439

Грязные шахматы

Грязные шахматы

Самое сложно в судейской практике, на мой взгляд – это соблюдение арбитром статьи 12 правил: Роль арбитра. С одной стороны, как гласит п. 12.1 Арбитр должен наблюдать, чтобы Правила игры в шахматы соблюдались – абсолютно непререкаемый пункт, где нет двойного толкования. Вроде всё просто и понятно, но, с другой стороны, если мы обратимся к предисловию правил, то «Правила игры в шахматы не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают во время игры, не предусматривают и решение всех организационных вопросов». «В Правилах предполагается, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым суждением и абсолютно объективны. Слишком подробные Правила могут лишить арбитра свободы суждения, и таким образом помешать ему найти решение проблемы, продиктованное справедливостью, логикой и конкретными условиями».

И вот здесь уже возникают некоторые спорные моменты, к тому же в шахматы играют люди, которые, к сожалению, не всегда честны, так же встречаются тренеры, которые учат детей «выигрывать любыми способами» находя лазейки в правилах, да и судьи от ошибок не застрахованы, по разным объективным и не объективным причинам.

Случай из практики, где на мой взгляд игроки следовали п. 11.1 Игроки не должны предпринимать никаких действий, создающих плохую репутацию шахматной игре. Рапид; детский турнир; партии никто не записывает; видеосъемка не ведется – данные условия применимы ко всем последующим приведенным примерам. Между игроками возникает спор, они подзывают судью, судья ситуацию не видел. Играющий белыми утверждает, и позиция на это указывает, что он ставит мат ферзем рокированному королю черных на h7, ферзь защищен слоном, ладья на f8 не дает королю уйти – на доске мат. Но второй игрок утверждает, что его черный конь стоит на g5 и он забирает ферзя и мата нет. Играющий белыми в свою очередь утверждает, что черный конь стоял на f5. Предлагаю начать восстанавливать предшествующие ходы, во всех ходах предыдущих игроки согласны, но этот «злосчастный» конь у каждого ходит по-разному. Отходим на отдельную доску, предлагаю восстановить партию с самого начала, но как дело доходит до коня, он опять «ходит» по-разному. В итоге руководствуясь п. 12.2.2 действовать наилучшим образом в интересах соревнования; и п. 7.6 … Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть определена, партия продолжается с последней, восстановленной до этого нарушения, позиции. А восстановить возможно только 1. е4 е5 – предлагаю игрокам начать с этой позиции. Оба соглашаются. Самое интересное в данном случае, что играющий белыми партию проиграл, но ни на судью, ни на соперника зла не держал, т.к. считал, что решение было принято верное и справедливое, хотя и первоначально он мат то поставил.

Но, к сожалению, не всегда получается так идеально и «здравый смысл» преобладает. Как я уже указал выше, присутствуют спорные моменты и так называемые «грязные шахматы», как со стороны игроков, так и со стороны тренеров, которые их этому учат. Хуже, если тренер в данный момент еще и является судьей на линии.

Случай из практики. Игрок подзывает судью, он сделал ход фигурой, не пережал часы, а соперник уже делает свой ход на его время, а он ход еще не закончил. Понятно, соперник получает предупреждение. По итогу 4 предупреждения и соперник получает поражение «по часам». Проигравший мой ученик, но в данной ситуации разбирался другой судья, я же в свою очередь был удивлен, т.к. мой ученик достаточно опытен, не один ДКР отыграл, а тут на местном турнире подобные ошибки. Но правила - есть правила. А через месяц в первом же туре получаю вал подобных вызовов и что, не мало важно, идет от учеников одного тренера-судьи. Начинаю пристально наблюдать. Игрок делает ход убирает руку от фигуры, проводит рукой над часами, но не пережимает их и кладет руки на стол. Соперник, еще раз обращаю внимание, что это дети, не смотря на часы, он ведь видел, что рука над часами прошла, делает свой ход и тут же часы на паузу, вызов судьи – «я еще ход не завершил, часы не пережал»… Подозреваю, хотя и доказать не могу, что дети массово сами до такого не додумались бы, отзываю в сторону тренера и судью на линии по совместительству, говорю, что так поступать нельзя, на что получаю ответ «в правилах не указано, что так делать нельзя, значит для победы – можно». С трудом тур заканчиваю и перед следующим делаю объявление, что согласно п. 6.2.3… Игрокам запрещено держать палец на часах или «нависать» над ними. И что подобное проведение рукой над часами буду трактовать, как «нависание» над часами. А по итогу, получается, что судья на линии, он же тренер полностью нарушил п. 12.2 Правил. Да вот только доказать умысел с его стороны не представляется возможным, к сожалению.

