Intuitive Machines села на Луну

Джефф Фауст, 22 февраля 2024 г.
Первоисточник

Intuitive Machines села на Луну Запуск ракеты, Спутники, Космонавтика, Технологии, Артемида (космическая программа), Длиннопост

Изображение, опубликованное Intuitive Machines после выхода посадочного модуля Nova-C на лунную орбиту 21 февраля в рамках миссии IM-1. Предоставлено: Intuitive Machines

ВАШИНГТОН — Посадочный модуль-робот, разработанный Intuitive Machines, благополучно приземлился на Луне 22 февраля, став первым частным космическим аппаратом, совершившим посадку на Луну, и первым американским космическим аппаратом, совершившим это более чем за полвека.

Спускаемый аппарат Nova-C, названный Odysseus, приземлился в южных полярных областях Луны в 18:23 по восточному времени в рамках миссии IM-1. Диспетчерам потребовалось около 15 минут после приземления, чтобы подтвердить, что они получали сигнал от посадочного модуля на поверхности, хотя изначально сигнал был слабым.

«Что мы можем подтвердить, без сомнения, так это то, что наше оборудование находится на поверхности Луны и мы передаем информацию», - сказал Тим Крейн, руководитель полета Intuitive Machines при попытке посадки. «Итак, поздравляю, команда IM».

Intuitive Machines отложили посадку на два часа, чтобы совершить дополнительный облет Луны. Компания заявила, что установила, что лазерные дальномеры на спускаемом аппарате, ключевой инструмент, обеспечивающий точную посадку, не работали должным образом. Диспетчеры загрузили исправление программного обеспечения, позволяющее спускаемому аппарату использовать вместо них полезную нагрузку доплеровского лидара НАСА, первоначально предназначавшуюся для демонстрации технологии.

«По сути, это основная система, помогающая предоставлять информацию о скорости и высоте», - сказал Прасун Десаи, заместитель помощника администратора НАСА по космическим технологиям, о полезной нагрузке НАСА во время трансляции приземления.

Odysseus стартовал 15 февраля на корабле SpaceX Falcon 9, который вывел космический аппарат на траекторию полета к Луне. После пуско-наладочных работ по тестированию двигателя на жидком кислороде и метане космический аппарат выполнил два маневра коррекции траектории, прежде чем выйти на низкую окололунную орбиту 21 февраля.

Приземление было первым на Луну космическим кораблем частной разработки. Это также была первая мягкая посадка на Луну любым американским космическим кораблем со времени последней миссии «Аполлон-17» в декабре 1972 года.

Миссия IM-1 доставила шесть полезных грузов НАСА в рамках программы коммерческих служб полезной нагрузки Luar (CLPS) агентства в рамках заказа, выданного в 2019 году и оцененного после доработки в 118 миллионов долларов. В качестве полезной нагрузки были продемонстрированы технологии, в том числе навигационный доплеровский лидар, навигационный маяк, радиочастотный датчик топливного бака и камера для изучения пылевых шлейфов, поднимаемых двигателем спускаемого аппарата. Другие полезные устройства НАСА включали лазерный ретрорефлектор и радиоастрономический прибор.

IM-1 также перевозил шесть полезных грузов, не принадлежащих НАСА. Columbia Sportswear предоставила материал, идентичный тому, который используется на некоторых своих куртках, чтобы проверить его использование в качестве утеплителя топливного бака. Две компании, Galactic Legacy Labs и Lonestar Data Holdings, доставили архивы данных на посадочный модуль. Международная ассоциация лунных обсерваторий доставила две небольшие астрономические камеры. Художник Джефф Кунс представил художественное произведение под названием «Фазы Луны», установленное на спускаемом аппарате.

Самым амбициозным из полезных устройств, не принадлежащих НАСА, была камера EagleCam, созданная студентами Авиационного университета Эмбри-Риддл. EagleCam была разработана для того, чтобы выбрасываться из спускаемого аппарата во время его последнего спуска, достигая поверхности перед спускаемым аппаратом и делая снимки приземления спускаемого аппарата.

Три частные миссии пытались приземлиться на Луну до IM-1, и все они потерпели неудачу. В апреле 2019 года спускаемый аппарат Beresheet, построенный Israel Aerospace Industries для израильской организации SpaceIL, потерпел крушение при последнем спуске на поверхность Луны, когда один из его инерциальных измерительных блоков вышел из строя, вызвав «каскад перезагрузок» в авионике космического корабля, который отключил главный двигатель.

В апреле 2023 года спускаемый аппарат HAKUTO-R M1, разработанный японской компанией ispace, также потерпел крушение при последнем приближении к Луне. Компания установила, что бортовой компьютер проигнорировал информацию о высоте, поступающую от датчика, когда спускаемый аппарат проходил над краем кратера, решив, что датчик неисправен, что привело его к выводу, что спускаемый аппарат находился на поверхности, когда он был еще в пяти километрах над ней.

Компания Astrobotic, которая также получила награду NASA CLPS award, запустила свой посадочный модуль Peregrine 8 января на первой ракете ULA Vulcan Centaur. Однако через несколько часов после старта в спускаемом аппарате произошла утечка топлива, которая, по мнению Astrobotic, могла быть вызвана неисправным клапаном, в результате чего произошло превышение давления и лопнул бак. Утечка вынудила Astrobotic отменить попытку посадки, и Peregrine сгорел в атмосфере, когда вернулся на Землю через полторы недели после старта.

НАСА приняло подход «выстрелов по воротам» к CLPS, когда агентство запустило программу более пяти лет назад, признав, что некоторые миссии завершатся неудачей. «Руководство НАСА сохраняет приверженность делу и продолжает принимать риск того, что некоторые из этих миссий могут не увенчаться успехом», - сказал Крис Калберт, руководитель программы НАСА CLPS, на брифинге 31 января.

«Когда мы решили пойти по этому пути, мы знали, что это действительно, действительно сложная задача, и может оказаться, что не все они будут успешными, особенно некоторые из самых ранних», - сказал Джоэл Кернс, заместитель администратора по исследованиям в Управлении научных миссий НАСА, в интервью перед запуском Peregrine.

Он утверждал, что сокращения не будет ни в НАСА, ни в промышленности, если первые миссии потерпят неудачу. «Компании, которым мы верим, работают над этим в долгосрочной перспективе. Мы считаем, что это лучший способ заставить американскую промышленность сделать это в качестве услуги, а не позволить нам делать это самим».

Космическая движуха

1.7K постов1.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.

Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."