История одной трагедии. Бирма в 20 веке. Часть 1
Автор: Артем Дудко.
Что мы знаем о Мьянме? Только ли то, что ранее эта страна называлась Бирмой и была колонией Великобритании? Возможно мы слышали какие то новости про то ли про переворот, то ли про гражданскую войну, но внимания на них не обратили. На фоне крупных последних 30 лет, все эти новости выглядят мелкими и незначительными. Конечно, куда интереснее наблюдать за падением такого гиганта как Советский Союз и за возвышением могучего Китая, нежели обратить свой взор на страдания маленькой страны в жестоком мире. Хотя, как говорил один мой преподаватель, и у малых стран есть невидимые миру слезы.
Последние 70 лет Мьянму сотрясали жестокие военные перевороты и внутренние конфликты. Последний из таких переворотов произошел в 2021 году, запустив очередную войну насилия. В многонациональной стране вновь обострилась проблема сепаратизма, особенно среди каренов и шан. В некоторых регионах центральная власть не имеет контроля уже в течении очень долгого времени. Военные, их демократически-настроенные противники, сепаратистские движения-все они не гнушаются применять против своих противников силовые методы, превращая страну в постоянное поле боя.
И без того не самое богатое государство, Бирма лишь проигрывает от постоянных боевых столкновений. Инфляция страны регулярно оказывается двузначной и это если доверять оптимистичной официальной статистике, реальная ситуация может быть еще хуже. Страна хронически страдает от нехватки средств полагаясь на внешнюю помощь, во многом из КНР. Экономика Бирмы остается преимущественно сельскохозяйственной и крайне неразвитой. В 2023 году ВВП страны составил 272 млрд долларов, копеечная величина для страны с населением почти в 60 млн человек. Среди стран АСЕАН Бирма-одно из самых бедных государств, она в 2,5 раза беднее крошечного Сингапура и обгоняет лишь Лаос и Камбоджу. Однако делает это Мьянма лишь за счет большего населения, ведь ВВП на душу населения там все еще почти в два раза меньше. К тому же, если Лаос и Камбоджа кое как умиротворяют свои внутренние конфликты, то Мьянма остается зоной постоянных столкновений.
Военные на первый взгляд кажутся одними из главных антигероев современной Мьянманской истории. Они развязали настоящую войну против повстанцев и сепаратистов, они раз за разом заливали кровью демократические протесты, ограничивали свободу людей и разрушали перспективы создания гражданского правительства в стране. Во многом именно их действия стали причиной введения против Мьянмы международных экономический санкций со стороны ряда западных стран, что еще сильнее ухудшило положение страны. Однако в раздираемой сепаратизмом Мьянме именно военные оказались той единственной силой, которые смогли сохранить хоть какое то единство страны. Порой они действовали жестко, порой неумело, но парадокс военных режимов заключался в том, что и сами военные стали заложником трагедии, а не её создателями. Так давайте окинем взглядом историю катастрофы одного азиатского государства, но будем не судьями, а лишь зрителями. Начнем же мы с периода обретения страной независимости, когда само государство еще называлась не Мьянма, а Бирма.
Путь к независимости
Я не буду глубоко погружаться в историю Британского колониализма в Бирме, хотя и эта тема заслуживает определенного интереса. Скажем лишь то, что еще до Японского Вторжения в Бирме действовали движения выступающие за предоставление стране независимости, ну или хотя бы статуса Доминиона. Ключевым движением был “Блок свободной Бирмы”. Движение пыталось действовать относительно легальными средствами, хотя каких то значительных успехов добиться не смогло. С другой стороны, Британские власти тоже понимали, что для удержания позиций в Бирме, необходимы хотя бы тактические уступки. Из местных деятелей в Бирме было образовано правительство со своим Премьер-Министром, который правда не имел особой власти, оставаясь марионеткой в руках назначенного из Лондона Губернатора. Впрочем, даже такая “уступчивость”, была свернута на фоне растущей угрозы нападения Японии. В 1940 году Бирму перевели на военное положение, “Блок свободной Бирмы разгромили”, подвергнув его лидеров аресту. Вот только предотвратить захват Бирмы Японией это Англии не помогло.
Вообще прояпонские настроения в Бирме были еще до вторжения войск страны Восходящего солнца. Собственно, Япония захватывая колониальные владения европейских стран, пыталась привлечь на свою сторону местное население, заявляя о своем желании освобождать народы от гнета европейцев. На первых порах это приводило к определенному успеху, особенно когда японская власть еще была сильна, а разочарование в Японии еще было ограниченным. Достаточно сказать, что Премьер-Бирмы У Со, установил контакт с Японией, пытаясь заранее обезопасить свое будущее в случае захвата. Англии удалось обнаружить факт этой измены и У Со всю мировую войну просидел в заключении в Уганде, однако факт был примечательным.
