316

Герб СССР, каким вы не сможете его развидеть1

Попробуйте на минуту забыть всё, что вам рассказывали про этот герб. Отпустите привычные смыслы и взгляните на него так, словно видите впервые.

Герб СССР

Герб СССР

Перед вами — не совсем герб в классическом смысле.

Геральдика имеет строгие законы: щит, деление поля, стилизация. Советский герб эти законы не обходит — он просто работает по другим правилам. Здесь нет щита. Здесь реальные предметы, наложенные друг на друга.

Перед вами, возможно, не просто герб страны. Можно ли увидеть в нём мировоззрение, спрессованное в символ, работающий как сакральная схема?

Главный символ СССР создал художник, живший древнеегипетскими образами

25 апреля 1918 года. Москва ещё только учится быть столицей новой страны. Серпуховскую площадь спешно оформляют к первой в истории Советской России первомайской демонстрации. Художники Сергей Герасимов и Евгений Камзолкин раскатывают огромный холст будущей декорации. Герасимов вспоминал:

Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

— А что если попробовать такую символику? И он стал ходить по холсту:

— Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Так родился самый узнаваемый советский символ.

И вот что любопытно. Его автор, Евгений Иванович Камзолкин (1885–1957) — художник, фотограф, сценограф — был человеком, глубоко погружённым в мир древнеегипетских образов.

По воспоминаниям современников, в художественной Москве Камзолкина нередко называли «нашим египтологом» — имя, которое упоминали рядом с Николаем Куном, автором знаменитых «Мифов и легенд Древней Греции».

Это видно и в «египетском цикле» картин Камзолкина: «Египтянка», «Пир у царя Ассирийского», «В битву», «Во имя Рамзеса» — всё пронизано древним Востоком — регалиями, знаками и символами вечной власти.

И именно этот человек — художник, привыкший мыслить образами Осириса, Исиды и пирамид — создаёт символ, который позже станет сердцем герба СССР.

"Постройка пирамид", 1910-е, полотно из "Египетского цикла" Е. И. Камзолкина из коллекции Ивановского художественного музея

"Постройка пирамид", 1910-е, полотно из "Египетского цикла" Е. И. Камзолкина из коллекции Ивановского художественного музея

Как Камзолкин переосмыслил египетский символ власти?

Инсигнии фараона Тутанхамона: перекрещённые скипетр и цеп — символы царской власти, восходящей к Осирису.

Инсигнии фараона Тутанхамона: перекрещённые скипетр и цеп — символы царской власти, восходящей к Осирису.

В древнем Египте власть фараона понимали как продолжение власти Осириса. Поэтому и атрибуты Осириса — скипетр и цеп — были регалиями фараонов. Их изображали перекрещёнными на груди владыки, живого или мёртвого: Осирис держит их даже в саркофаге — символ того, что власть переживает смерть.

Зная о глубоком интересе Камзолкина к египетской мифологии, трудно не провести эту параллель. Возникает почти неизбежное желание увидеть в серпе и молоте не только инструменты труда, но и современную реинкарнацию древних регалий — скипетра и цепа Осириса. Был ли это сознательный замысел или же всплывший из глубины культурный слой — вопрос открытый. Но сам мотив — перекрещённые символы власти — повторяется с поразительной точностью.

Скипетр с изогнутым навершием стал серпом. А цеп — древний инструмент для МОЛОТьбы зерна — превратился в молот. Но главное: как и в Египте, они остались перекрещёнными.

Жест вечной власти, который три тысячи лет лежал на груди мёртвых фараонов, в 1918 году всплыл как символ власти нового советского государства.

Советские перекрещённые серп и молот и древние инсигнии власти — визуальная параллель, которую трудно развидеть.

Советские перекрещённые серп и молот и древние инсигнии власти — визуальная параллель, которую трудно развидеть.

Колосья герба СССР — это венок Осириса.

Венок Осириса вы видели сотни раз — на памятниках павшим, у подножия стел, в орденах. Просто не знали, что он так называется. В Древнем Египте такой венок был связан с Осирисом — богом смерти, зерна и воскресения.

Сравните венок из колосьев на гербе СССР и венок Осириса на памятнике воину-освободителю в Саратове

Сравните венок из колосьев на гербе СССР и венок Осириса на памятнике воину-освободителю в Саратове

По мифу Сет разрубил Осириса, Исида собрала его тело и обмотала бинтами, создав первую мумию. А в мистерии Осириса египтяне заворачивали зерно во влажную ткань и наблюдали, как из неё прорастают колосья — так бог «возвращался», становясь живым через рост пшеницы.

Колосья пшеницы, проросшие из мумии Осириса

Колосья пшеницы, проросшие из мумии Осириса

Красные ленты герба нетрудно прочитать как переосмысленные бинты Исиды: только вместо заклинаний на них помещена политическая формула вечной власти, свернутая в собственный советский «уроборос», замкнутый круг.

Бинты с письменами и мумия, завернутая в бинты

Бинты с письменами и мумия, завернутая в бинты

Колосья, бинты и круг — всё это элементы Осирианы. Теперь посмотрите на герб СССР: те же колосья, те же обвивающие их ленты, тот же венок — тот же цикл смерти и возвращения. Как будто старый египетский миф снова ожил — теперь уже в образах советской государственности.