Случай из практики. П. 12.2.1 обеспечить честную игру. Особенно тяжело бывает судье, когда в турнире участвуют не просто ученики, а сыновья-ученики, но репутация честного, непредвзятого судьи намного дороже ошибок детей. Игрок подзывает судью и указывает, что соперник положил на игровой стол телефон (!). Правила однозначно трактуют данное поведение п. 11.3.2.1 Во время игры игроку запрещается иметь в игровой зоне любые электронные устройства. Соперник указывает на то, что телефон выключен, но данный пункт Правил однозначен, да вот только соперник — это мой сын и за плечами у него уже и ДКР и первенства региона, а тут такая недопустимая расслабленность и к тому же следующим ходом мой сын ставил мат. Но опять возвращаемся к вступлению к Правилам «… арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым суждением и абсолютно объективны». Мой сын получил поражение – судья должен быть объективным!

Это конечно же только малая часть ситуаций, которые касаются роли арбитра в шахматах и думается, что каждый из судий имеет в своем «багаже» не мало подобных ситуаций, где Роль арбитра, объективность, репутация и «…действовать наилучшим образом…» преобладали над многими прочими факторами, но на мой взгляд именно данные аспекты являются самыми сложными в работе судьи.

Спасибо за внимание!

Есть еще не один момент "грязных шахматы", которыми я обязательно поделюсь

Шахматы

2.8K поста4.7K подписчиков

Правила сообщества

1. Будьте доброжелательными и относитесь с уважением друг к другу

2. Не нарушайте правила Пикабу

3. Если постите свои партии, то обязательно включайте свои аннотации.

4. Все посты не имеющие отношения к шахматам будут удаляться.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Впервые зашëл на пикабу, чтобы исключительно тут коммент оставить.

Не читал весь текст, но по поводу мата на h7 очень уж интересно, что за позиция такая, где ферзь защищëн слоном. Если, как утверждается, конь стоит не на g5, а на f5 то он перекрывает диагональ b1-h7 белому слону и мат возможен только при нахождении слона на g6, но это маловероятно ввиду наличия пешек на f7  и h7, а если их нет, то тогда ещё более интересно, что это за позиция и куда делась пешка h. Также интересно, какими путями конь мог попасть и на f5 и на g5, ведь это абсолютно разные маршруты коня.

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ферзевый фланг не расставлял. же не просто так уточнял, что играют дети, возрастная категория до 9 лет, игрокам что-то около 7-8 лет, начинающие. Вы даже не представляете, что они в таком возрасте за доской могут творить))) Я таких позиций на доске во время турниров насмотрелся. у обоих короли под шахом, а они продолжают играть

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

я за давностью игры точно позицию конечно уже не помню, прям чтобы в фигурах расставить. Помню, что ферзь защищенный ставил мат на h7. Дело ведь не в позиции, а в действии игроков и судьи в данный момент, как контраст к хитростям других игроков

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да понятно, что не в позиции дело, но именно зацепило, что ферзь защищëнный слоном был при коне на f5)

1
Автор поста оценил этот комментарий

вот такая примерно ситуация была

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже не понял как конь последним ходом мог попасть и на g5 и на f5

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

ну я не помню точно позицию, просто помню ,что по ходам, которые мы восстанавливали, у одного конь стоял на f6 и мог забрать ферзя у другого нет. Уже писал в комментах, это дети категорию до 9 лет, я видел, как они играют, когда у обоих короли под шахом стоят

0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну это я и описал, только как всë же слон на g6 мог оказаться при коне на f5 мне тяжело представить. Это маршрут Се2-h5-g6, для неопытных шахматистов слишком долго и сложно. Конь, видимо, через h6 развивался, но тогда чëрные должны были приврать на один ход лишний.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку