Греческий Понт и почему теперь его не найти на карте
Знаете ли вы, что такое Энозис? Если вы слышите это слово впервые, то можете подумать про какое-то лекарство или термин из геометрии. В реальности же это идея о том, что всем грекам нужно объединиться и жить в едином государстве. Возможно, когда-нибудь мы обсудим это явление целиком, но сегодня коснемся лишь одной из его составляющих. Так вот, столетиями греки стремились возродить независимую государственность. Сначала речь шла про маленькие островные государства в ионическом море (Ионическая республика), потом про настоящую греческую республику к середине 19 века. Но, завоевав право жить отдельно от турок хотя бы на полуострове Пелопоннес, греки не стали останавливаться. Еще бы, ведь за спиной такая история. И так много соотечественников, все еще живущих в границах стареющей османской империи.
Итак, к первой мировой войне Османская империя представляла из себя едва живой полу-труп некогда великой империи. И как это часто бывает с наследством богатых, но не особо любимых стариков с кучей родственников и соседей, все окружающие жадно потирали руки в ожидании безутешной кончины. Прямо перед первой мировой, турки поучаствовали в двух балканских войнах. В первой балканской войне союзники - болгары, греки и сербы с черногорцами растоптали за 3 месяца боев турецкую армию и поделили всю европейскую территорию Османской империи. А через полгода, уже во второй балканской войне, все объединились против болгар и растоптали их. Причем всего за месяц и не слабее турок.
Как бы то ни было, но в обоих балканских войнах Греция вышла победителем. Не будем углубляться в детали, но и в последовавшей вслед за этим мировой войной, Греция оказалась на стороне Антанты. Причем вступила в войну в июне 1917 года, то есть под самое закрытие мероприятия и распределение призов. И немудрено, что греки повсюду почувствовали, что их мечта как никогда близка. Может быть именно сейчас Греция вернет и Смирну, и Константинополь, и Эгейские острова, и Кипр и может быть даже, чем черт не шутит, далекое Причерноморье….
Что ж, на юго-востоке черного моря греческие поселенцы появились задолго до Римской империи и Александра Македонского. Две с половиной тысячи лет назад понтийские земли становятся сатрапией персидского царя царей, Дария I. Здесь же к III веку до н.э возвышается знаменитое Понтийское царство царя Митридата. Примерно в то же время важную роль в торговле в регионе начинает играть портовый город Трапезус. Со временем его начинают называть Трапезунт (через Т на конце), а Понтийское царство попадает сначала в полную зависимость, а потом напрямую в состав римской республики. Кстати окончательно захватывает Понт сам Юлий Цезарь и именно в честь этой победы возникает крылатая фраза “Veni, vidi, vici” или “Пришел, увидел, победил”.
Но перейдем на тысячу лет вперед. Западный Рим уничтожен, Византии тоже уже скоро конец. Крестоносцы берут Константинополь, а некогда императорская династия Великих Комнинов бежит к Грузинской царице Тамаре и с ее помощью основывает в 1204г новое государство - Трапезундскую империю. Как несложно догадаться со столицей в теперь уже Трапезунде (через Д на конце). Но ее история насчитывает всего 257 лет и в 1461 году Трапезундская империя - уже последнее греческое государство. Тут Османская империя и стирает ее с лица земли.
Как бы то ни было, ко времени первой мировой войны, в понтийском регионе, в городах Синоп, Трапезунд и многих других вдоль Черноморского побережья проживали сотни тысяч людей, называвших себя “Понтийскими греками”. В 1904 году в городе МерзифОн близ Трапезунда было основано тайное общество Понтийцев, ставившее главной целью основание независимой Понтийской республики. Так вот, с началом Первой мировой войны, правительство Османской империи не без оснований стало считать этих самых понтийцев вместе со старшими братьями “неблагонадежными”. А к 1916 году началось выселение христианского населения в глубь Анатолии. В первую очередь это коснулось греков, армян и ассирийцев, которые особенно приветствовали наступающую русскую армию. Однако, в начале апреля 1916 год османская администрация, составлявшая Трабзон (так называется Трапезунд по турецки), передала власть православному метрополиту Харилаосу Филиппидису. А 16 апреля власть в Трабзонском вилайете перешла в руки временного правительства во главе с греческим комитетом. Вошедшая русская армия решила оставить Филиппидиса губернатором.
И может быть дальше все бы было хорошо, ведь начиная с этого момента понтийский национализм начал разрастаться как грибы после дождя, но случилась февральская революция в россии. А за ней и октябрьская, после которой русские войска были выведены из Трапезунда. К этому моменту идеи о независимости гордой причерноморской республики уже во всю захватили умы греческих националистов. Оцените, что к этой минуте уже был организован центральный национальный комитет понтийцев в Ростове, общество понтийцев в Стамбуле, Всепонтийский съезд в Марселе и десятки других подобных советов и коммитетов. А Митрополит Филиппидис во всю декларировал идеи национальной идентичности понтийцев и тайное понтийское общество МерзифОна получало иностранную политическую и финансовую поддержку из США, Европы, и до поры до времени из России. В городе Карс была создана “Кавказская греческая дивизия”, а в Закавказье действовал “Греческий военный корпус”.
