Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив

Порой итог сражения оказывается неожиданным для всех его участников. Примером может послужить бой в Макассарском проливе, когда попытка перехватить японский конвой вылилась в отступление союзников, а также оказались утраченными важные позиции, благодаря которым ход Второй мировой войны на Тихоокеанском ТВД стал таким, каким его знают ныне.

После нападения Японии на Пёрл-Харбор Вторая мировая война пришла и на Тихий океан. Для защиты Юго-Восточной Азии от предполагаемых действий Токио было создано командование ABDA. То есть, объединение сил Великобритании, Австралии, США и Нидерландов, которое появилось 4 января 1942 года. Его возглавил британский фельдмаршал Арчибальд Уэйвелл, а морскими силами стал командовать американец Томас Харт.

Январь 1942 года был весьма неудачным для союзников: японцы захватили большую часть острова Борнео, несколько крупных портов на Сулавеси и Молуккский архипелаг. Уэйвелл, понимая, что теперь японцы нацелены на разделяющий Сулавеси и Борнео Макассарский пролив, начал готовиться. Харт же, как и голландцы в штабе ABDA, опасался вторжения на Яву, где они и концентрировали свои силы.

1 февраля авиаразведка, которая часто ошибалась в точной оценке классов обнаруженных кораблей, заявила о японских силах в гавани Баликпапан — 3 крейсерах, 10 эсминцах и 20 транспортниках. На следующий день Харт собрал совещание, где присутствовал голландец Конрад Хелфрих, американец Уильям Глассфорд и австралиец Джон Коллинз. Собравшиеся должны были подготовить контрмеры в ответ на японскую активность. Хелфриху не составило труда убедить коллег создать особую ударную группировку, которая должна будет перехватить противника и не дать ему высадиться. Целью японцев сочли захват Сурабаи, важного города и порта в Голландской Ост-Индии, и именно поэтому эскадру союзников решили доверить голландскому контр-адмиралу Карелу Доорману.

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив Война, Атака, Самолет, Корабль, Море, Длиннопост

Флагман соединения Доормана — крейсер HNLMS De Ruyter

Доорман получил под командование эскадру из голландских крейсеров De Ruyter и Tromp и американских крейсеров Houston и Marblehead. Их прикрывали голландские эсминцы Banckert, Piet Hein, Van Ghent и американские Barker, Bulmer, John D. Edwards и Stewart.

Утром 3 февраля готовящуюся к выходу в море группу обнаружили японские бомбардировщики, но атаковать не стали и ушли, как показалось союзникам, в сторону Сурабаи. Это стало дополнительным аргументом в пользу того, что Япония намерена брать город. Около полуночи Доорман направился к северо-восточной оконечности Явы, куда прибыл к 5 часам утра.

Уже в 9 часов утра Доорман получил сообщение от очередного самолёта-разведчика о том, что японцы обнаружены на пути в Сурабаю — 3 крейсера, 18 эсминцев, а также большое количество транспортов и кораблей сопровождения. Контр-адмирал решил преградить им путь, заняв позиции в Макассарском проливе. Дойти до позиции он не успел — в 9:49 с Marblehead обнаружили японские бомбардировщики, летевшие четырьмя V-образными группами на высоте около 5 000 метров. В точности неизвестно сколько их было: союзники отчитывались о 37-45, тогда как японцы утверждали, что имелось 60 машин.

Доорман приказал соединению рассредоточиться — он надеялся дать таким образом своим кораблям место для манёвра, а японцев заставить распылить силы. Но это было ошибкой: японцы пролетели мимо эсминцев прикрытия и сосредоточили атаки на крейсерах.

Marblehead стал основной целью. В ходе первого захода бомбардировщиков ему удалось уклониться от близко падавших бомб и даже сбить один самолёт, но в ходе второй атаки он получил два попадания: обе бомбы пробили палубу и взорвались. Погибло и пострадало несколько человек, а крейсер ушёл в циркуляцию из-за повреждения руля. На этом атаки против Marblehead практически прекратились.

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив Война, Атака, Самолет, Корабль, Море, Длиннопост

Крейсер USS Houston в 1935 году

Далее бомбардировщики начали налёты на Houston. Первые волны атак ему удалось отразить: все бомбы упали мимо, а несколько самолётов были сбиты. Наконец, последняя атака увенчалась успехом, и одна бомба, попав в район кормовой башни главного калибра, пробила палубу и взорвалась, убив 48 человек и заклинив поворотный механизм кормовой башни главного калибра.

Японцы тут же переключились на флагман, De Ruyter. Но ему удалось сманеврировать, так что он получил незначительные повреждения систем ведения огня 40-мм орудий. До 12 часов самолёты ушли, но Доорман не решился продолжать свой «поход» в Макассарский пролив, сообщил Харту о необходимости истребительного прикрытия и повернул назад.

Все корабли добрались до баз, где их спешно отремонтировали, хотя Marblehead затем ушел для более основательного ремонта сначала на Цейлон, а затем в США. Японские лётчики в свою очередь переоценили собственный успех и доложили о потоплении крейсера типа Augusta (т.е. Houston), а также по одному крейсеру типов Tromp и Java. Если заявление о потоплении Houston выглядит логичным, то последние два явно ошибочны: на Tromp атаки не производись, а крейсеров типа Java в соединении вообще не имелось.

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив Война, Атака, Самолет, Корабль, Море, Длиннопост

Повреждения на крейсере USS Marblehead после боя в Макассарском проливе

Настоящий успех Японии был в другом. Всё морское командование ABDA ошиблось, ведь своей непродуманной атакой и последующим отступлением они дали противнику то, чего он хотел на самом деле: контроль над Макассарским проливом. Все сообщения об атаке на Субараю были плодом ошибок разведчиков и предвзятого толкования голландцев из штаба, живших в постоянном страхе перед высадкой.

Взятие Макассара дало японцам возможность заняться проработкой планов для действительной атаки на Субараю, поскольку новая позиция, взятая за счёт ошибки противника и ценой потери нескольких самолётов была столь выгодна, что новый этап кампании в Голландской Ост-Индии был не за горами. Таким образом, командование ABDA отдало победу в руки противника, и причиной тому — отступление после боя в Макассарском проливе.

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив Война, Атака, Самолет, Корабль, Море, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»