимая что они создали мощную игровую систему, хотели подчеркнуть это броским именем. Оно должно было охарактеризовать то, что компания непременно движется к покорению Олимпа видеоигровой отрасли и показать мощь железа, скорость работы процессора, великолепную сочную графику, а также общее превосходство системы над основными конкурентами. Поэтому и было выбрано название – Mega Drive.

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

Логотип Mega Drive используемый на территории Японии.

Выпуск Mega Drive в Японии состоялся 29 октября 1988 года. Sega, предвкушая активный старт продаж в итоге потерпели фиаско. Запуск приставки в стране восходящего солнца был омрачен вышедшей за неделю до релиза Mega Drive - Super Mario Bros. 3 от Nintendo. Большинство японских игроков хотели играть в продолжение водопроводчика, а о новинке от Sega практически никто не знал. Лишь спустя некоторое время, благодаря авторитетным японским журналам о видеоиграх «Famitsu и Beep!», которые напечатали большие статьи про Mega Drive выразив похвалу качеству сборки, ценнику и большому потенциалу новинки, что и поспособствовало продажам приставки сдвинутся с мертвой точки, но несмотря на множество усилий со стороны Sega, им удалось реализовать лишь 400 000 проданных Mega Drive за первый год с момента запуска. Продажи NES/Famicom от Nintendo к тому времени, исчислялись миллионами реализованных единиц по всему миру. Забегая вперед хочу сказать, что Sega так и не сможет захватить японский рынок, и в будущем она оставалась позади конкурентов в лице Super Famicom от Nintendo и PC Engine от NEC на протяжении всей 16-битной эпохи. Но Sega, пока что продавали свою приставку только на территории Японии, и вовсю готовились к самому важному моменту для своей 16-битной новинки – запуску Mega Drive в США, который был намечен на август 1989 года.

В то время у Sega были определённые трудности с распространением своего товара на территории Северной Америки. Недовольная работой компанией «Tonka», которая занималась дистрибуцией приставок и игр Sega ранее, японское руководство искали нового партнера для продвижения Mega Drive в Северной Америке и предложила права на распространение корпорации «Atari». Дэвид Розен сделал предложение генеральному директору «Atari» Джеку Трэмиэлю и президенту подразделения «Atari Entertainment Electronics» Майклу Кацу. Трамиэль отказался приобретать новую консоль, посчитав ее слишком дорогой, и вместо этого сделал акцент на персональном компьютере Atari ST. В конечном счёте Sega решили взять весь процесс внедрения новинки на рынок США в свои руки, и возложила эту ношу на собственное дочернее подразделение Sega of America, которая провела ограниченный запуск 14 августа 1989 года в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Позже в том же году приставка была выпущена в остальной части Северной Америки.

В США новинка от Sega стала называться не Mega Drive, а Genesis. Говорят, что идея смены названия приставки принадлежит вице-президенту Sega of America Дэвиду Розену, которому не нравилось название Mega Drive. По его мнению, для американского потребителя такое название вызывало ассоциацию с персональным компьютером, а Sega хотела представить свою новинку как полноценную домашнюю игровую приставку. Поэтому было выбрано название «Genesis» означающее «новое начало» для Sega. Есть также версия, которая говорит о том, что в Северной Америке имя Mega Drive уже было занято, и в следствии этого Sega пришлось изменить название на «Genesis». Но как бы ни было на самом деле, всех больше интересовало не то, как называется приставка, а что она из себя представляет.

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

Sega Genesis - официальное название Mega Drive на территории Северной Америки.

Для рынка Северной Америки бывший президент подразделения «Atari Entertainment Electronics» и новый генеральный директор Sega of America - Майкл Кац, ввёл двухэтапный подход к увеличению продаж. Первый этап включал в себя маркетинговую кампанию, направленную на то, чтобы бросить вызов Nintendo и подчеркнуть более аркадный опыт, а также ориентир на взрослых игроков выпуском игр с элементами жестокости. Второй этап включал в себя привлечение знаменитостей создавая таким образом шумиху вокруг приставки. Например на вечеринку, в честь запуска Genesis на рынке США присутствовал сам Дональд Трамп