Но есть деталь, которая выбивается из этого, казалось бы, замкнутого круга. Почему венок СССР — разомкнутый?

На раннем гербе РСФСР 1918 года венок действительно был круговым — практически прямое цитирование осирийского круга: те же колосья, те же ленты, тот же «замкнутый мир» смерти и возрождения в пределах нового, но ещё хрупкого государства.

Герб РСФСР образца 1918 года с круговым венком Осириса. Изображение с обложки конституции РСФСР.

Герб РСФСР образца 1918 года с круговым венком Осириса. Изображение с обложки конституции РСФСР.

Создание СССР в 1922 году меняет масштаб. Это уже проект не выживания, а мирового масштаба — новая империя, вышедшая победительницей из гражданской войны. Её символу нужен был иной акцент: не цикличность, а триумф; не погребальный круг, а венок победителя.

И здесь египетский символизм получает неожиданное, но логичное продолжение. Круг Осириса раскрывается, превращаясь в форму, доминировавшую в символике другой великой империи — Рима. Corona triumphalis, лавровый венок римских императоров и триумфаторов, тоже был разомкнут и поднимался вверх, обрамляя лик победителя или знак божественного покровительства.

Эта отсылка не была чужой советскому контексту: мотивы античного триумфа — разомкнутые венки, колоннады, имперская пластика — активно использовались в архитектуре сталинского ампира. Разомкнутый венок колосьев повторяет ту же метаморфозу: он сохраняет связь с древним архетипом сакрального венка, осирийского круга, но наполняет его новым, имперским содержанием — не вечное возвращение, а вечное восхождение.

Однако главное остаётся неизменным: красная лента вокруг герба всё равно замкнута. Она продолжает древний круг Осириса, соединяя в себе смерть, возрождение и новую власть, вышедшую из этого цикла, чтобы утвердить свою вечность.

В итоге на гербе СССР оказался не просто урожай. В его форме проступает сложный синтез: бог, который был убит и воскрес (Осирис), теперь явлен как победитель-император, чья власть рождается из жертвы и утверждается в бесконечном восходе к звезде.

Где проходит ось мира на гербе СССР?

Посмотрите ещё раз на герб СССР — и задержите взгляд на глобусе. Его композиционный выбор с первого взгляда кажется странным. Ракурс неожиданно смещён: Дальний Восток частично срезан краем диска, Сахалин скрыт за горизонтом.

Зато в самом сердце изображения, вдоль его невидимой вертикальной оси, оказывается другое пространство — Европа, Средиземноморье и север Африки. Взгляд словно уходит от политического центра СССР к исторической колыбели древних цивилизаций.

В древнеегипетской картине мира Нил был не просто рекой. Он был осью сакральной географии — axis mundi, «пупом земли», вокруг которого вращались циклы жизни, смерти и мировой гармонии (Маат). Это была центральная линия их вселенной, точка, в которой мир соединялся с подземным Дуатом и небесным светом.

Если наш взгляд уже настроен предыдущими параллелями, композиция герба неожиданно обнаруживает в себе этот древний жест. Долина Нила оказывается на центральном меридиане нового государственном символа — как будто отсылая к архаичной оси мира, которую знала египетская традиция. И солнце, изображённое внизу, восходит именно из этой зоны, подчёркивая структуру, выстроенную вокруг древнейшей вертикали.

Но это только начало. Эта ось — axis mundi герба — не заканчивается на глобусе. Она задаёт вертикаль всей композиции. Если проследить её дальше вверх, мы увидим, что она ведёт от восходящего солнца у подножия мира прямиком к красной звезде, венчающей герб.

От одного солнечного бога — к другому.

Герб СССР показывает мир таким, каким его представляли древние — с Египтом в центре.

Герб СССР показывает мир таким, каким его представляли древние — с Египтом в центре.

Солнце и звезда — восхождение Гора как нового царя

Герб СССР выстроен по одной-единственной вертикальной оси — axis mundi.

Внизу — восходящее солнце. Наверху — красная пятиконечная звезда.

В египетской космограмме это может означать только одно.

Солнце внизу — юный Гор-ахути, Гор горизонта, тот, кто каждый рассвет рождается из тела воскресшего Осириса и снова побеждает хаос.

Звезда наверху — тот же Гор, но уже воцарившийся.

Пять лучей — его священное число.

Красный цвет — цвет утренней крови победы.

Место над миром — трон нового царя.

Отец умер и воскрес в колосьях.

Сын поднялся над миром и стал звездой, которая уже не заходит.

И тогда вся вертикаль герба читается как одно короткое предложение древнего мифа:

Осирис → Гор → вечная власть.

А теперь — самый страшный вопрос.

Если Осирис уже лежит в центре, а Гор сияет наверху, то где же тело того фараона, которому принадлежит этот герб?

Об этом — в следующей части.

P.S.

Забавный филологический кульбит, а может — «пасхалка». Имена египетских богов записывались без огласовок. Исида, она же Исис и её муж Осирис, он же Усир, при записи согласными образуют так хорошо знакомую аббревиатуру СС + СР.

Герб СССР 1923—1929 гг. на постаменте памятника Ленину в нижегородском р-не Сормово, РСФСР

Герб СССР 1923—1929 гг. на постаменте памятника Ленину в нижегородском р-не Сормово, РСФСР