658
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

Гори она синим пламенем, эта осень-зима

Я логопед. Я учу говорить неговорящих детей. Сегодня хочу поговорить про одну частую ловушку в нашей работе, связанную с зоной актуального развития.

Это понятие ввел Лев Выготский. Если грубо, зона актуального развития — это то, что ребенок уже умеет делать сам, без помощи. А зона ближайшего развития — то, что он может сделать с помощью взрослого, который подтолкнет и направит. Идея в том, чтобы давать задания как раз из этой второй зоны — чуть сложнее того, что он уже освоил.

Но на практике не все так просто. Мы можем ошибиться и дать задание, которое ребенку еще сложновато. А бывает хитрее: задание вроде бы из зоны ближайшего развития, но оно уже так надоело ребенку, что он его до тошноты заучил и ненавидит.

А ведь у нас есть план и критерии эффективности. Например, планируется, что ребенок будет называть десять глаголов в разные дни с первого раза. А он – не называет. Или сегодня назвал, а завтра разглядывает потолок и ковыряет в носу. Причем есть стойкая тенденция – чем сильнее требовать, тем хуже результат. Мотивация на нуле, полтора глагола назовет и снова ищет клад в носу. Ребенок учится не тому, что мы хотим, а тому, что задание «10 глаголов» — это скучно, сложно и ведет к конфликту. И он начинает его избегать всеми способами.

Что делать? Убирать. Мы достоверно не знаем, добили мы эту цель или нет. Но совершенно точно видим, что она ребенку хуже горькой редьки надоела.

Яркий пример — Дима (7 лет, аутизм, проблемы понимания речи).

Он сегодня наотрез отказался говорить про осень. Про все эти желтые листья, серые тучи и подобную меланхолию. А еще Дима отказывался признавать, что на картинке кто-то может собирать грибы, а кто-то — листья. Для него было логично, что все должны делать что-то одно. Что как не родные, либо все собираем листья, либо грибы (это надо ведь смотреть в книгу, чтобы точно ответить, а у Димы еще потолок не досмотрен). А еще он упорно называл погоду «осень-зима» и громко смеялся. Что, в общем-то, точно описывало погоду сегодня в Санкт-Петербурге. Когда снег выпал, но потом растаял, но не везде, и все вокруг мокрое, серое и холодное.

Как быть? Сражаться и требовать? На этом поле нельзя победить. Фокус сместится с занятия на разборки. А так как про осень он все равно не хочет, считайте выиграет.
Поэтому легким движением руки осень ушла из плана.

Но что же делать вместо этого? Работать с его зонами развития.

Я решила дать ему что-то новое, но на прочном фундаменте из того, что он уже умеет.

Сначала оценила — что он уже стабильно умеет:

  • Описывать предметы по нескольким признакам: функция, категория, цвет;

  • Сам переключаться между этими признаками;

  • Обладает хорошей памятью — отлично запоминает шаблоны (а вот спонтанно комбинировать слова ему сложнее).

Затем определила — куда можно двигаться:
Добавить новый, сложный признак для сравнения — «живое-неживое». Это шаг от конкретных признаков к абстрактным. И цель здесь — не просто вложить в него новое слово. Нужно сформировать эквивалентность понятий. Чтобы в его голове слова не просто висели в пустоте, а соединялись друг с другом тысячей связей. Чтобы «чашка» была связана не только с «пить», но и с «неживое», что противопоставляет ее «живой» бабочке.

Я использовала склонность его мышления к аналогиям. Дала карточки на сортировку. В кучку «Живое» поехали все звери, птицы, насекомые, «Не живое» — разная посуда, игрушки.

И всё. Никакого смеха. Никакого потолка. Он с интересом сортировал и сам называл: «Бабочка – живая. Сковородка – не живая». А потом сравнивал два предмета уже по всем признакам, которые выучил.

Так вот, находясь в здравом уме, будем ли мы давать сложные абстрактные задания ребенку, который не может правильно сказать, что девочка собирает листья, а папа собирает грибы?
Да.
Не всегда ребенок не делает, потому что не знает. Это не значит, что надо прыгать по заданиям. Надо в своем плане поставить жирный восклицательный знак, уйти, а потом через другой материал и возможно через другие инструкции проверить это. Или просто через время к этому вернуться.