Начиная проводить маркетинговую кампанию, Sega выпустили в эфир рекламу, с библейскими отсылками, намекая тем самым на название приставки «Genesis», но идея этой рекламы особо никому не зашла. Чего нельзя сказать про следующий тв-ролик, в котором наглядно показывалось сравнение графики одной и той же игры на аркадном автомате и на Genesis. Игроки увидели в этом потенциал и продажи стали увеличиваться. Но Sega хотели по-настоящему жесткой борьбы за каждого геймера, они хотели ворваться на рынок так, как не делал еще никто. Провокационный, дерзкий, агрессивный – именно таким должен был стать следующий шаг маркетологов Sega of America. Такая задумка вылилась в очень резкий, смелый и известный по сей день рекламный лозунг – «Genesis Does What Nintendon’t» - «Дженезис делает то, что Nintendo не может», этим самым Sega хотели сказать, что на их платформе есть целая охапка спортивных игр самых разных видов спорта, чего не было у Nintendo, игры с ориентиром на взрослых игроков, есть игры с элементами жестокости. Они не боятся разрабатывать и выпускать такого рода проекты. Nintendo практически оставила эту рекламу без внимания, потому как не видела серьезной конкуренции с Sega. Они просто не верили, что Genesis сможет добиться успеха.

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

«Genesis Does What Nintendon’t» - провокационная легендарная реклама от Sega of America

Поскольку Nintendo владела консольными правами на большинство аркадных игр того времени, Майкл Кац делал огромную ставку на знаменитостях, чьи имена и образы должны были появляться в разрабатываемых играх для Genesis. По идее Каца, вероятность продажи картриджа с игрой, на обложке которой красуется известная личность должна была быть очень высока. В результате этого библиотека тайтлов пополнилась такими играми, как например «Michael Jackson Moonwalker, Joe Montana Footbal, Buster Douglas KO Boxing и многие другие». Какое-то время, эта тактика работала, но на заключение контрактов с использованием образов и имён медийных личностей уходила огромная сумма денег. Sega в те времена имела очень ограниченный бюджет и старались считать каждую копейку и вкладывать её с умом. Хаяо Накаяма, наблюдая за подобными расходами сомневался в выбранной стратегии президента Sega of America, однако Майкл Кац уверял японское руководство в том, что его тактика принесёт хорошую прибыль. Поверив в план Каца, Накаяма дал ему шанс на реализацию этой идеи поставив задачу продать 1 000 000 коробок с Genesis на территории Северной Америки за 6 месяцев. Это была очень трудновыполнимая цель и в итоге Sega of America смогли реализовать только 500 000 коробок с приставкой за полгода. Кац считал такой показатель большим успехом и прорывом для Sega, т.к. приставка была еще новой, а давление на рынке от Nintendo не прекращалось. К тому же были проблемы с ритейлерами, потому как большинство торговых сетей по-прежнему отказывались иметь дело НЕ с Nintendo, опасаясь того, что "большая N" прекратит с ними сотрудничество. Сами же потребители тоже не готовы были выстраиваться в очередь за Genesis, т.к. Nintendo уже прочно закрепилась на американском рынке, завоевав доверие и выпуская огромное количество игр высочайшего качества. В общем, перед Sega of America стояла тяжелейшая битва за потребителя с Nintendo. Тяжелая и долгая.

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

Michael Jackson's Moonwalker - одна из немногих игр на запуске Genesis, где акцент больше делался на привлечении знаменитости, чем на геймплейных элементах

Sega of America во главе с Майклом Кацем не смогли выполнить задачу по реализации 1 000 000 проданных коробок с Genesis за 6 месяцев и оправдать расходы на контракты со знаменитостями, и поэтому японское руководство остались недовольно результатом. Накаяма хотел видеть такого человека, который применил бы для продвижения Genesis совершенно нестандартный подход. Этим человеком стал Том Калинске.