Но история иронична. И как видите, когда Понтийцы были в шаге от успеха, все переменилось. Ушедшие русские войска оставили все понтийские земли беззащитными. Турция, являющаяся уже не едва живым государством, а натурально разложившимся трупом империи, в последние секунды своей жизни вползает в Трапезунд и другие восточные города и учиняет там самую настоящую этническую чистку. Погромы и акты того, что принято называть геноцидом греков, армян и ассирийцев, привели в период с 1914 по 1922 год по разным оценкам к гибели 350 тысяч только понтийских греков. В печально известных турецких трудовых батальонах смертность в некоторых подразделениях достигала 80%. В такие батальоны на нужды тыловых строительных работ сгоняли всех мужчин призывного возраста, а позже стали брать и подростков. Батальоны состояли и из греков и из армян и из ассирийцев.
Вслед за поражением в первой мировой, разложившийся труп османской империи окончательно потерял целостность. Территории на западе Анатолии были оккупированы Грецией, на юге Италией, а на севере только что появившейся армянской республикой. Но это же поражение разожгло в турках националистический пыл. Видя, что их страну разрывают на куски, простые турки только сильнее озлобились и все более агрессивно вели себя по отношению к инородцам.
Так печальную известность получил Топал Осман - командующий турецким ополчением, который в конце мировой войны и последовавшего за ней хаоса тиранил понтийское население в районе Трапезунда. Сжигал деревни, насиловал всех подряд и убивал без разбора. А однажды даже вынудил жертв разоренной греческой деревни подписать документ, что нападение было совершено не турками, а армянами. Справедливости ради, его все-таки обезглавили сами турки в 1923 году, но к тому моменту он успел стать ужасом всех христиан причерноморья.
На фоне кровавой резни в Понтийских территориях, в Париже проходила Парижская мирная конференция.. Митрополит Хрисанф Филиппидис прибыл туда, поскольку в самом Трапезунде он уже находиться без угрозы жизни не мог. Туда же прибыл и Леонидас Ясонидис, глава совета греческих общин. На полях конференции, они воззвали народы мира к признанию независимости республики греческого Понта. Филиппидиса за это в Турции заочно приговорили к смертной казни.
И вот кажется, самое время заручиться поддержкой сильных мира сего и вернуть греческому миру давно утерянные земли. Но премьер-министр Греции, Венизелос, к сожалению, посчитал, что Греция просто не в состоянии переварить еще и защиту понтийского побережья. А поддержать самостоятельность нового государства без греческой защиты не посчитал нужным. На полях конференции, у него были другие дела - кому достанутся Эгейские острова, кто получит Родос, как Греки будут контролировать Смирну и прочие дела для важных людей. Кстати, о больших дядьках - главный герой этих переговоров, президент США, Вудро Вильсон, и тут применил свой любимый навык - рисование новых границ на карте. При его непосредственном арбитраже, только что появившейся Армении были переданы огромные территории, в том числе Трапезунд. А само государство-прецедент получило название в историографии “Вильсоновская Армения”. Пусть для понтийских греков это и не было победой, но сулило лучшую жизнь, чем при турках.
(фотографии геноцида и убийств выкладывать не буду, в интернете их найти можно без труда в огромном количестве)
Но знаете к чему приводят скорые решения, принятые без понимания ситуации? Все правильно - как только армяне попытались в 1920 году вступить на земли, полагающиеся им по арбитражу Вудро Вильсона, турки Кемаля Ататюрка перешли в контрнаступление. Вообще, все события начала 1920 годов принято в турции называть войной за независимость. Резюмируя лишь, что по итогу этой “войны за независимость”, армяне были разгромлены. Греки на западе тоже были разгромлены. Как и восстание понтийцев 1919 года. Турция утвердилась в границах, близких к современным, а сотни тысяч людей были убиты, депортированы или бежали из своих родных мест.
Именно тогда неиссякаемые потоки греческих беженцев бросились в Россию и континентальную Грецию. Так, по переписи населения 1926 года, в СССР проживало больше 200 тысяч понтийских греков (хотя по разным оценкам их было в несколько раз больше). Также, турки напрямую, согласно греко-турецким договорам об обмене населения (после разгрома греческой армии а Анатолии), выдворили в грецию 182 тысячи понтийцев. И как итог, греческое население понта за время с начала первой мировой до 1923 года сократилось с 700 тысяч человек до значений, близких к нулевым.
А, государство, которое так официально и не объявили, даже несмотря на то, что у него был и свой флаг, и свое правительство и даже какие-никакие ассоциированные вооруженные силы, навсегда кануло в лету, забрав с собой и все надежды греков вернуть родные земли. Да и греков, которые были рождены на этих землях уже практически нет. А вместе с ними в темную и хололдную пучину истории навсегда погружается республика греческого Понта, потомок Трапезундской империи, царства царя Митридата и древних Эллинов.
Если понравилось, переходите смотреть моё видео про Понт на Ютьюбе. Отсюда просмотр не засчитается).
Вам просто, а мне добавит стимула писать еще больше интересных постов!
Лига историков
18.4K поста54K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения