ФОЛЛАУТ 76 Долгий путь домой

ФОЛЛАУТ 76 Долгий путь домой Выживание, Fallout, Постапокалипсис, Личный опыт, Впечатления, Пустошь, Длиннопост, Fallout 76, Компьютерные игры

За что любят серию Фоллаут? За открытый мир, сюжет, серую мораль и наркотики.

В моей жизни было три игры, сформировавшие меня как задрота: тетрис, Халф-Лайф и Фоллаут. То есть, что-то еще, конечно, мимо проходило: Принц оф Персия, Дьябло, Вар- и Стар-крафт, Деус там всякий, Дум, разумеется, даже немножко Детройт, но ни одна вселенная не пропатчила меня настолько, что, проснувшись среди ночи, я могу перечислить все оружие, всю монстру, основных персонажей каждой части и рецепты из хедкраба и геккона. Кроме тетриса — там нет оружия, персонажей и рецептов, точнее, там один главный герой, и он же оружие — Палка. При этом Халф-Лайф как Борей — помигал на горизонте и исчез в виар, я в общем-то перестала ждать, что мне что-то обломится из той вселенной. Так я осталась на Пустошах со снайперской винтовкой в руках и фанатичной верой в синглплей в сердце. Многие искренне не понимают, как можно несколько лет играть в одну и ту же игру, но для меня такой вопрос звучит примерно "как можно несколько лет подряд жить в одном и том же городе?" Руины Вашингтона, Вегас, Содружество — это были милые сердцу места, куда я приходила пожить. Сюжетку нескучно пройти два, от силы три раза, а тусовать в Мегатонне и разбойничать по окрестностям можно сколько угодно. Я уж молчу про четвертый Фол, где прям разрешают разводить себе людей в поселениях! Это были миры, созданные другими людьми, и мои на уровне эмоций. В каком-то смысле виртуальная родина.

И все же… Каким бы титаном свежести восприятия ты ни был, новизна рано или поздно сходит на нет. Настало время двигаться дальше, я шагнула в онлайн… и угодила прямиков в Еву, космическую ММО РПГ, где и сгинула на три долгих года.

Нет ничего более аддиктивного, стрессогенного и фрустрирующего, чем играть в EVE Online. Разбивать время от времени клавиатуру об стену — это часть геймплея, ничего особенного, у нас у всех по две запасные под рукой. Это хищная вселенная, и под конец дня ты, бывает, рад просто тому, что тебя ни разу не взорвали. За 20 лет разрабы отшлифовали каждую мелочь, и когда начинаешь более-менее разбираться в этом чертовом "генераторе таблиц", офигеваешь от ее продуманности. Повсеместное пвп в Еве настолько мощно развивает периферийное зрение и реакцию, что в реальном мире подскакиваешь, заметив краем глаза полет комара. Ева — потрясающая игра, не дай бог вам убедиться в этом на личном опыте. Но однажды, выкинув в окно очередной монитор, я задумалась, что, может быть, пора бежать из этой чертовой вселенной, пора как-то порвать больную, аддиктивную любовь к холодному вакууму? Может быть, необязательно жить в вечном напряжении, и где-то есть жизнь за пределами Нового Эдема?

К тому времени Фоллаут 76 давно уже не был ни новинкой ни сенсацией. Лаги-баги в нем изрядно подкрутили, горящие жопы обзорщиков поостыли, и я надолго задумалась над картинкой, где чуваку в силовой броне отрывают бошку дикие гули.

За что я любила Фоллаут? Во-первых, за эйфорическое чувство, что все, кого я знаю, давно мертвы. Гипотетически мертвы, конечно, и лишь на то время, пока я играю, но все же. На первый взгляд звучит мрачно, но на самом деле вызывает глубокое раскрепощение. Сеттинг фолача как будто говорит: самое страшное случилось. Смирись. Уже все, ничего нельзя сделать. Ты так или иначе смог это пережить. Что дальше? Вот, держи братишку 10мм и сам решай. Все, что мы не можем изменить в реальном мире, все, с чем не можем смириться в других и в себе, все наши трагедии и потери — сведены к нулю. Если можно "начать жизнь с чистого листа" еще сильнее, то я не знаю таких способов.

Во-вторых, фолач — это эдвенчер. Взяв с собой немного воды и жрачки, можно ринуться в никуда, встречая по пути руины поселков и ядовитые болота, время от времени находить обнявшиеся скелеты, натыкаться на свалки и неведомые локации, короче быть хозяйкой самой себе, жить в своем собственном ритме. Особенно в кайф это, когда еще не вся карта открыта, но ведь на Пустошах, даже исхоженных вдоль и поперек, все равно время от времени натыкаешься на то, чего еще не видел. Фоллаут играет с человеком на уровне ситуаций. Это офигенно, как по мне.

Ну и еще, разумеется, когда стреляешь из дробашика, у врага смачно разлетается башка, потом на камне лежит отлетевшее глазное яблоко, и надпись сверху "вас не видят", хе-хе. Говорят, в хороших играх "ощущаешь" оружие в руках. Вот в фолачах у меня это было.

Меня смущал мультиплей и стоящая за этим социальная составляющая. Даже в Еве, про которую говорили, что в первую очередь она про социальные взаимодействия, но я умудрилась в соло прожить два года, и прямо скажем, не худшие были деньки. Зато меня манил открытый мир, развалины, ветер, кишочки… можно убивать и жрать мелкую живность. И крупную тоже. Иногда даже и тиммейтов можно сожрать, наверное…

Чтобы принять обоснованное решение, я посматривала обзоры, и один из них стал ключевым. Там сказали, что 76 это в принципе та же четверка, но с возможностью  мультиплея. Притом, на сервер не берут больше двух дюжин челиков за раз, а размер карты — шоб мы так жили! И, кроме того, добавили в обзоре, никакого пвп! "Ух, надо брать," — подумала я решительно.

Загружая клиент стима, я легкомысленно подумывала: "Четверку знаю почти наизусть, быстренько развалю всех и понастрою мрачных башен, утыканных пулеметами, чо сложного!" Фоллаут 76 загрузился, и настало мое время орать, как опоссум.

Сразу скажу о том, что понравилось, чтобы больше не отвлекаться, это быстро. Понравилось играть на музыкальных инструментах. Когда мой перс нашел в какой-то хижине варган и начал делать "бяу-бяу", я растаяла.

Фол 76й — это правда как Фол 4, только перегруженный, ненужно усложненный и приторно яркий, будто лавка китайских сладостей.

Первое, с чего я орала — редактор внешности. Так-то по жизни я обожаю эту возню, могу часами доводить перса до ума и придавать индивидуальность. Но, видимо, косорылые модельки в Фоллаут это такая же узнаваемая фишка, как плохой звук у Гражданской Обороны. К слову сказать, в Еве, где внешность не главное, и в основном ты играешь за звездолет, редактор невыразимо круче. Я считала в уме, что когда там вышел Фол 4, да плюс время, пока я пропадала в космосе, да плюс общее движение прогресса, то, наверное, мордахи немного подкрутят. Не-а! Вообще нет. Ни грамульки. Только настройки сделались еще неудобней.

Посмотрев на то, что получилось спустя пару часов отчаянных попыток, я махнула рукой и сказала себе: "Ладно, пофиг, поиграю с видом от первого лица". Непонятно, кстати, почему главгер вылезает из убежища на месяц позже других? Ничо так, вздремнул спохмелья… Ну допустим. Дали рюкзак, воду и пистолет, выпнули наружу. "Хоба, красивенько, — подумала я. — Слишком красивенько," — подумала я минут через 5. А потом у меня просто начали чесаться глаза от сочного пейзажа. Я бродила в каких-то райских рощах, изобилующих грибами и ягодами, встречные НПС были вежливы и приветливы, и меня распирал вопрос: а где?.. Где радиоактивные просторы и выживание? Где сам обещанный постап?

Я когда-то играла в Скайрим, но меня из него выгнали, потому что я доехала до первой деревни и пошла вдоль речки собирать цветы и ловить бабочек, а главный квест, и вообще весь остальной геймплей стали мне глубоко пофиг. Некоторое время мне казалось, что тут дело закончится тем же. Я собирала цветы и грибочки, вокруг щебетали птицы, и хоть бы завалящий кислотный дождик попер!

Ну хотя бы посмотрю локации, вздохнула я и погналась за полуметровыми клещами с ближайшей лесопилки.

Мир 76 очень, прям слишком красив. С этим оставалось только смириться.

Управление разрешили настроить под себя, это плюс. Из-за этого в режиме постройки мой перс ходит боком и только в одну сторону. Это минус.

Помните, как я шестью абзацами выше предвкушала легкотню? Хе-хе, наивная нюка-девочка! Три дня игра была сплошной пыткой из-за напиханых во все щели "усовершенствований". Идея, будто взаимодействие с четверкой дает здесь какие-то преимущества, неверна на корню. Мне кажется, было бы легче зайти в игру вообще без опыта и просто терпеливо выстраивать игровые привычки вместо того, чтобы ломать все, какие у меня есть сейчас. Второе, с чего я орала страшным голосом — квест с вывеской. Собсно, это первый побочный квест в игре.