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

Том Калинске - президент Sega of America

До того, как Калинске стал президентом Sega of America, он работал в компании «Mattel». В период спада продаж кукол «Barbie», и угрозой банкротства всей компании «Mattel», именно благодаря его грамотным решениям в виде выпуска бОльшего количества кукол в год самых разных моделей и производства коллекционных кукол «Barbie», которые продавались по цене более 100 долларов за каждую - годовой доход «Mattel» увеличился в 10 раз. Позже Калинске вместе с партнёрами по бизнесу приобрели компанию по производству игрушечных машинок – «Matchbox», находящуюся на грани банкротства. Удачными маркетинговыми шагами, они также вывели компанию из кризисного положения и заняли устойчивые позиции на рынке, однако через некоторое время приняли решение продать её. Том Калинске решил взять заслуженный отпуск и полетел с супругой на Гавайи. В те времена, Калинске был очень востребованным бизнесменом и маркетологом, и поэтому руководство Sega, после очередных неудач в плане продвижения «Genesis» на рынке США, которыми руководил Майкл Кац, решили во что бы то ни стало заполучить ценного кадра в лице Калинске в свою команду. Именно во время отдыха на Гавайах, его нашел президент Sega Хаяо Накаяма и сделал Тому привлекательное предложение стать президентом Sega of America. Калинске принял предложение только после личного посещения японского офиса Sega, где он и разглядел потенциал и техническое превосходство над NES 16-битной приставки. Он согласился работать только с тем условием, что ему позволят вести бизнес так, как он посчитает нужным. Накаяма верил Калинске, и принял такие условия. Главное для Накаямы было то, чтобы «Genesis» по настоящему заявил о себе и начал приносить прибыль, и что ещё не мало важно - опередить в гонке за лидерство Nintendo. Калинске вступил в должность президента Sega of America в 1990-м году. Ему было очень не просто. Помимо того, что он ничего не понимал в играх и игровой индустрии, лишь осознавая какое положение в ней занимает Sega и почему, нужно было ещё понять, как возвысить бренд «Genesis», покорить игровую индустрию США и наладить отношения с ритейлерами. В общем дел у Калинске было завались, но он был не из тех, кто сдается просто так, даже когда положение компании совсем удручающее. Первым делом он начал изучать работу предшественника Майкла Каца, который дал зелёный свет на рекламу «Genesis Does What Nintendon't» - эта реклама произвела огромную шумиху, словосочетание слов надолго запомнится в истории игровой индустрии и памяти многих игроков. Некоторые маркетологи и вовсе называют ее - одним из величайших PR-ходов в истории, об успехе которой помнят на протяжении уже более 30 лет. Стоит сказать, что это было смелое решение, послужившее новым началом в борьбе за лидерство. Калинске подхватил идею и стал ее развивать.

Крупнейшие розничные магазины Америки имели договоренность о продаже исключительно продукции Nintendo, т.к. "большая N" была очень требовательно к ритейлерам, и держала всех «в кулаке», установив настоящую монополию в игровом бизнесе. Само собой, многие компании не могли продавать свои приставки только потому, что большинство продавцов не позволяли им разместить на своих полках их товар, опасаясь прекращение поставок от Nintendo. На дворе стоял 1990 год, Nintendo уже анонсировала преемницу NES – 16 битная Super Famicom должна была поступить в продажу на территории Японии в конце того же года, и это означало, что уже через год Super Nintendo доберется до прилавков США. У Sega of America был всего один год, чтобы заявить о себе. Тому Калинске необходимо было заручиться поддержкой торговых сетей, и начал он свой путь с влиятельного «игрока» в лице Wal-Mart. Он знал многих из совета директоров компании, и надеялся получить положительный ответ на его предложение поставлять приставки в их магазин. Однако Wal-Mart ответили отказом, по всё той же причине. Никто не хотел подрывать отношения с Nintendo. В тот же момент времени японский офис разрабатывал новую игру, которая должна была стать лицом приставки, и свергнуть Марио с пьедестала. Этой игрой оказалась «Sonic the Hedgehog». Японцы отправили в офис «Sega of America» концепт игры, в котором помимо Соника, была изображена девушка. Отдел маркетинга вместе с Калинске очень долго размышляли над этим концептом, пытались понять кто такой Соник, и в конечном счете приняли решение убрать девушку из концепта, сосредоточив внимание только на синем ёжике. Однако разработчики из Sega of Japan пришли в ярость от того, что какие-то люди на другом континенте смеют указывать им, как нужно разрабатывать игру. Накаяма стоял на распутье, ему предстояло решить, какой именно концепт игры утвердить – японский или американский. В первую очередь он думал о продажах и самом образе их маскота, а также о том, что было бы лучше в первую очередь для игроков США. Не трудно догадаться, что он выбрал вариант предложенный американскими коллегами. Именно в тот момент началось противостояние между Sega of America и Sega of Japan, т.к. до конца жизненного цикла производства аппаратного обеспечения Sega - эти 2 подразделения никак не могли прекратить вражду и прийти к единому мнению, что в итоге и станет одной из причин провала Sega как производителя игровых консолей.

