Глазами географа. Итоги-2021, июнь: Баскунчак - соль, жара и мошкара
Вечер пятницы. Мамаев курган.
Идея посетить Баскунчак начала одолевать меня в начале апреля. Притом чётко на июньские праздники, без оговорок. Сказано – сделано. Билеты куплены, жилье, пускай и «на флажке» (т.е. практически накануне), забронировано – вперед!
Город-герой (Волгроград, для тех кто не знает) встретил мягкой летней погодой. Это было очень кстати, поскольку в Москве уже три дня шли дожди… Из Гумрака добирались на маршрутке, которая подвезла нас практически к отелю.
Сегодня на вечер лишь одна локация. На опыте понял, что вариант посетить поздно вечером музей боевой славы на Мамаевом кургане можно считать беспроигрышным. Потому сагитировал ребят на поездку к данной достопримечательности именно сегодня: они не могли не остаться под впечатлением.
И снова «Стоять насмерть!», и снова длинная лестница, и снова «Родина-мать», и снова музей-шайба с Вечным огнем. Второй раз это уже не так сильно грузит психологически. Однако мои спутники были здесь впервые и, вполне реально, переживали сильные эмоции так же, как и переживал их я, когда был здесь в марте 2020.
Еще одним плюсом второго приезда в составе коллег-географов в этот город было почти перманентное обсуждение в духе «что вижу, о том и дискутирую». Волгоград, как уже писал после первой поездки, это весьма интересный пример с точки зрения географии. Тут и проблемы территориальной структуры, и городской среды, и общественного транспорта, и состояния жилого фонда, уровня зарплат и пр. И, когда мы будем снова прогуливаться по нему в воскресенье, к этим проблемам мы обязательно еще вернемся.
Ну а на субботу нас ожидал Баскунчак.
Суббота. Баскунчак.
…Веселым рингтоном будильник раздался в 4:50. Учитывая, что легли мы после полуночи, то сна вышла часа на 4. Снова чувствую себя пубертатным подростком на летних каникулах. Но это было оправдано: мы планировали на автобусе отправиться на озеро Баскунчак, а по расписанию он отходил в 6 утра. Так что быстрый завтрак, утреннее рандеву по спящему Волгограду и…
«Такого автобуса нет» - раздалось в кассе.
…хотя на сайте автовокзала еще полтора месяца назад можно было без проблем найти расписание! Поезда из Волгограда, к сожалению, ходили крайне неудобно, да и не до озера, а до пос. Верхний Баскунчак – он в 9 км от той локации, которую нам хотелось. Я предлагал экстрим-вариант еще в Москве: не спать в отеле, а сесть на поезд в 2 часа ночи и через 3,5 часа мы бы уже были там, но ребята посчитали его неадекватным.
Неприятно, хотя в нашей ситуации деньги решали любой каприз. Нет автобуса, значит поедем на такси. Поездка за 180 км в соседний регион обошлась каждому примерно как трансфер из центра Москвы до любого аэропорта. Не столь критично для кошелька.
Пока ехали, таксист предупредил, какие средства лучше взять от мошкары, которой в этих местах несчетное количество. Заехали, купили репеллент. Таксист немного рассказывал про ракетодром «Капустин Яр», который находится полностью под землей. Многие из тех, кто работает в нем, не совсем представляют, где его можно отметить на карте точно. Проезжая мимо ЗАТО Знаменск, который, собственно, находится рядом с ракетодромом, я впервые лицезрел военный городок. Обнесен весь забором. Даже гаражные кооперативы – на окраине «города».
За окном неслась сначала сухая степь, которая затем плавно перешла в полупустыню. Леса остались исключительно в речной долине Ахтубы, которая петлявшая рядом с дорогой (скорее, это дорога петляла рядом с рекой). Много хищных крупных птиц. На одном кусте акации (?)их сидело сразу 4 . Я предположил, что это могли быть канюки, но требуется экспертная визуальная оценка моим личным орнитологом.
Вид на Прикаспий с Богдо.
И еще поражал абсолютно плоский рельеф! Наши горные трансферы тоже частенько идут через степи (как в Киргизии, так и на Кавказе), но на горизонте маячат хребты и облака над ними. Здесь же – абсолютно гладкая поверхность, хоть стадионы пачками строй. И так до горизонта!
Ближе к 10 утра по местному (+1 от Москвы) доехали до Верхнего Баскунчака. Здесь встали на ж/д переезде. И в этот момент осознали всю «мошкариную проблему». Минут через 10 оказались в конечной точке маршрута, пос. Нижний Баскунчак. Озеро виднелось впереди.
Солнце еще не стало главной проблемой, его затмили насекомые. Потому мы старались передвигаться быстро и обмахиваться, чтобы хоть как-нибудь сохранять душевное спокойствие. Видимо, целесообразно сюда приезжать либо весной, либо осенью, когда гнуса меньше.Первоначально самостоятельно осматриваем озеро, шлепая по грязи и соляной корке. Севернее мест для туристических прогулок идет добыча соли, хотя, как выяснится позже, туристы бродят почти везде, докуда можно дойти ногами. А дойти там можно почти в любую точку озера!
Через часик самостоятельный осмотр нас утомляет. Двигаем в сторону поселка, чтобы найти трансфер до купален и Большого Богдо – горы, которая возвышается не только над озером, но и всей Прикаспийской низменностью! 146 метров над уровнем моря, а учитывая, что Баскунчак находится на 21 метр ниже уровня океана… Амплитуда существенная.
Нас встречают два пацана лет 11, сидящие в жару (да, тридцатка жары уже, думаю, была) в кофтах, штанах и наркомарниках.
Похоже на каньон "Сказка" на берегу Иссык-Куля.«Пятьсот до дальнего озера с человека, 50 рублей душ, до Богдо 2500 за машину».
Сначала – купаться в озере, затем помыться в душе. Через несколько минут приезжает УАЗик без крыши, который старше нас, наверное, раза в полтора. И вот мы уже мчим! Сначала к озеру, а затем… прямо по озеру!
Сижу на козырном месте, вижу маршрут.
Водитель рассказал, что туристов бывает на 5-6 трансферов в день, потому бизнес неплохой. С другой стороны, машины надо как-то поддерживать в рабочем состоянии, потому не берусь говорить о рентабельности такой деятельности. Тут с рабочими местами туговато. Впоследствии ребята перескажут слова другого водителя, которых отвозил их на Большое Богдо:
«Работа есть либо на «Руссоли», либо на гипсовом заводе, либо вот такое».
«Руссоль» – корпорация, занимающаяся разработкой месторождений, в том числе и на Баскунчаке. Активы у нее есть на Южном Урале (Соль-Илецк) и в Иркутской области (Усолье-Сибирское). Их объявления видел даже на администрации города, что требуются рабочие.
Завод по производству стройматериалов Knauf добывает гипс, притом где-то в ООПТ рядом с озером.
Когда видел фотографии отсюда, думал, что требуется какая-то профессиональная фототехника, либо дар обработки фотографий. Оказалось, нет, природа – лучший художник. Нереальные пейзажи планеты.
…Единственным местом, куда можно было сложить вещи перед купанием, была наша машина. Шофер сказал, что будет нас ждать здесь, а мы можем расслабляться в рассоле.
В рассоле, в котором невозможно не просто утонуть, а даже занять вертикальное положение проблематично! Передвижение по дну исключительно в обуви, тех же сланцах, потому что любое соприкосновение с кристаллами соли ощутимо. Опираться руками или ногами на дно не рекомендую. Конечно, если у вас имеются царапины, мелкие ранки на теле или какие-то другие нарушения кожи, то я бы поостерегся лезть в такую «воду».
Можно взять газету/смартфон и так лежать. Не утонуть.
Озеро очень теплое, по сравнению с Волгой, которую мы будем топтать через сутки.
Когда вылезаешь и обсыхаешь, ощущения очень необычные. Такое ощущение, будто ты весь в какой-то алмазной пыли, сияешь. Выбираемся и едем обратно. Душ сейчас очень кстати!
После помывки разделяемся: ребята отправляются на Большое Богдо, а я пойду смотреть на соляные промыслы.
Выруливаю на ж/д ветку и шагаю прямо по ней. В конце концов, у меня тоже в архивах должна остаться фотография рельс, уходящих в воду. Все как в «Унесенных призраками»!Дорога в одну сторону занимает больше часа. Пока иду, размышляю: за весь день увидел, что к «комбайну» подъезжал только один крупный грузовик и прицепы к нему, которые, естественно, передвигаются не по рельсам, а просто по дну Баскунчака. Зачем рельсы?
