1432

История реабилитации

Сегодня хочу рассказать о том, как бывает сложно вернуть пациента в обычную жизнь, даже если его состояние уже длительно стабильно. У многих наших пациентов нет жилья: у кого-то его не было изначально, многих развели "чёрные риэлторы" в 90-е, кого-то лишили жилья родственники. В комментариях, конечно, найдутся те, кто скажут, что квартиры у них отнимали врачи. Такое, думаю, тоже было — пару десятилетий назад это было проще провернуть, а плохие люди есть везде. Я, правда, слышал больше про младший и средний персонал, но не суть.

Сейчас дела с правами пациентов и законностью в целом обстоят намного лучше, но факт остаётся фактом — у многих нет жилья. Часть стоит в очереди на получение, но очередь эта двигается очень медленно. В такой ситуации у пациента (напомню, что мы говорим про стабильное психическое состояние) выбор невелик: бомжевать, жить в больнице (если позволят) либо ехать в интернат. Снимать жильё с пенсии по инвалидности нереально. Раньше существовали переходные формы вроде "жилья с поддержкой" или общежитий для психически больных, но эти формы были ликвидированы.

Есть ещё важный аспект: пациента, который ранее совершал преступление и проходил принудительное лечение, мы не можем выписать на улицу, даже если он психически стабилен — ему нужно организовать место проживания и наблюдения, что, безусловно, правильно. В таком случае остаётся только больница либо интернат. К сожалению, психоневрологический интернат в РФ — это чаще всего путь в один конец. Они бывают разные, в большинстве у стабильных пациентов довольно много свободы, но при поступлении в интернат пациент снимается с очереди на получение жилья (я не понимаю рациональности этой фишки), также с его и так небольшой пенсии удерживается 75 % в пользу интерната — так что о выписке можно забыть. Пациенты, которые в толку и ещё надеются на самостоятельную жизнь, отказываются от интерната, как только могут — заставить мы их не можем. Выписать некуда. Теперь история пациента.

Мужчина 70-х годов рождения, в возрасте около 20 с чем-то лет, выпивая с товарищем, как принято писать у сотрудников, "на почве внезапно возникшей неприязни", убил собутыльника. Был помещён в СИЗО, где вскоре были замечены особенности поведения. Не буду вдаваться в детали — в ходе экспертизы диагностирована шизофрения. Для особо активных комментаторов: он не косил — там реально была болезнь, которая потом следующие лет 15 протекала тяжело. Мужчина прошёл принудительное лечение, был даже в стационаре с интенсивным наблюдением (туда помещают самых нестабильных и опасных), постепенно болезнь удалось взять под контроль. Всё это заняло около 20 лет, к моменту окончания принудительного лечения оказалось, что его некуда выписать. Точнее так: у него было 2/3 квартиры в городе, в которой проживала раньше уже умершая на тот момент мать. Остальная часть принадлежала брату. Собственно, пока пациент был в больнице, он распоряжался имуществом. Перед выпиской пытались связаться с братом — дверь не открывал, на связь не выходил. Стоит сказать, что социальная служба, по крайней мере в нашей больнице, тогда практически не существовала, юристов тоже не было, сам пациент в силу наросшего дефекта личности и социальной дезадаптации бодаться с братом сил не имел. Периодически пытались выйти на связь, писали участковому — но всё затухало.

К моему приходу в отделение пациенту был 51 год, у нас в больнице появился юрист, и как раз незадолго до этого она начала активные телодвижения. Брат на тот момент сдавал квартиру (3 комнаты, кстати) разным людям, там жило постоянно 2–3 жильца. Связаться с ним не удавалось — прятался как мог. Дальше была смена замков в присутствии участкового, брат позже приехал и снова поменял замки. Стабильного доступа в квартиру добиться не удавалось, тем более во всех комнатах кто-то проживал, и непонятно, как выписывать туда пациента — это потенциально конфликтная ситуация как с жильцами, так и с братом. В общем, подали в суд, чтобы подтвердить право на проживание и доступ к жилью. Суды откладывались, брат не являлся. Всё длилось около года. Суд вынес решение о том, что у пациента есть право проживания (там было указано подробно, сколько метров и т. д.). Брат, наконец, соизволил начать общаться, пациенту определили комнату, помогли купить мебель, обустроить быт. Человек не мог попасть в свою квартиру около 10 лет — во многом потому, что городская социальная служба и полиция просто отмахивались от него в силу имеющегося диагноза. Пациент, который последние 30 лет провёл в больнице, начал жить самостоятельно. Я прослеживал его катамнез около 5 лет — ни одной госпитализации, стабильное состояние. Он периодически звонил в отделение, болтал с персоналом, брал ненадолго в "отпуск" пациентов с отделения. Если вы встретите его на улице — даже не поймёте, что у человека такое прошлое и тяжёлый диагноз.

P.S. Я понимаю, что такие посты скучны большинству, но мне хочется рассказывать что-то, что расширит кругозор людей в вопросах психических расстройств, уменьшит стигматизацию, а не просто пощекочет нервы. Если хоть паре человек интересно — это уже здорово.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
27
Автор поста оценил этот комментарий

Это все конечно правильно

Но я прямо представляю радость брата и его соседей по подъезду от таких новостей

Еще и погостить корешей приводил

Круто

раскрыть ветку (13)
38
Автор поста оценил этот комментарий

Что значит "радость брата"? Брат незаконно откусил жилье и не выходил на связь. Поступок отвратительный. Брат фактически - украл, кинул брата.

раскрыть ветку (3)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Безусловно

На месте брата нужно было искать варианты раздела жилья

Но вы себя на его место поставьте?

Через кучу лет объявляется типа пролеченный убийца алкаш и надо что то с ним делать

раскрыть ветку (2)
35
Автор поста оценил этот комментарий

А ты все эти годы пользовался его имуществом и зарабатывал на его имуществе деньги

А тут хоп - и лавочка прикрывается и оказывается это не только твоё было

Я бы тоже негодовала и скрывалась)) произвол))

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, согласен.

8
Автор поста оценил этот комментарий
Человек совершил преступление 30 лет назад.
раскрыть ветку (8)
14
Автор поста оценил этот комментарий
И что? Это как то должно его реабилитировать в глаза общества? Тот человек которого он убил, все так же мертв спустя 30 лет.
раскрыть ветку (6)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Для вас видимо тоже открытие что люди из тюрем выходят. Знаете какая разница между ними и пациентами? Здоровые отдавали себе отчёт что совершали, а больные нет.
раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий
И как это помогло убитому? С зеками есть шанс, что они поняли, что тюрьма не самое приятное место. А больной забудет.
раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Он и не отдавал себе отчёт что делает, в этом и суть невменяемости
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А что они думают по поводу своих поступков, из за которых попали в больницу? Или забывают? Прощают ли они сами себя, или не переживают? Опять же, если судить по себе, очнись я в больнице, и скажи мне что я кого то убил, я бы большой шок испытал.
раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Люди разные, реакции разные. Многие конечно в шоке, кто-то так и не понимает до конца, всякое бывает
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вот именно. Здоровым нужна причина, а этот просто снихуя тебя может убить.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Все верно и проблема понятна

Тем не менее его вполне можно понять

Другое дело что метод он избрал неправильный

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку