Исторические корни легенды о рептилоидах

Исторические корни легенды о рептилоидах Мифология, Юмор, Мнение, Древние артефакты, Археология, История (наука), Длиннопост

Рептилоидные статуэтки культуры Убейд, около 7000 лет назад.

Шумерскую цивилизацию, возникшую в начале 4 тысячелетия до н.э., справедливо называют первой цивилизацией. Цивилизацией в полном смысле этого слова. Мы живем по тем лекалам, которые были изобретены в Шумере, и наш образ мысли не так уж сильно отличается от образа мысли шумеров. Социальная иерархия, законы, бюрократия, государственная религия — все это родилось именно в Шумере. В начале 20-го века считалось, что до шумеров в южной Месопотамии жили одни дикари. Но Шумер появился не на пустом месте. Как показали дальнейшие исследования, до вторжения шумеров в южную Месопотамию 6000 лет назад, там жили вполне культурные люди. У них было почти все, чем знамениты шумеры — ирригационное сельское хозяйство, развитые ремесла, храмы, и даже гончарный круг. Не было только больших городов. Люди жили в небольших деревнях и селах, имущественное и сословное деление уже существовало, но было слабо выражено. Шумеры отличились тем, что первыми начали строить большие города с четкой классовой структурой. А дальше все было предопределено. В таких городах неизбежно возникает обособленная элита, сложные культы богов, письменность, математика, астрономия и рабство, как основа хозяйственной деятельности.

Хронология событий такова. Примерно с 75 века до н.э. на Ближнем Востоке установился мир. Сельское хозяйство стало приносить достаточно продовольствия для безбедного существования больших коллективов. Климат был мягкий, засух не было. Колосились поля пшеницы и ячменя, стада овец паслись на тучных лугах. Ремесленники работали на продажу, изготавливая каменные орудия труда, медные украшения и расписную керамику. Но главное, люди научились жить без войн и насилия. Зачем воевать, если ты честным трудом можешь прокормить и себя, и свою семью? Общество равных тружеников, справедливо распределяющее продукты, выращенные общим трудом. Родоплеменной строй, эгалитарное общество без эксплуатации, без воровства, обмана и насилия — так жила культура Чатал-Хююк в Анатолии долгих полторы тысячи лет. Этот город насчитывал не 500, не 1000, а целых 10000 жителей, живших в равенстве и согласии. Первый мегаполис Медного века по структуре был похож на колониальный организм вольвокс. Он представлял собой массу одинаковых односемейных домов, без четкой структуры, без центрального храма, без социального разделения по кварталам и даже без улиц. Но в 62 веке до н.э. началось сильное похолодание. Продлись оно подольше, и наступил бы новый ледниковый период. Но и нескольких десятков лет неурожаев, засух и голода оказалось достаточно, чтобы культура Чатал-Хююк пришла в упадок и погибла навсегда. Город был заброшен, а оставшиеся в живых люди разбрелись кто куда. Часть пошла на юг-восток, и создала несколько археологических культур в Месопотамии, где было достаточно воды для естественного орошения полей. Одной из наиболее значимых была Самаррская культура в среднем течении Тигра и Ефрата. Именно ей приписывается изобретение ирригации и первенство в разведении льна. Существовала она приблизительно с 59 до 39 века до н.э. Параллельно с Самаррской культурой в южной Месопотамии возникла культура Убейд. Именно убедийцы основали те поселения, которые потом стали первыми шумерскими городами-государствами Ур, Урук и Эриду. И именно убедийцы изобрели гончарный круг. Их керамику высоко ценили соседи. Убедийцы строили уже довольно большие храмы, и торговали с окрестными странами, распространив влияние своей культуры на все Междуречье и на Элам. Однако пропасти между народом и элитой еще не было, общество было более-менее эгалитарным, хотя уже и не полностью равноправным, как в Чатал-Хююке. А потом пришли шумеры со своей цивилизацией и иерархией. Родоплеменной строй сменился рабовладельческим. Начались непрерывные войны. В могильниках стало появляться оружие, что является доказательством того факта, что до шумеров в Месопотамии воевали не так уж часто. А потом война стала обычным и почетным делом. Да, там, где эксплуатация, там всегда война.

Таким образом, многие изобретения, которые раньше историки приписывали шумерам, на самом деле принадлежат убедийцам и самаррцам. Шумерская культура очень много заимствовала у своих предшественников и в духовном плане. Среди прочих особенностей культуры Убейд отмечено широкое распространение странных статуэток, изображающих людей с лицами ящериц. В основном это женщины, но попадаются и мужчины. Зачем? Для чего эти мирные люди наделали столько этих странных статуэток? Причем все статуэтки похожи друг на друга, и у них не маски ящериц, а именно лица. Ни у кого из соседних культур не было ничего похожего. Самаррцы тоже изготавливали статуэтки из кости и глины, но они изображали лишь пухлых женщин и быков. А тут — полуящерицы-полулюди. Понятно, если бы подобные предметы делали египтяне — в долине Нила любили изображать людей с головами разных животных. Но в Месопотамии не было такой традиции ни до, ни после Убейда. И вот, поставим себя на место шумерца, который прибыл издалека в чужую высокоразвитую страну, с совершенно непонятным языком и странной культурой. Он видит кругом эти рептилоидные статуэтки и ничего не понимает из объяснений местных жрецов. Тогда он включает свою фантазию и рождается легенда об аннунаках, пришедших с планеты Небиру, которые создали людей из глины, потому что самим рептилоидам было лень добывать себе пищу и строить храмы. Но почему мысли шумерца пошли именно в этом направлении? Потому что эта легенда очень удобна для оправдания вечной войны и для обоснования права на эксплуатацию других людей: “Мы наследники высших форм жизни, поклоняйтесь нам, подчиняйтесь нам, работайте на нас!” Затем уродливые статуэтки полуящериц сменяют респектабельные изображения великанов в коронах из рогов и в юбках из овечьих шкур. Но осадочек, как говорится, остался. Отголоски шумерских фантазий о рептилоидах дожили до наших дней, став одной из основ популярной теории заговора. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какой смысл вкладывали 7000 лет назад мастера Убейда в свои рептилоидные статуэтки.

Исторические корни легенды о рептилоидах Мифология, Юмор, Мнение, Древние артефакты, Археология, История (наука), Длиннопост

Месопотамия 7000 лет назад. Самаррская культура отмечена зеленым цветом, Убейд -- голубым.

По материалам Википедии.