Делаю вывод, что в поселке эту соль перегружают на составы и отвозят. Раньше, судя по всему, грузовиками здесь и не пахло, а соль загружали прямо в вагоны, для которых протянули рельсы почти до середины озера (можно увидеть на карте). Отлично! Еще одна географическая задачка решена! Удовлетворился и даже начал подбирать для данной гипотезы аргументы: соль может разъедать рельсы, в условиях плановой экономики нет размышлений о целесообразности такой инфраструктуры, а при рыночной поддерживать такую роскошь дороговато… Но я ошибался!
Достигаю «комбайна», который грузит соль. Перед этим преодолел узкий участок, где рельсы, по сути, лежат в воде, а рядом неприятная глубина – может по колено, может выше. Если проходить по рельсам, то особо ничего не замочишь. И в сторону от поселка я преодолел этот путь без проблем.
Посмотрев на грохочущий комбайн, который загружает соль в грузовик и его прицепы, поворачиваю обратно. И в этом узком месте стоит состав, который был километром дальше! За шумом промыслов не заметил маневров вагонов! Пришлось мне по колено в рассоле шпилить обратно! Так что здесь используются и грузовики, и вагоны!
Мои компаньоны где-то на горизонте, изучают Большое Богдо.
Маленькое географическое фиаско не осадило, а скорее, наоборот, порадовало – не зря все-таки рельсы лежат!
Возвращаюсь в поселок, ребята тоже вернулись. Делимся впечатлениями. Время близится к 16 часам, наш поезд отправляется в 19:49 из Верхнего Баскунчака, так что максимум, что требуется сделать – пройти 9 км по полупустыне.
Только мы дошли до вывески, сообщающей о выходе (входе) в поселок, как притормаживает «Солярис», и нас радушно приглашают прокатиться до Верхнего Баскунчака. Почему бы и нет?
За время короткой поездки смуглый казах пенсионного возраста рассказывает об убыли населения обоих поселков – и Нижнего Баскунчака, и Верхнего. Повторяет снова информацию о местах приложения труда, которых не так уж и много. Отличие заключается в том, что в Верхнем Баскунчаке есть отделение РЖД, которое тоже выступает работодателем, а также – крупнее социальная сфера: школы, больницы, администрация.
За пару часов ожидания поезда немного формулирую проблему развития данного места: есть крутой аттрактор в виде озера и живописной горы. Озеро уникально, притом если не в мировом масштабе, то на государственном уж точно. Суперсоленое, теплое, ниже уровня моря – чем не альтернатива курортам Мертвого моря в Израиле? Самое странное, что градообразующая «Руссоль» не стремится здесь как-то способствовать развитию туризма. Казалось бы, и что с того? К этому не стремится ни Лукойл, ни Северсталь, ни Полюс Золото Это, к сожалению, рядовая ситуация…
Но не тут-то было. «Руссоль» активно занимается курортами Соль-Илецка, и такие двойные стандарты не могут не вызывать вопросов. Почему там есть смысл, а здесь – нет? Трафик меньше? Будет инфраструктура – будет и трафик. Но дельцы рассуждают наоборот: будет трафик – тогда мы вам и сделаем инфраструктуру. Порочный круг!
Баскунчак: когда хочется взять и вложить бабки в инфраструктуру. Пускай, кормя местную мошкару, узнают что-то новое и уникальное о своей стране. Например, об этом соленом озере, эдаком Поволжском Гхоре. «Поматрасничать» на черноморских курортах мы всегда успеем…
Лиричная дорога на поезде до Волгограда. Безнадежно сгоревший, спавший всего 4 часа, в соли по колено, взираю на безлесные просторы нашей необъятной Родины. Россия не перестает удивлять.
-Дорога идет через ГЭС. Минуты через 3, после того как проедем Волжский.
Уже темно, но каждый элемент инфраструктуры Волжской гидроэлектростанции ярко освещается. Некогда самая мощная в Европе, она и ныне оценивается в 2,4 ГВт, что уже немало. Самая вкуснотища – когда поезд едет по внутренним помещениям электростанции, где видны все эти трансформаторы, мотки проводов, толщиной в руку и прочее электрооборудование. Вот такая быстрая экскурсия!
Посмотреть на ГЭС со стороны мы приедем завтра. Ну а пока возвращаемся в отель – надо смыть остатки соли, поесть и хорошо отоспаться…
Лига путешественников
25K поста53.3K подписчиков
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.