Фрэнк Герберт: «Дюна», «Мессия Дюны» и «Дети Дюны»

По книге «Дюна» сняты фильмы и сериалы, про сюжет говорить не буду, можно в интернете найти множество статей и роликов. Расскажу вам о том, какие идеи мне показались наиболее интересными:

1. Религия: книга изобилует множеством исламских терминов, Пол Атрейдис становится воинственным освободителем жителей пустынной Дюны, последователям дзен-суннизма, принимает имя «Муад’Диб» и галактическим джихадом прокатывается по планетам, которые отказались принимать нового бога-императора.

2. Галактическая империя. Когда описываются галактические империи, как правило, это человечество, которое технологически на порядки превосходит наш уровень развития. В Дюне же мы видим технологическое феодальное общество, где общество разделено на жёсткие сословия: простое население живёт на уровне начала 20-го века, при этом представители Великих домов путешествуют по галактике, пользуются технологическими гаджетами, медициной и другими благами цивилизации.

3. «Да не построишь машины, наделенной подобием разума людского», – гласит одна из заповедей человечества. В далёком прошлом человечество создало искусственный интеллект в помощь себе, ИИ же подумал, что не для того он создан и поработил людей. Началась война, которая вошла в историю как Джихад слуг — «крестовый поход» против компьютеров и мыслящих машин. В результате был свергнут бог машинного разума и поднята новая концепция: «Человек не может быть заменён».

4. Как следствие возникает очевидная проблема: для расчёта траекторий космических полётов требуются сложные расчёты. И тут на первое место выходит спайс (пряность, меланж), который добывают на Дюне – наркотик, который даёт человеку возможность предвидения будущего и продлевает жизнь. Поэтому всё и вращается вокруг Дюны, так как вся империя критически зависит от этого ресурса.

5. Были созданы школы, которые развивали разум людей из поколения в поколение, так как необходимо решать задачу обработки большого количества данных.

Вывод: «Дюна» сильно отличается от других космоопер. В целом, научная фантастика рациональна (что не удивительно), однако в «Дюне» описан тупик рационального развития: можно просчитать вероятности и возможности, выразить их цифрах, но Хаос невозможно просчитать. В природе нет ничего точного.

Ментаты чувствуют хаос и его влияние на цепочки событий. Их вычисления представляются не в виде числовых вероятностей, а в виде потоков мироздания. Бог-император Дюны видит вероятное будущее и направляет развитие империи по «Золотому пути».

Рациональное – это разделение единой картины на элементы, надрациональное – это напротив, компиляция и синтез деталей для создания новой картины мира, где есть место непостижимому.

«Дюна» про многое, в том числе про ограничение рационального мышления и про новый метод мышления, мышления надрациональное.