Также Томом Калинске была достигнута договоренность с одним из ключевых издательств в США – Electronic Arts. Президент "EA" Трип Хоукинс был недоволен тоталитарным режимом Nintendo с их требованиями к разработке игр и их тщательному контролю, а также ограниченным количеством выпускаемых игр в год и высокого отчисляемого процента с каждого проданного картриджа. Поэтому, вместо того, чтобы покупать лицензию на выпуск игры для Sega – он решил взломать приставку и лично сообщил об этом руководству Sega. Услышав подобное заявление, руководство Sega of America были мягко говоря в шоке. Но несмотря на такого рода выходки от EA – Genesis нуждалась в хороших играх и портить отношения с такой ключевой фигурой как Electronic Arts они не хотели. Обе стороны пришли к соглашению, где EA могли выпускать аж 16 игр в год, сами производить картриджи и выпускать игры когда захотят, а процент с каждой проданной игры составлял всего 4 доллара, вместо 10. Sega же в свою очередь получала много качественных игр, пользующихся высоким спросом. Таким образом началось сотрудничество EA и SEGA, во многом популяризировав Genesis.

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

Urban Strike - одна из популярнейших игр на Genesis от Electronic Arts

Но одной Electronic Arts было недостаточно. Да на 1990 год библиотека игр для Genesis уже была достаточно разнообразной, и количество выходящих тайтлов постепенно пополнялись. Всё же Sega чего-то не хватало. Их консоль нуждалась в таких играх, которые Nintendo никогда бы не пропустили на релиз для своих приставок. Это должны были быть игры с упором на взрослого игрока, умеренно жестокие, и в тот же момент дико популярные. Не сложно догадаться, что одной из подобных проектов оказался порт «Mortal Kombat» для Genesis, прямиком с аркадных автоматов. Да – ПЕРВЫЙ МК ВЫШЕЛ ОДНОВРЕМЕННО И НА GENESIS И НА GAMEBOY/SUPER NINTENDO И Т.Д. – НО ВО-ПЕРВЫХ: НА GENESIS ИГРА БЫЛА БЕЗ ЦЕНЗУРЫ (в отличии от версий для Nintendo) ВО-ВТОРЫХ: MK Я ВЗЯЛ ПРОСТО В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА, если же взять за основу так сказать эксклюзивы жанра 18+ для Genesis, то на ум приходят такие проекты как: "Doom Troopers, Eternal Champions, Splatterhouse 3" и т.п. Mortal Kombat же на момент своего выхода произвела огромнейший ажиотаж ввиду своей жестокости. Многие политики пытались запретить её, многие подавали в суд на разработчиков, чего только не происходило, после того, как Mortal Kombat обрела популярность. Но как говорится, плохой рекламы не бывает, аркадный автомат с игрой моментально оказался в списке самых востребованных в США. Многие игроки, уставшие от постоянных сказочных приключений "Марио или Линка" в The Legend Of Zelda, хотели совершенно нового "экспириенса" в видеоиграх. Они хотели взрослые игры, т.к. из сказок уже выросли. И игры типа Mortal Kombat были на слуху у каждого уважающего себя геймера. Sega жаждали привлечения внимания к своей приставке благодаря релизам подобных проектов, их девизом в то время было: «пусть Nintendo забирает себе малышей, мы возьмём всех остальных». Том Калинске понял, что Sega должна быть современной, крутой компанией, с брутальными играми и нестандартным подходом.

Всё же, спустя годы, Nintendo глядя, как игроки хотят видеть больше игр, ориентированных на взрослых, не смогут полностью исключить выход хитовых игр на свои платформы, понимая что есть риск лишиться определённой аудитории. Они просто не допускали до релиза игру, пока особо жестокий контент не будет вырезан разработчиками или как-либо заменён. Как пример – кровь в Mortal Kombat была не красного цвета, а зелёного.

