История права. Древняя Месопотамия. Законы Хаммурапи

Главным и единственным сохранившимся сводом законов в Месопотамии, были Законы царя Хаммурапи (1750 годы до н.э.).

Интересно, как эти законы существовали на бумаге. На самом деле – никак. Текст законов был высечен на двухметровом базальтовом столбе.


Перейдем к самому интересному. Что там говорил закон.


Изложение норм права в кодексе носит не общий, а казусный характер, то есть законы рассматривают конкретные случаи и определяют их юридические последствия. Пройдемся по отраслям:


Гражданское право

В законах упоминаются разные формы собственности: царская, храмовая и общинная. Частной собственности тогда не было.

Продажа земли другому лицу расценивалась как «несчастье», а ее приобретение как «несправедливость». Желая ограничить отчуждение земли, царь мог издавать так называемые «указы о справедливости», посредством которых в некоторых случаях можно было вернуть уже проданные земли прежнему владельцу.

Тогда уже были известны договоры аренды, купли-продажи, хранения, мены, поручения и товарищества.

Если соглашение предполагало отчуждение вещи, то договор требовал письменного оформления, присутствия свидетелей, принесения клятв.


Семейное право

Брак представлял собой сделку жениха с отцом невесты. Согласия невесты на заключение союза не требовалось.

В целом брак носил моногамный характер, только в одном случае могло иметь место двоеженство: если супруга заболела проказой, муж мог привести в дом вторую жену.

Муж обладал значительной властью в отношении супруги. Он мог отдать ее в залог за свои долги.


Уголовное право

Законы Хаммурапи не содержат полного перечня всех совершаемых преступлений. Преступные деяния можно разбить на следующие группы:

📌религиозные (например, чародейство);

📌должностные (преступление судьи, изменившего первоначальный приговор);

📌воинские (дезертирство);

📌против личности (убийство);

📌имущественные (кража);

📌против семьи и нравственности (кровосмешение).

В качестве главного принципа при определении наказания был принцип талиона (око за око).


Судебный процесс

Процесс в целом носил обвинительный характер.

В качестве доказательств могли привлекаться письменные документы, свидетельские показания, клятвы, ордалии.

Ордалия (испытание стихиями) могла состоять в испытании водой. Например, обвиняемый в чародействе должен был броситься в реку, если река им овладеет, то он признавался виновным.

Принесение клятвы тоже, по сути, было разновидностью «божьего суда»: считалось, что ложно клянущийся обязательно навлечет на себя кару богов. Отказ от участия в ордалии или принесения клятвы означал признание обвиняемым своей вины.


Про Месопотамию - всё.

Лига Юристов

32K постов36.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.