Вот такие они нелинейные – эти неговорящие дети. Никогда не угадаешь, что пойдет, а что нет. Именно поэтому самое сложное и важное — не тащить ребенка за уши по плану, а гибко опираться на его актуальные интересы и сильные стороны. Надо смотреть на те навыки, которые есть, и быть готовым на их основе выстраивать нечто гораздо более сложное.

Иногда самый длинный путь — это прямой путь. А самый эффективный — это тот, по которому ребенок готов идти с интересом. Даже если он ведет через сковородки и бабочек, когда по плану у нас должны быть желтые листья.

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ходим с сыном в речевой центр, речь запускаем. И я просто не представляю, сколько надо сил, любви к своему делу, детям, что бы вот так работать. Сегодня, пока я слушала, как там занимается мой ребенок, в соседнем кабинете мальчик минут 20 кричал, что-то бросал. Было слышно его и строгий спокойный голос логопеда, который пытался вернуть мальчика в работу. И ведь там большинство детей с особенностями, очень крепкая нервная система должна быть. Сын - ребенок нормотипный, один невролог (молодая) ставила нам расстройство экспрессивной речи, врач старой закалки - ЗРР лёгкой степени, на тот момент сыну было 2 года. Из слов только "мама", "папа", "баба", "деда", "ням" и хорошее звукоподражание. Оба врача говорили, что критичного нет, слов правда гораздо больше должно быть, можно подождать спокойно до 2.5, но если хотим, то можем сходить на консультацию к логопеду. Когда в 2.2 ситуация не поменялась, сходили и начали занятия по запуску речи. 1.5 месяца спустя появилось много новых слов, результат на лицо. Но большинство людей, кому рассказываю это, крутят у виска, говорят, что рано пошли, надо было подождать, если до 3-х лет ставят ЗРР, то это вопрос к квалификации невролога. А в т.ч. так говорят и те мамы, с которыми ждём детей в речевом центре. Дескать, зачем, он же в вас хотя бы 3 слова говорил. И вот каждый раз возникает вопрос, а вообще до какого срока ждать? До 3-х лет или чем раньше, тем лучше?
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще не надо ждать. Если у ребенка проблемы с пониманием речи в 2, в 3 ничего не изменится, но год ребенок потеряет. Или если у него имитации нет, и ничего не повторяет. Всегда надо сравнивать с нормами и своевременно реагировать на то, чего нет. Потому что после трех время будет работать против вас.

p.s. - все правильно делаете, что занимаетесь

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ой, как бесят эти вот "подождите до 3" (а моему 3, поэтому, теперь говорят уже до 4 :)) )
Я обратилась к логопеду в 2.5 (и это поздно, надо было намного раньше), как раз к Светлане - спасибо ей, она нам дала мощный пинок в сторону, куда дальше стоит копать. Потом были обследования ещё логопедов, неврологов, сурдологов.
Сейчас мелкий занимается с миологопедом, с обычным логопедом, и ещё с ним постоянно занимаюсь я, обложившись до потолка книгами, играми и пособиями. Так вот, у нас за 3 мес занятий улучшилось звукоподражание, сын стал использовать глаголы, строить предложения, сильно скакнуло повторение - для конкретного ребенка это, наверное, прогресс, но глобально, если сравнивать с ровесниками, ничего особо не поменялось! То есть, ребёнок как не говорил толком, так и в 3 не говорит, новые слова вводятся по крупинке, род, спряжение и падежи вообще вышли из чата. Даже с таким, сейчас достаточно интенсивным, темпом мы к школе только-только успеем на уровень нормы выйти, мне кажется.
Так что нафиг этих умников, сами пусть ждут :) лучше перестраховаться. Темповая задержка - ну и славненько, занятия всё равно не помешают. Нарушение речи - ну тут как бы без вариантов, чем раньше начнёшь, тем выше шанс всё исправить.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Полностью с вами согласна, что чего ждать-то, если понято, что что-то идёт не так? Как у нас сказала невролог на приеме в 1.5 года, если б вы пришли ко мне лет 15-20 назад, я бы вам уже поставила ЗРР и начала и терапию, к сейчас не могу, все нормы по развитию детей сильно сдвинули в сторону увеличения. Плюс ещё надо найти хорошего специалиста, нам я считаю повезло, попали с первого раза, но нам этот центр рекомендовала невролог, у них основная специализация дети с РАС. Поэтому наш случай для них так, лайтовенький. А вот мамы в раздевалке часто рассказывают, как поменяли ни одного специалиста, и все без толку. Сил вам и терпения, и скорейшего результата!
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку