Икотка как художественный образ
Широкую известность Икотка получила после выхода сериала «Территория», хотя сами жители Пермского края критикуют его трактовку. «Не станут тут икотницу убивать — что за дикость!» — возмущаются они.
Самым ярким отличительным признаком икотницы является говорение чужим голосом. Не на выдохе, а на вдохе. В человека как бы подселяется еще одна личность (любого пола), предсказывает, где искать пропавшие предметы, иногда злобно матерится, бывает, что по темпераменту, привычкам является антиподом носителя.
В советские годы целые деревни охватывали «эпидемии»: женщины в припадках выгибались дугой, с лёгкостью одолевая нескольких мужчин, отказывались работать, шептали забытые заговоры. Известность получила эпидемия икотки в 1970-х гг в деревнях Архангельской области. Сегодня икотниц (ими, как правило, становятся женщины) единицы, большинство скрывает этот недуг (?).
Медицинских трудов по изучению этого явления найти не удалось. Если читатели подскажут – буду признателен. Есть гуманитарные, рассматривающие икотку как культурную, мировозренческую составляющие. Вот основанные на полевых изысканиях труды:
О. Б. Христофорова "Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции" (2013)
Е. М. Четина, И. Ю. Роготнев "Символические реальности Пармы: очерки традиционной культуры Пермского края" (2010). Глава «"Измененный голос" и его культурный смысл»
Т. Г. Голева «Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков» (2011). Глава «Духи болезней».
В Коми-пермяцком драматическом театре уже несколько лет с аншлагами идёт спектакль «Гузи да Мези» — искромётная комедия о вечном противостоянии старика и старухи. Но зрителей завораживает не столько юмор, сколько мистический поворот: во время действия у героини внезапно проявляется глумливый потусторонний голос, повергающий в ужас её ворчливого супруга. Местная публика безошибочно узнаёт этот образ. Приезжим, для которых игра актёров звучит на языке коми с русским синхроном, загадку раскрывают после спектакля: «Это же Икотка! Она самая».
Столичным жителям известна постановка режиссера Ирины Глебовой комедии "Икотка" по пьесе Владимира Глебова. В спектакле икотка подселяется в мужчину.
Есть роман Константина Духонина «Меня зовут Икотка» (2025), где икотка представлена демиургом, управляющим действиями носителей. При этом икотка является не самостоятельной личностью, а исполнителем замыслов более сильного бога из коми-пермяцкой мифологии, сознательно обманывая и подставляя людей для достижения поставленных богом целей.
Даже в XXI веке икотка продолжает бросать вызов науке: её невозможно вписать в узкие рамки одной дисциплины, а полевые исследования всё чаще сталкиваются с «уходящей натурой» — последними носителями традиции. Возможно, поэтому знания о ней приходится черпать из художественной литературы и культурологических исследований.
Книжная лига
27.2K поста81.5K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.