История Клавдии Шульженко: о творчестве, о женском счастье, о войне, о характере и об Эдит Пиаф…

В ВИДЕО К ПОСТУ: передача «Вас приглашает Клавдия Шульженко» была снята за год до смерти певицы. В ней она рассказывает о себе и своём творчестве в годы войны и в мирное время. Съёмки проводились в квартире К.Шульженко и на фирме “Мелодия”. В программу включены записи с концертов К.Шульженко и материалы Госфильмофонда.


Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения легендарной советской эстрадной певицы, актрисы театра и кино, Народной артистки СССР Клавдии Шульженко (1906-1984).


Клавдия Ивановна обладала своей неповторимой манерой исполнения, тембр её голоса не спутаешь ни с каким другим, движения рук – уникальные как автограф, каждая песня в её исполнении – целый рассказ и мини-спектакль. И сколько бы людей ни пело «Синий платочек», правдивее, точнее и проникновеннее, чем у Шульженко, вряд ли получится…За силу и глубину таланта её называли «советская Эдит Пиаф». К слову, заветной мечтой Клавдии Ивановны было побывать во Франции, на родине великой Пиаф, но, увы, этой мечте не суждено было сбыться…


Клавдия Ивановна родилась в Харькове; отец её работал бухгалтером Главного управления железной дороги, а мама занималась воспитанием детей – Клавдии и её брата Николая. Иван Шульженко серьёзно увлекался музыкой: он играл на духовых в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. В то время были популярны любительские постановки и спектакли, и семья Шульженко часто выступала перед соседями.


В гимназии Клавдия больше всего любила литературу, знала наизусть и с удовольствием декламировала много стихов. Она вовсе не увлекалась музыкой и мечтала стать актрисой, грезила театром, однако, по настоянию родителей, пошла учиться музыке и пению в Харьковскую консерваторию. Именно там её педагог, знаменитый профессор Чемизов, убедил девушку, что она обладает уникальным голосом, поставленным самой природой, и что ей не стоит пренебрегать своим певческим талантом.


И тогда Клавдия Ивановна старалась совместить игру в обожаемом ей театре (в 15 лет её приняли в труппу Харьковского драматического театра) с учёбой в консерватории, а также с занятиями хореографией и танцами, и с выступлениями в качестве певицы.

В 1928-м Шульженко дебютировала на сцене Мариинского театра в концерте для журналистов. После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортёра» в 1929 году Шульженко пригласили в Ленинградский мюзик-холл.В 30-х Шульженко выступала также с джаз-оркестром Скоморовского, и зрители услышали в её исполнении песни «Руки», «Андрюша», «Мама». Публика очень любила молодую певицу, однако её откровенно лирический репертуар нравился не всем, и некоторые композиции даже начали запрещать, руководствуясь политическими соображениями. Тогда в репертуаре Шульженко появились народные песни – украинские, русские, а также латиноамериканские, испанские композиции. Это было в духе того времени, когда пропагандировалась дружба между народами, так что опять-таки из-за политических аспектов правительство приветствовало такой репертуар.

В 1939-м Шульженко победила на конкурсе артистов эстрады. Тогда её фотографию опубликовали на страницах журнала «Советское искусство», пластинки с её песнями выходили огромными тиражами и тут же буквально сметались с прилавков, специально для Шульженко в Ленинграде организовали джаз-оркестр.


Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Клавдия Ивановна и её муж, музыкант и конферансье Владимир Коралли (настоящая фамилия Кемпер), добровольно вступили в армию, и теперь их джазовый ансамбль считался фронтовым. Песни в исполнении Шульженко звучали на передовой и в госпиталях. За время блокады Ленинграда она дала свыше 500 концертов: вместе со своими музыкантами она поднимала дух жителей осаждённого Ленинграда, выступала на Ладоге, ставшей в те годы «дорогой жизни», на фронте – в часы затишья и под канонаду вражеских обстрелов. К слушателям Клавдия Ивановна выходила всегда в концертном платье и в туфлях на каблуках — будь то Дом культуры, аэродром или лесная опушка.

И именно здесь прозвучал легендарный «Синий платочек», ставший одной из самых популярных песен военного времени. Интересно, что сначала у этой песни польского композитора Ежи Петерсбурского был текст, написанный Яковом Голденбергом, да и вообще в довоенные годы она была весьма популярна и входила в репертуар многих известных исполнителей, впрочем, и вариантов текста было несколько… Но тот, который исполнила Клавдия Шульженко на Ладоге в 1942 году, и который стал всенародно любимым, который давал надежду и согревал на фронте, написал (на основе оригинального текста Гольденберга) сотрудник газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Максимов.


После окончания войны Клавдия Шульженко начала выступать сольно и даже выезжала на гастроли за границу – в Польшу, Германию, Венгрию, но, увы, попасть во Францию и поклониться могиле великой Эдит Пиаф, чьим именем за большой талант её называли, Шульженко так и не позволили…


Известно, что в жизни Клавдия Ивановна обладала чувством собственного достоинства, а также достаточно прихотливым характером. Например, рассказывают, что однажды министр культуры Екатерина Фурцева пригласила Шульженко на аудиенцию, а сама долго не выходила. Тогда рассерженная Клавдия Ивановна ушла и попросила передать министру, что она «плохо воспитана». Шульженко первой среди советских актрис появилась на сцене в брючном костюме. Она вообще очень любила наряжаться, отдавала предпочтение концертной одежде от известных модельеров, а среди её нарядов от знаменитых кутюрье было и концертное платье от ещё малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева. Шульженко любила изысканную парфюмерию; рассказывают, что у неё был французский несессер с дорогой парфюмерией, с которым она никогда не расставалась. При этом певица совершенно не умела экономить и не имела собственного автомобиля. Зато в её московской квартире, которую Шульженко выделили лишь под конец жизни, стоял выкупленный ею рояль, который Дмитрий Шостакович когда-то проиграл в преферанс Исааку Дунаевскому.


В браке с Владимиром Коралли у Клавдии Ивановны родился сын Игорь, который работал главным инженером «Мосгаза» (скончался в 2020 году), и есть три внучки - Вера, Елизавета и Наталия. И хотя Коралли был настоящей любовью Шульженко, и они прожили вместе 25 лет, была в её жизни и ещё одна красивая история. Ещё в 40- годы знаменитый кинооператор Георгий Епифанов купил пластинку с песней «Челита» и буквально влюбился в голос исполнительницы. А попав на концерт Шульженко, был покорен его обладательницей. Всю войну он отправлял ей письма, подписываясь инициалами «Г. Е.». Они встретились через долгих 16 лет, и, хотя Клавдии Ивановне на тот момент было 50, и она рассталась с Коралли, а Епифанову 38, они уже больше не расставались до последнего дня жизни певицы. А пока у Шульженко ещё были гастроли, она всегда отправляла домой письма и телеграммы: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж».


Клавдия Ивановна умерла после долгой болезни, впав перед смертью в кому. Её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве, а через 11 лет рядом с бывшей женой был похоронен Владимир Коралли.

Гл. ред. музыкальных программ 1983. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv