Институтские знания.

Заря российской рыночной экономики для нас, молодых инженеров, засветилась 

невыплатой зарплат и дикой инфляцией. Кто-то брал кредиты и торговал на рынке, 

кто-то шёл в бандиты. 

Меня и друзей это не прельщало. Мы решили воспользоваться анекдотичным просчётом, совершённым в 1987 году людьми старше нас по возрасту и выше по положению.


Началось всё с того, что начальник отдела снабжения нашего завода завысил заявку 

для модернизации энергооборудования в три раза. 

По его понятиям, он поступил логично: взял папку с документацией на объект и списал 

всё оборудование с первого документа – «Заказной спецификации». Проделав столь гигантскую работу, взял «Спецификацию гидропневмосхемы». 

Его ждал приятный сюрприз – позиции полностью повторялись и он просто в каждую 

строку поставил +1 штуку. Третий документ, «Монтажную спецификацию» он воспринял 

как дар богов – опять повторы, писать не надо и он поставил ещё по +1.


Вышестоящие начальники сделали то, что умели делать в совершенстве: главный 

инженер согласовал, директор утвердил, министерство выделило три миллиона 

советских рублей. 

На них тот же начальник отдела закупил всё согласно высочайше одобренного перечня, 

а главбух поставил это на учёт, путая маркировку оборудования. 

Торжество модернизации испортили вчерашние студенты – на объект влезла только 

треть купленного. На вопрос: «А остальное?», был дан ответ, что три листочка в одной папочке, описывали одно и то же – самый первый делают специально для снабженцев, 

чтобы они не утруждались чтением остальных двух для монтажников. 

Азы первого курса технического вуза. Итог – на складе несколько сотен невостребованных агрегатов на два миллиона. Кто не представляет масштабов – самая дорогая в тот момент машина «Волга» стоила десять тысяч.


Опытные заводские руководители нашли выход. 

Начальника отдела назначили руководить столярным цехом.

Нам выписали по тридцатке за рационализацию. Министерству отчитались 

и за рационализацию и за модернизацию, получив премию за трудовые успехи, 

а вновь назначенному начальнику отдела дали строжайшее указание всё ненужное реализовать.

Но новый начальник, тоже умел только «согласовывать и утверждать», поэтому бродил 

с грустью по складам. Надписи на оборудовании при хранении либо стёрлись, либо не совпадали с ведомостями, профессионально исковерканными главбухом. 

Мы могли во всём этом разобраться буквально по обрывкам названий и внешнему виду оборудования, но помогать отказывались, так как не работали под его началом.


И вот в январе 1993 года, мы решили залатать свои финансовые дыры с помощью 

институтских знаний. Развал СССР заставил энергетику и нефтянку стонать от того, 

что заводы быстроизнашивающегося оборудования остались в Украине и Прибалтике, 

откуда получить его гарантированно было сложно, даже заранее оплатив. 

Этим мы и воспользовались. Действовать решили просто – найти покупателя, получить предоплату, выкупить товар у унылого начальника отдела, доставить товар покупателю

и на разницу в ценах устраивать себе жизнь.


Первый месяц коммерции ушёл на знакомства. 

В местном водоканале нам лениво заявили: «Ждите когда будут деньги». 

С остальными покупателями ситуация складывалась тоже малопонятная.

Считая, что на предприятиях всё решают первые лица, мы обзванивали главных 

инженеров, директоров, на худой конец снабженцев. 

От нас просили списки оборудования и в ответ «тишина». Мы грешили на взаимную подозрительность тех лет – аферистов хватало, на нехватку финансов, но то, 

что выяснилось в итоге, нас поразило.


Начальным ключом к пониманию действительности, стал звонок от уже забытого 

водоканала.

В трубке бился в истерике мужской голос: 

«Вы жулики, подонки, получившие деньги и не отдавшие оборудование». 

Пришлось рявкнуть, чтобы следил за языком и пояснил, когда перевели деньги. 

Хам, нарвавшийся на хамство, посмирнел и сообщил, что уже двадцать минут назад их бухгалтер увезла платёжку в банк, а потому насосы надо срочно везти к ним. 

А слышал ли он когда-нибудь об ошибках при печатании реквизитов счетов? 

Увидим деньги на счёте – займемся вами. Теперь телефонная трубка была ласковой 

и умоляла только не затягивать ради Бога, Сатаны, кого угодно.


Наутро деньги действительно были, и через сутки машина с насосами въехала на 

названную водоканалом подстанцию. Разгрузкой и спешным монтажом руководил 

лично главный инженер, он же телефонный хам. 

Дело в том, что деньги на покупку у них были всегда, просто они их где-то «крутили». 

И «докрутились» - на этой центральной подстанции умер последний резервный насос. 

Если бы без воды остались только жильё, детсады, больницы, главный так не паниковал: народ потерпит. Но в центре города была обладминистрация, управление госбезопасности 

и прочая, прочая, большая и малая. Перед той истерикой он час выслушивал такой вышестоящий мат, что даже пискнуть в ответ остерегался.


Вторым прорывом в нашем сознании стала случайная фраза директора одной из ТЭЦ, 

не дававшего внятного ответа месяц: «Забываю спросить у турбинщиков и электриков». 

Оба звонка этим людям заняли по минуте, ответы были схожими:

«Печатайте счета, пока мы не встали».

А через час на проходную ТЭЦ к нам выскочили два мужика, в сопровождении третьего, который канючил: «…цены у них высокие, личности они тёмные, а в Новочебоксарске железный вариант…». 

Первые двое хором послали канючившего, проорав, что они ждут уже полгода, 

а за "тёмных личностей" слово сказал водоканал. Далее представившись, как начальники турбинного и электрического цехов, мужики схватили счета и ринулись обратно, 

пообещав завтра оплату. 

Канючивший с ненавистью посмотрел на нас, видимо теряя свой процент от 

Новочебоксарска, и поплёлся назад.


Это был перелом – технари с котельных, электросетей, нефтепроизводств, брали за 

горло руководство, долгое время, кормившее их обещаниями.

Из этой истории мы вынесли твёрдое убеждение – не бывает ненужных знаний, бывают ненужные люди. Если воспользоваться первым, минуя вторых, кризисы не страшны.