Итак, когда в 1942 году Япония оккупировала Бирму, местные патриотические движения раскололись. Часть из них пошла на сотрудничество с Японией, войдя в прояпонское марионеточное правительство. Меньшая часть, в основном состоящая из местных коммунистов предпочла вести борьбу и с Японией тоже. Однако в 1944 году стало ясно, что во первых, Япония никакой независимости не даст и что более важно, что Япония вторую мировую проигрывает. На фоне этого, часть прояпонского правительства скрытно наладила контакты с повстанцами и сформировала с ними единую “Антифашистскую лигу народной свободы” (далее АЛНС). АЛНС включал широкую коалицию из коммунистов, социалистов и просто патриотических деятелей Бирмы. Возглавил АЛНС бывший министр обороны прояпонского марионеточного правительства Аун Сан. Именно АЛНС стали ядром Бирманского сопротивления Японии, хотя формально существовало еще пробританское правительство в изгнании.


Аун Сан - один из ключевых героев Бирмы и знамя АЛНС
Когда Бирма оказалась освобождена от Японии, там возник вакуум власти, похожий на тот, что существовал в других колониальных владениях, захваченных Японией. С одной стороны, Британские власти хотели хотя бы частично восстановить колониальную систему которая существовала до вторжения Японии. С другой стороны, усилиями Японии эта система как раз таки и была разрушена, а не её месте Японцы пытались создать свои марионеточные администрации с опорой на местное население. В случае с Бирмой, прояпонская администрация реального авторитета вовсе не имела. Зато масштабный авторитет был у членов АЛНС, которые вели с Японией борьбу, но не собирались менять японское владычество на английское. За время борьбы с Японией АЛНС обрели значительный авторитет среди простого населения Бирмы, привлекли на свою сторону основные патриотические силы и сформировали боевые формирования в виде “Патриотических Бирманских Сил”. До окончания второй мировой наличие общего врага в лице Японии позволяло откладывать вопрос Бирмы, однако, было ясно, что после окончания войны АЛНС потребует от Британии уступок.
После капитуляции Японии Аун Сан времени терять не стал и уже в августе 1945 под его руководством была проведена Сессия АЛНС, которая приняла резолюции с требованием о созыве учредительного собрания, которое должно было бы решить судьбу Бирмы и принять конституцию. До момента решения судьбы Бирмы, планировалось создать временное правительство, которое бы взяло на себя основные рычаги управления страной. Эти решения АЛНС стали вошли в историю под названием “Нетуейнской декларации”. Эта декларация фактически подтвердила статус АЛНС как главной объединяющей силы бирманских патриотов. Для Британии консолидация патриотических сил в Бирме была дополнительной проблемой в деле сохранения контроля над страной. С другой стороны, с единой силой договариваться было куда проще, чем с кучей разрозненных повстанцев. К тому же, лидеры АЛНС намеренно смягчали радикализм движения и не отказывались от переговоров с Лондоном. Заметим, что хотя в резолюциях декларации постоянно звучали призывы о том, чтобы народ Бирмы получил свою свободу, безусловных требований независимости там не было. Не было в декларации и призыва к восстанию или вооруженной борьбе против Британии. Аун Сан проявил политическую выдержку и предпочел мирную борьбу за независимость через переговоры с Великобританией. Вот только сами Британские власти далеко не сразу пришли к пониманию необходимости вести переговоры с бирманским национальным движением.
Великобритания, несмотря на приход к власти Лейбористов, в целом была настроена на то, чтобы попытаться восстановить колониальный формат отношений с Бирмой, хоть бы и в ограниченных рамках. Однако в августе 1945 года будущее Бирмы было еще не слишком ясным, там даже не было гражданской администрации. Поэтому волей неволей, Англии приходилось поддерживать контакты с АЛНС. В первую очередь, надо было урегулировать вопрос “Патриотических бирманских сил”(ПБС), фактически армией на службе АЛНС, которая воевала против Японии. Вопрос обсуждали на переговорах в Канди (остров Цейлон) при ставке Маунтбеттена, куда 6-7 сентября прибыла делегация из АЛНС, во главе с руководством организации (в том числе там был Аун Сан). Представители АЛНС пошли на определенные уступки, Аун Сан согласился на разоружение ПБС, с условием того, что часть военнослужащих фактически будут включены в регулярные войска Бирмы под командованием Англии. В обмен, Англия обещала, что военная администрация в стране будет заменена на гражданскую. С одной стороны, эта уступка Аун Сана открывала дорогу к дальнейшему компромиссу. С другой стороны, для некоторых борцов за независимость, это соглашение было уступкой империализму, ведь АЛНС сами лишали себя мощного силового аргумента. Однако Аун Сан не собирался оставлять свое движение беззащитным. Вместо ПБС, АЛНС создали массовую военизированную организацию “Народная Добровольческая Организация” или “НДО”. В нее входили как бывшие ветераны ПБС, так и многие партизаны. Фактически, это был крупный резерв для масштабной партизанской войны. Численность этого иррегулярного формирования до сих пор четко не определена, считается что от 50 до нескольких сотен тысяч. Хотя Аун Сан так и не стал применять НДО против колониальных властей, наличие такого формирования делало для Англии задачу подавления восстания в колонии достаточно трудной. Впрочем, дезорганизованная, крупная и активная партизанская группировка была опасна и для любых других Бирманских властей, которые бы не смогли удержать её в узде.
