Gucci Cafe от Тимати и Егора Крида в Москве. Как рестораторы наплевали на исключительные права модного дома?

После 22.02.2022 (есть в этих числах какой-то символизм) многие российские предприниматели вообразили себя анархо-капиталистами, которым неведомы юридические ограничения для ведения бизнеса. Сегодня я расскажу вам о модных русских рэперах, цыганском шике и отрицании прав на товарные знаки.

Буду рад, если вы подпишитесь на мой ТГ-канал:

https://t.me/nikita_ivkin

Что случилось?

Недавно в Москве открылся ресторан «GUCCI CAFE» от Егора Крида, Тимати и ресторатора Антона Пинского.

На сайте Restoclub можно найти такое описание заведения: «Интерьер вдохновлен эстетикой знаменитого дома моды: используются фирменные цвета, ткани с логотипом, растительные принты и золотые элементы декора».

В действительности заведение представляет собой парад нарушений интеллектуальных прав, что подтверждается фотографиями из канала Gucci Cafe:

Gucci Cafe от Тимати и Егора Крида в Москве. Как рестораторы наплевали на исключительные права модного дома? Право, Закон, Юристы, Адвокат, Товарный знак, Интеллектуальная собственность, Юридическая помощь, Длиннопост

Как видно на фотографиях, вывеска ресторана и меню представляет собой перевернутую надпись GUCCI CAFE, диваны, стулья и стены украшены широко известным принтом модного дома GUCCI. Однако рестораторы и на этом не остановились: если вам мало логотипов вокруг вас, вы можете попробовать гуччи на вкус, заказав гуччи-бургер, представленный в меню.

Кроме того, на одной из стен вы можете заметить знак охраны товарного знака ®, однако в данном случае он никакого смысла не имеет, поскольку само обозначение используется неправомерно.

Казалось бы, гуччи и гуччи, чего бухтеть, но дело в том, что за компанией Gucci (настоящей, итальянской) зарегистрирован ряд товарных знаков, в том числе словесные "ГУЧЧИ", "GUCCI" и изобразительные:

Gucci Cafe от Тимати и Егора Крида в Москве. Как рестораторы наплевали на исключительные права модного дома? Право, Закон, Юристы, Адвокат, Товарный знак, Интеллектуальная собственность, Юридическая помощь, Длиннопост

Выходит, что Егор Крид, Тимати и Антон Пинский используют репутацию всемирно известного бренда с многолетней историей для того, чтобы продвигать свою кафешку.

Бизнес-план опытных предпринимателей хорош всем кроме одного: он нарушает закон

Согласно ст. 1483 Гражданского кодекса РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Для того, чтобы установить факт нарушения прав на товарный знак, суд должен установить:

  • Предоставление товарному знаку правообладателя защиты;

  • Факт использования нарушителем товарного знака;

  • Длительность и объем такого использования;

  • Степень известности, узнаваемости товарного знака;

  • Степень внимательности потребителей;

  • Сходство между обозначением, использованным нарушителем, и оригинальным товарным знаком;

  • Вероятность смешения между обозначением, использованным нарушителем, и оригинальным товарным знаком.

Международная защита товарного знака

Россия и еще 91 государство участвует в Ниццком соглашении о Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), согласно которой страны-участницы применяют единую классификацию для регистрации товарных знаков. Классов товаров всего 45, в каждом из которых приведен обширный перечень товаров и услуг. Регистрируя товарный знак, вы можете указать хоть все товары из всех классов МКТУ, что естественно будет значительно дороже.

Согласно Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков заявитель может зарегистрировать обозначение сразу в нескольких странах одновременно через Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) – не обязательно подавать заявки в каждой стране. Именно так поступила и компания GUCCI, зарегистрировав одноименный международный товарный знак.

Классы товаров, в которых охраняется товарный знак GUCCI

Строго говоря, в отношении почти всех классов: охрана международному знаку GUCCI предоставлена в отношении 1-42 классов МКТУ. Среди множества товаров нам особенно интересны следующие: 16 класс (печатная продукция), 20 класс (мебель), 21 класс (кухонная посуда), 24 класс (ткани), 27 класс (ковры – да, там помимо стен, стульев и диванов есть огромный ковер с названием модного дома), 35 класс (реклама и бизнес), 42 класс (рестораны и бары).

Эти классы выбраны не случайно – практически все товары из приведенных классов можно найти в GUCCI CAFE с использованием логотипа компании.

Смешение товаров

Есть два критерия вероятного смешения товаров: однородность и сходство (п. 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10).

Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю.

Может ли заведение ассоциироваться у среднего потребителя с модным домом GUCCI? Очевидно, что да, ведь создатели кафе интенсивно вдохновлялись эстетикой бренда и украсили логотипом GUCCI практически каждый предмет интерьера.

Уважаемые рестораторы не объяснили потребителям, что с GUCCI они никак не связаны (тот факт, что Тимати называют "гуччи-дедом", не является достаточным основанием для использования товарного знака модного дома). К слову, сам GUCCI никакого согласия на открытие заведения не давал.

Более того, летом 2021 года бренд GUCCI открывал поп-ап бутик и кафе GUCCI SHOP & BAR на Патриарших прудах в честь выхода новых моделей сумок, что может еще больше запутать потребителя. Несмотря на то, что этот проект уже закрыт, оба заведения относятся к одной ценовой категории и располагаются в центре Москвы.

Gucci Cafe от Тимати и Егора Крида в Москве. Как рестораторы наплевали на исключительные права модного дома? Право, Закон, Юристы, Адвокат, Товарный знак, Интеллектуальная собственность, Юридическая помощь, Длиннопост

Сходство товаров

Суд устанавливает сходство товаров по результатам сравнения товарного знака правообладателя и предполагаемого нарушителя по своему внутреннему убеждению с учетом представленных доказательств.

В дизайне, вывески, меню ресторана используются обозначения, принадлежащие модному дому GUCCI, при этом их перевернутый стиль и другой шрифт никак не изменяют факта нарушения права использования товарных знаков модного дома. Данное использование нарушает права на товарные знаки модного дома GUCCI, поскольку обозначения сходны до степени смешения.

Но по всей видимости Антон Пинский так не думает, в связи с чем пытается зарегистрировать следующие товарные знаки (они находятся на стадии экспертизы в Роспатенте, номера заявок: 2023722106, 2023722104, 2023722101.

Gucci Cafe от Тимати и Егора Крида в Москве. Как рестораторы наплевали на исключительные права модного дома? Право, Закон, Юристы, Адвокат, Товарный знак, Интеллектуальная собственность, Юридическая помощь, Длиннопост

Способы защиты прав на товарный знак

Учитывая очевидность допущенного нарушения, осталось только понять, как GUCCI можно защищать права на товарный знак:

  • GUCCI может взыскать с нарушителя прав на товарный знак убытки;

  • GUCCI может взыскать с нарушителя компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей;

  • GUCCI может взыскать с нарушителя компенсацию в двухкратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двухкратном размере стоимости права использования товарного знака.

Думаю, что лучше идти по третьему варианту, ведь у GUCCI точно есть лицензионные договоры с самыми разными участниками рынка (в том числе, скорее всего, и с открытым в 2021 году кафе.

Не нарушайте исключительные права и будет вам счастье!

С уважением,

Никита

Лига Юристов

38K постов39.5K подписчика

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.

2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:

- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;

- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;

- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.

3. Размещение ссылок на свои социальные сети в сообществе разрешено только в профиле. Размещение ссылок на свои социальные сети (телеграм-канал, дзен, инстаграм, вк и прочие) в посте расценивается как реклама. Такие посты будут выноситься из Лиги юристов, автор поста предупреждается о нарушении, и, при повторном нарушении - получать бан в сообществе.

4. Запрещено размещать в качестве поста или комментария сгенерированные искуственным интеллектом тексты. Комментарий будет скрыт, пост - вынесен из сообщества.