Итак, переходим снова к Sega. Японский офис завершили разработку «Sonic the Hedgehog» и отправили финальную версию игры своим коллегам в Sega of America. Все пришли в восторг от графики, качества и темпа игры. Каждый сотрудник говорил, что это однозначно будет хит, который принесет Sega славу и миллионы долларов. В целом, когда игра добралась до релиза ожидания компании сбылись. Соника стали называть чуть ли не одной из лучших игр всех времён, игроки были в восторге от геймплея графики и общего визуального стиля, его стали называть символом Sega. Том Калинске увидел в этой игре отличную возможность сделать новый шаг на пути к популярности и увеличить продажи Genesis. Он отправился в Токио, чтобы предоставить свою идею совету директоров Sega, которая подразумевала в себе следующее: убрать игру Altered Beast шедшую в комплекте с приставкой, и вместо неё класть в комплект новинку – Sonic The Hedgehog, обосновывая это тем, что безусловно, компания потеряет миллионы долларов, но в перспективе это решение принесёт сотни миллионов долларов. Совет директоров пришёл в ужас от такого предложения, и далее в адрес не понимающего по-японски президента Sega of America, полились вопросы с изрядным количеством нецензурной брани, как из рога изобилия. Однако Хаяо Накаяма должен был вынести вердикт относительно предложение Калинске. Он сказал ему «Здесь с тобой никто не согласен, но я обещал тебе вести бизнес на рынке США так, как посчитаешь нужным – поэтому делай так, как задумал». По возвращению в США – Калинске немедленно приступил к выполнению очередного шага на пути к свержению Nintendo c трона. Он выбросил Altered Beast из стартового комплекта, положил вместо него Соника, снизил цену на 50 долларов, чтобы иметь преимущество перед приближавшейся на горизонте Super Nintendo и отправился покорять новые вершины. Калинске не прогадал, и Genesis, коробка которой была укомплектована самой крутой и нашумевшей игрой от Sega – скупали с прилавков, как горячие пирожки. Sonic навсегда утвердился в роли талисмана компании, и главного "системселлера"

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

Скриншот из заставки Sonic The Hedgehog - самой популярной игры на Mega Drive/Genesis.

В 1991 году, Калинске вместе со своими партнёрами вновь пытаются заключить договор с Wal-Mart, основываясь на тех фактах, что Genesis уже довольно значимо заявила о себе, и людям нравится эта приставка. К тому же она была дешевле Super Nintendo. Однако и в этот раз им еще раз дали понять, что они зарабатывают хорошую сумму на партнёрстве с Nintendo и никто не хочет идти на риск быть отвергнутыми Nintendo. Калинске с командой проглотили очередной отказ и принялись за радикальные меры. В небольшом городке штата Арканзас - Бентонвилле, где располагалась штаб-квартира Wal-Mart, было принято решение выкупить все билборды и рекламные щиты, на которых демонстрировались игры для Genesis и сама приставка. Они также арендовали площадку, где поставили десятки телевизоров с консолями Genesis для всех желающих игроков, которые могли играть в приставку от Sega сколько душе угодно. Таким образом не заметить Genesis и её популярность у игроков было просто невозможно.

Nintendo вкладывали колоссальную сумму, в размере более 20 млн долларов на маркетинг в честь готовящегося запуска SNES в США, Sega не могли себе позволить такие затраты, но остаться в стороне, когда все будут говорить о новинке Nintendo означало бы проиграть войну. Поэтому они решили отправится на непаханое поле – радио, где проводили рубрики о игровых новинках и всяческих конкурсах. Также без внимания не обошлись игровые журналы, в которых они предоставляли все новости о своих новинках. Многие издания с удовольствием начинали сотрудничество с Sega, т.к. Nintendo особо не делилась важной информацией со сторонними изданиями, оставляя всё самое интересное для своего журнала – Nintendo Power. Это безусловно тоже сыграло свою роль, т.к. Sega продолжала оставаться на слуху.

Наконец начинает происходить долгожданное событие: Sega опережать по продажам Nintendo! Спрос растет, Genesis – полюбившаяся приставка для игроков США, а Sonic – суперхит, покоривший сердца и потеснивший Марио с игрового Олимпа. Критики расхваливали «Соника» за невероятно сочную картинку и энергичный геймплей, а продажи Genesis выросли, поскольку геймеры, ожидающие релиз Super Nintendo Entertainment System, решили приобрести вместо неё Genesis. Именно в этот момент Nintendo таки признают Sega своими прямым конкурентом и начинается настоящая битва. В тот же период времени Sega of America запускает на телевидении новую провокационную рекламу.

История Sega | Часть 2 | Тяжелый путь одной из ключевых фигур игровой индустрии Xbox, Sega, Sega Mega Drive, Длиннопост

Новая провокационная реклама Sega of America, в которой покупатель полностью игнорирует похвалы продавца по поводу Super Nintendo, и вместо SNES выбирает Genesis

Что-что, но маркетинг во времена Genesis удавался на все 100%. Всё больше и больше потребителей скупали приставку, всё больше именитых издателей хотели сотрудничества с Sega, наблюдая за ростом продаж приставки и игр к ней. До приставки добрались Batman Returns, Aladdin, велись переговоры на выпуск игр по лицензиями студий «20-й Век Фокс», Universal, Columbia и так далее. Теперь Genesis не была приставкой, на выпуск игр к которой руководству компании нужно было умолять сторонних разработчиков и издателей. Ситуация переменилась и уже офис Sega разрывался от звонков компаний, жаждущих сотрудничества. Издатели старались выпускать все свои игры на теперь уже 2-х основных приставках в США – Genesis и Super Nintendo, хитро обходя политику запрета Nintendo на выпуск одной и той же игры, путём замены названия и некоторых геймплейных элементов (Как пример, 2 почти одинаковые игры от одного и того же издателя Konami - Contra: Hard Corps на Genesis и Contra III:The Alien Wars на SNES. Том Калинске вместе со своей командой и не думали сбавлять обороты. Дело доходило даже до того, что они бесплатно раздавали приставки Genesis студентам в колледжах, чтобы те звали своих друзей и все вместе рубились на «Сеге». Таким образом Sega of America добивались эффекта сарафанного радио. Ну и вишенкой на торте можно считать долгожданный звонок от представителей Wal-Mart, которые сообщили руководству Sega of America о том, что готовы сотрудничать и продавать Genesis на своих прилавках. Во многом из-за популярности Sonic the Hedgehog, Genesis превзошла по продажам SNES в Соединенных Штатах почти в два раза. Sega контролировала 65% рынка 16-битных консолей в январе 1992 года. Впервые с 1985 года Nintendo не была лидером консольного бизнеса. Цель Накаямы, Розена и Калинске была достигнута в полной мере, о Genesis теперь знал почти каждый геймер Северной Америки, продажи начали переваливать за миллионы проданных коробок, новые хитовые игры продолжали радовать игроков, а вышедшая в 1992 году «Sonic the Hedgehog 2», вокруг релиза которой Sega of America устраивала настоящий праздник проводя масштабные рекламные компании - закрепила успех как первой части, так и сам персонаж навсегда станет ассоциироваться маскотом компании Sega.

Я специально уделил такое большое количество информации касательно Mega Drive и в частности американской версии - Genesis, чтобы вы понимали насколько было тяжело в те времена свергнуть Nintendo с трона, т.к. именно Sega сыграли очень важную роль в игровой индустрии. Я считаю, что если бы не грамотные рекламные компании, договорённости с нужными издателями, и играми, которые могли не только равно тягаться по качеству с релизами от Nintendo, но и превосходить их – игровой бизнес так и остался бы под контролем большой Н. Ведь все прекрасно понимали, чтобы отвоевать рынок у такого гиганта нужно огромное количество сил, правильное распределение бюджета, инновационный и нестандартный подход, а также смелые во многом решения руководства компании. Этим мне и нравился игровой бизнес 90-х, потому что в те времена игры и всё что с ними связано было еще не паханным полем, где каждая компания старалась действовать по своему, изобретая всё новые и новые ноу-хау, т.к. никто не знал, как нужно делать правильно. Весь успех достигался только методом проб и ошибок. Именно во многом благодаря смелости Sega, мы увидим на рынке еще 2-х гигантов игровой отрасли, таких как Sony и Microsoft.

Ну и наконец, перед тем как поговорить о завершающем этапе этого выпуска – Sega CD и Sega 32x - пришло время немного поговорить о том, как обстояли дела с продажами Mega Drive в остальных уголках планеты. Европейская версия Mega Drive была выпущена в сентябре 1990 года. Выпуском занималась Virgin Mastertronic , которая позже была куплена Sega в 1991 году и стала Sega of Europe. На запуске в Европе были доступны следующие игры: "Space Harrier II , Ghouls 'n Ghosts , Golden Axe ,Super Thunder Blade и The Revenge of Shinobi". Приставка также продавалась сразу с игрой Altered Beast в комплекте. Sega даже официально добрались и до России и СНГ, выпустив приставку в апреле 1994 года. Но у нас, как правило, не сложилось с легальными продажами, т.к. и сами приставки и лицензионные игры к ней, просто-напросто были не по карману большинству населения 90-х, и т.к. приставка довольно легко поддавалась взлому – нашему брату было гораздо проще покупать пиратские "кассеты" на рынках, отчего через некоторое время Sega перестала обращать на Россию и СНГ должное внимание. Японское руководство компании после долгожданного завоевания американского рынка, особо и не переживали за продажи Mega Drive в остальных частях мира.


pikabu GAMES

3K постов7.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Коротко: никаких "кулвидосиков" с нарезкой геймплеев и смешных моментов, никаких комиксов, артов, косплея и т.д. Только полезная и важная информация для геймеров.

Помни!

- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров