Где строят корабли, которые наводят страх на террористов (часть 1)
Помните нашумевшую акцию возмездия в прошлом году, когда 7 октября 2015 года, в ходе военной операции России в Сирии три Малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг»), а также ракетный корабль проекта 11661К «Дагестан» из акватории Каспийского моря обстреляли позиции запрещённой в России террористической организации «Исламское государство» ракетами морского базирования «Калибр-НК».
А ещё и 20 октября Каспийская флотилия в том же составе закрепила успех, все цели были поражены, хотя до них и было около 1 500 километров. Все эти корабли были построены на АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». Кроме того, именно этот завод стоит у истоков создания первых в России быстроходных судов и кораблей на воздушной подушке и с динамическими принципами поддержания. В настоящее время он входит в пятерку ведущих судостроительных предприятий России. А ещё в ноябре прошлого года он отметил свой 120 летний юбилей. За годы своей истории заводом построено более 1 500 морских и речных кораблей и судов различных классов и назначений. Так вот этот легендарный завод я и хочу показать сегодня.
Предприятие расположено в городе Зеленодольск, что в Республике Татарстан, прямо на Волге, что позволяет заводу легко отправлять свои построенные корабли практически в любую точку России, ну и дальше, экспортных контрактов у них тоже хватает. АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» входит в состав крупнейшего многопрофильного холдинга Республики Татарстан - АО «Холдинговая компания «Ак Барс».
История возникновения завода связана с развитием судоходства на реке Волга. В конце XIX века в стране увеличивается потребность в строительстве новых заводов и мастерских по ремонту судов. В 1895 году по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа были основаны Паратские судоремонтные мастерские. Они должны были осуществлять ремонт технического флота, а выгодное расположение при пересечении реки Волга с Московско-Казанской железной дорогой только способствовали процветанию данного предприятия. В 1907 году построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цеха, в которых работало 86 человек. К 1913 году судоремонтные мастерские стали хорошо организованным судоремонтным предприятием, имеющим возможность производить постройку судов, а также капитальный ремонт буксирных пароходов, барж и земснарядов до 100 единиц в зиму.
В 1918 году после эвакуации в Паратск (ныне Зеленодольск) части Балтийского и Ижорского заводов судоремонтные мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. В годы гражданской войны завод являлся базой для ремонта судов Волжской флотилии: переоборудовал пароходы и баржи в военные корабли и к маю 1919 года сдал более 110 судов.
В 1922 году завод получает название "Красный металлист". В этот период, кроме судоремонта, он производит сельскохозяйственную технику: веялки, молотилки, мельничные постава, плуги, чугунное литье. Короче говоря, мастер на все руки. После определённой реконструкции 1925-1930 годах был взят усиленный курс на судостроение. До 1941 года завод выпускал: сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100-2300 тонн, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л.с. в количестве 35-40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы, причем всё, начиная от проектирования судов до выпуска готовых изделий, велось собственными силами. В 1934 году завод получил первый оборонный заказ на постройку новых для того времени военных кораблей - речных бронекатеров проектов 1124 и 1125, за 10 лет их было построено 154 единицы.
В 1932 году постановлением ЦИК ТАССР заводу присвоено имя Алексея Максимовича Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя. А в списке судостроительных заводов он часто упоминается как Судостроительный завод № 340 (ССЗ № 340). В мае 2003 года государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» преобразовано в открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». А в 2005 году завод вошел в состав АО «Холдинговая компания «Ак Барс», в результате чего и появились новые перспективы. 21 ноября 2015 года завод отметил 120-ю годовщину со дня основания предприятия.
Только прошли проходные, а нас уже встречает Малый бронекатер N75 «Калюжный», который участвовал в наступательных операциях Второй мировой войны. Он был построен трудящимися завода в августе 1943 года и прошёл боевой путь от Азова до Вены. Привезен сюда из порта Измаил и был установлен на территории завода в 1973 году.
В последние годы компания встала на путь исправления модернизации, один за другим цеха на заводе начинают играть более яркими красками, растёт производительность, да и в целом жить становится интересней и веселее. Так вот за несколько дней до моего визита сюда, 20 сентября этого года, прошла торжественная церемония открытия после модернизации машиностроительного цеха №8. Первым делом мне показали именно его.
Этот цех специализируется на изготовление приварного насыщения на заказы судостроения и комплектующие детали машиностроения.
Здесь был проведён ремонт и реконструкция производственных и бытовых помещений на всех участках цеха (слесарный, токарный, электросварочный, фрезерный), произведена замена электроснабжения, освещения, водоснабжения, системы пожарной сигнализации, системы приточной и общеобменной вентиляции, а также системы отопления.
Кроме этого полностью был обновлен сварочный участок: закуплены сварочные столы с фильтровентиляционными установками и сварочное оборудование.
По мне так всё очень классно получилось.
Производственно-техническая база АО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» состоит из комплекса цехов, охватывающих все виды современного судостроительного производства, позволяющих строить разнотипные корабли и суда малого и среднего класса. Постройка судов ведется прогрессивным блочным методом на закрытых стапельных местах, оборудованных мощным крановым оборудованием, спусковой наливной док-камерой с системой размораживания акватории в зимнее время. Это позволяет выполнять в любое время года, независимо от погодных условий постройку, спуск судов при высокой степени технической готовности и производить швартовные испытания. На предприятии внедрены прогрессивные организационно-технические принципы поточно-позиционной постройки судов, начиная от запуска металла в производство и заканчивая сдачей построенного судна.
Следующий на нашем пути стал корпусообрабатывающий цех.
Наряду с судостроением здесь имеются развитые машиностроительное и металлургическое производства, оснащенные современным оборудованием, что позволяет выпускать широкую номенклатуру продукции судового машиностроения (гребные винты, шпили, лебедки, валопроводы, якоря), а также изделия для нефтегазодобывающей отрасли. А ещё с 1997 года заводом освоено производство по изготовлению крупногабаритных металлоконструкций для мостовых переходов. При этом впервые в России была применена технология изготовления металлоконструкций мостовых пролетных строений из крупногабаритных блоков массой до 120 тонн со сборкой и монтажом блоков с последующей разборкой и доставкой. Так, например, заводом были изготовлены металлоконструкции пролетных строений для моста «Миллениум» в Казани, для мостовых переходов через реку Кама, реку Вятка, железнодорожной эстакады для терминала «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Казань» и др.
Машина плазменной резки «OmniMat L5000» (производство MESSER Cutting Systems, Германия), которая может резать низкоуглеродистые стали, высоколегированные сплавы, цветные металлы и титан. А кстати, о титане. Введённый в 1967 году Цех титанового литья до сих пор является одним из крупнейших в мире. Он оснащен 12-ю вакуумными печами. В цехе эксплуатируется крупнейшая в мире вакуумная печь для плавки и заливки титановых сплавов «Нева-5». Мощность титанового производства позволяет производить до 600 тонн титанового литья в год. А так масштабное металлургическое производство Зеленодольского завода позволяет изготавливать отливки сложной конфигурации весом от 30 г до 2500 кг из цветных сплавов на основе меди и алюминия, из углеродистых и легированных марок сталей.
Из-за режима секретности, как вы понимаете, они сейчас много чего строят для вооруженных сил, многое показать не могу, но завод реально восхищает и, конечно, заслуживает моего ЗаводычЛайка!
Ваш Промблогер №1 в России Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу. Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату
Продолжение здесь: Где строят корабли, которые наводят страх на террористов (часть 2)