Однако мы отвлеклись. После возвращения делегации АЛНС из Канди руководство организации рассчитывало, что достигнутое соглашение ляжет в основе дальнейших договоренностей с Англией. Они выдвинули требование создать гражданское правительство к Англии. В принципе, Великобритания не была против гражданского правительства. Вот только АЛНС понимала под Гражданским правительством созыв учредительного собрания, формирование национального правительства и принятие новой конституции. В свою очередь, Британские власти понимали под гражданским правительством-правительство колониальное на основе на конституции 1935 года, которая наделяла основными полномочиями губернатора.
Гражданское правительство было восстановлено 16 октября и фактически это было просто возвращением к порядку, который существовал в Бирме до вторжения Японии. Более того, Губернатором вновь стал Дорман-Смит, который и возглавлял Бирму до вторжения Японцев, а в период войны был главой правительства в изгнании. Ярый консерватор, колониалист и Британский патриот, Дорнан-Смит меньше всего был способен найти общий язык с борцами за независимость Бирмы.
По иронии судьбы, губернатор-консерватор Дорнан-Смит был переназначен уже Лейбористским правительством Эттли
Никакого учредительного собрания или новой конституции Дорнан-Смит принимать естественно не стал. Вместо этого он создал исполнительный совет и предложил местным движениям Бирмы принять участие в его работе. Исполнительный совет оставался консультативным органом при губернаторе, который сохранял право вето на любое решение. Несмотря на такое скромное предложение, АЛНС все же пошли на переговоры с губернатором и выдвинули ряд ответных и вполне умеренных условий. Во первых, они попросили создать совет из 15 мест, в котором 11 занимали бы представители АЛНС, а оставшиеся 4 представителя были бы назначены губернатором. Учитывая, что совет бы оставался консультативным, доминация АЛНС в совете не была бы смертельной угрозой для его власти. Во вторых, АЛНС требовали возможности самим распределять портфели в исполнительном совете и отдельно требовали портфель советника по внутренним делам. При этом, список кандидатур на должности в исполнительном совете был достаточно компромиссным, включая помимо ведущих лиц АЛНС, политиков умеренного и правого толка, левых деятелей и представителей меньшинств. В третьих, АЛНС требовало, чтобы исполнительный совет реагировал бы на требование общественных организаций (таких как АЛНС), что впрочем было очевидно, так как члены АЛНС вряд ли бы пошли против своего движения. И в четвертых, АЛНС потребовали начать работу по проведению выборов и созыву учредительного собрания. В принципе, только это требование было достаточно радикальным, однако Дорнан-Смит отклонил сразу все требования, согласившись принять лишь 7 членов из АЛНС, при этом сохранив за собой выбор кандидата на пост советника по внутренним делам.
Поскольку губернатор отверг компромисс, лига в принципе отказалась от участия в исполнительном совете и перешла в открытую оппозицию к колониальной администрации. Губернатор же начал проводить линию по противостоянию АЛНС, однако его успехи на данном поприще были по меньшей мере сомнительными. Дорнан-Смит создал лояльный себе исполнительный совет из 11 членов (3 англичанина, 3 представителя меньшинств, 5 бирманцев, часть из которых ранее были в АЛНС). Совет в целом воспринимался бирманцами как марионеточный орган, а его члены особой легитимности придать ему не могли. Дорнан-Смит также попытался создать недопарламент в лице законодательного совета из 34 членов. Поскольку АЛНС не участвовала и в нем, то и его авторитет был чуть ниже нуля.
Собственно говоря, проблема Британской администрации была в том, что она упустила решительный момент когда они могли заключить выгодный и почетный компромисс с АЛНС и остаться в Бирме с ограниченными условиями. Например, предложить Бирме статус доминиона в рамках содружества. Можно было попытаться вовлечь АЛНС в политические действия и решение реально существующих социальных проблем, тем самым придав взаимодействую конструктивный характер. А проблемы в Бирме были весьма значительные.
Откровенно говоря, колониальная система Великобритании в Бирме в 1945 году находилась в состоянии разрухи, при этом не только политической, но и экономической. Вот что о состоянии Бирманской экономики пишет отечественный исследователь В.Ф. Васильев “Следует отметить, что экономическая обстановка в стране была очень тяжелой (хотя, по-видимому, положение было во многом схожим и в других странах Юго-Восточной Азии к окончанию японской оккупации). Неудивительно, что уровень производства (ВВП — валового внутреннего продукта) составлял в 1946 г. только 61% от довоенного, в 1947 г. — 72%8 . Из 1027 постоянных и сезонных фабричных заведений, имевшихся в 1940 г., в 1946 г. было зарегистрировано всего 355, причем не все действовали. На них числилось около 31,5 рабочих против 89,4 в 1940 г. В горнодобывающей промышленности осталось лишь 82 действующих рудника (против 601 в довоенное время). Производство нефти вследствие разрушений нефтепромыслов было ничтожным — 513 тыс. галлонов против 276 млн. галлонов в 1939 г. Транспортная система почти вся была разрушена. Крупный речной флот (столь важный для этой «речной» страны) полностью отсутствовал. Из 242 локомотивов, имевшихся к началу японского вторжения, осталось всего 32.”. Следует конечно понимать, что для большинства населения аграрной Бирмы упадок промышленности не был смертельной угрозой. А вот кризис в сельском хозяйстве был куда опаснее. Посевные площади под рис сократились почти вдвое, а интенсивность сельского хозяйства рухнула, так что например в 1946 собрали лишь 2,8 млн (а до войны собирали в районе 7млн).
Другими словами, Губернатор комбинация политических уступок совместно с прогрессивной экономической программой могла позволить Великобритании по крайней мере смягчить АЛНС и отложить требования о полной независимости на более позднее время. Предложи Великобритания АЛНС возможность взять власть в Бирме и предоставь стране статус Доминиона и вполне возможно организация бы предпочла синицу в руках, нежели чем туманные перспективы борьбы за полный выход из сферы влияния Англии.
Однако линия Дорнан-Смита носила в первую очередь характер противостояния АЛНС для удержания контроля над Бирмой. Это неизбежно делало вопрос о независимости для организации ключевой, а экономическую повестку отводило на второй план.
Сторонники АЛНС весь остаток 1945 года носились по стране, зарабатывая авторитет среди простого народа и информируя его о политических процессах в стране. В январе 1946 года АЛНС провела свой первый съезд. Хотя организация был очень политически пестрой, в целом съезд прошел в атмосфере превалирующего авторитета Аун Сана и духа единства(левый фланг занимали коммунисты, в центре были сторонники Аун Сана и социалисты, а справа националистические группы). Вслед за съездом, на который приехало 1200 делегатов, организация провела еще массовые трехдневные митинги, показав кто реально доминирует в политическом пространстве Бирмы. Позиция АЛНС несколько радикализировались. Если раньше требования о суверенитете прикрывались тезисом об учредительном собрании и новой конституции, то теперь речь уже прямо шла о независимости. Аун Сан конечно сгладил свое выступление словами о возможности вступить в содружество, но резко раскритиковал перспективу придания Бирме статуса Доминиона. С этого момента, АЛНС уже твердо стояла на позициях достижениях независимости и определенные компромиссы не меняли магистральной цели- Независимость, только независимость.
Если мыслить трезво, статус доминиона, при сохранении реальной власти у местного правительства и участие в содружестве было бы для Бирмы достаточно неплохим итогом. Бедная страна крайне нуждалась в иностранных инвестициях и экономическом сотрудничестве, а Английское содружество могло дать и то и другое. Однако первоначальное упорство Англии вызвало недовольство населения и вариант превращения в Доминион был попросту немыслимым для основных политических течений. Если бы Аун Сан поддержал бы такое решение, его партия бы попросту раскололась бы на части, а его самого бы прогнали из руководства.
Продолжение следует...
Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте Cat.Cat на других ресурсах:
Телеграм
ВК
Дзен









Катехизис Катарсиса
129 постов1.4K подписчиков
Правила сообщества
Авторам и читателям:
- Поддерживайте культуру дискуссии
- Уважайте друг друга
- Критикуйте конструктивно
- За нарушения – предупреждение, затем бан