Кое-как взгромоздить КАМП я догадалась. Но построить вывеску не могла от слова "совсем". Для начала я не могла ее даже найти! Логика из четвертого фоллача тут не работала, а каталог построек, так, к слову, занимал километра два. Как и перечень закладок в ПИП-бое. Эй, у меня есть отличная идея: почему бы не сделать тупо отдельную закладку под КАЖДЫЙ предмет? Чем это будет отличаться от списка вкладок на четыре экрана? Я в первый раз погибла из-за этого. Пока искала, где у меня стимы, меня убили горелые. Потом я, конечно, вызубрила хоткей и перекрестила клавиатуру на всякий случай, однако осадочек остался.

Энивэй. Я не понимала, что такое "схемы", я не видела никаких "схем" в инвентаре ПИП-боя. Издавая тоскливые звуки, я перекапывала гугл в поисках гайдов, шаталась по форумам и дискордам. Но моя проблема коренилась на столь примитивном уровне, что не было никаких советов ни в гайдах ни на форумах. Описание прохождения сводилось к тому, что "постройте вывеску". Просто "постройте вывеску", что тут может быть сложного???

Я опять готовилась разбить об стену клавиатуру и выкинуть монитор в окно, как вдруг вспомнила давнего приятеля, который когда-то вроде бы тоже играл в 76й. Человек не поленился залогиниться ради меня (сам он на момент активно не играл вроде бы), поколупаться в строительстве, и совместными усилиями мы сумели разобраться с проклятой вывеской. Я с облегчением вздохнула и поняла, что клавиатуру и монитор можно пока оставить в покое.

Мой КАМП был воткнут возле оживленного места событий, по моей убогой хибаре с ящиком для хлама и парой верстаков вечно шарашились левые чуваки, щеголяя классными шмотками и джетпаками. Мой персонаж постоянно просил пить, клянчил жрачку и ныл, что ему натирают ботинки, а с грибного супа у него понос. А однажды он, совершенно неожиданно для меня, подоил брамина!

Потом меня научили кипятить воду и жарить опоссума, я прошла какие-то стартовые квесты, открыла локацию с роботом-торговцем, и игра начала входить в ритм. Мне все еще было некомфортно, как правше писать левой рукой. Мне были непонятны порядка двух миллионов вещей, но… я придержала себя и напомнила, что с Евой вначале было примерно то же самое (кроме управление — управление в Евке крайне удобное и вариативное). Ты приходишь в новый мир, изучаешь местные порядки, и это неотъемлемая часть кайфа. Позже начинаешь ценить геймплей больше всего за те моменты, в которых ты запарился и разобрался сам.

Короче, я решила пока не делать никаких выводов, и просто пожить в этом мире некоторое время.

Я перетащила лагерь подальше в горы. Это было грамотное решение. С ближайшей локации приползала любопытная непись, и после установки пары пулеметных турелей непись превратилась в бесплатный источник лута, который прибегает сам.

Убедившись, что мой персонаж не засохнет и не сдохнет с голоду, я отважилась исследовать заброшенное здание на соседнем холме. В одном кармане у меня был нож, в другом 10мм братишка, но надо же с чего-то начинать! Кроме того, тут ничего не теряешь во время смерти. Оружие и шмотки возрождаются вместе со мной, а лут выставляют в бумажном пакете. Вот там, в пустом замусоренном здании, аккуратно заглядывая за углы, я впервые поймала знакомое чувство. Я бродила, подбирая хлам, читая записки, раздумывая, что не должна на слух различать калибр оружия по звуку выстрела, ведь я же девочка, но куда уж от этого денешься! Ощущения жизни на Пустоши, коснулись меня, будто я настроилась на волну радиостанции, едва пробивающуюся в эфире.

Локация оказалась населена роботами, и некоторое время я с удовольствием ломала им кабины подобраным тут же топором, а под конец лутанула каркас силовой брони.

Главный квест меня не тронул, ну это обычное дело. Я и раньше двигала основной квест только ради доступа в закрытые до поры до времени локации. Я вообще не за этим играю. Я играю ради мимолетных сценок и случайных ситуаций, генерируемых миром, ради вещей, которые замечаешь и понимаешь сам. На Пустоши я никогда не хожу по прямой. Поэтому нередко оказываюсь в закоулках, где меня не ждут.

Нарезая петли по окрестностям, я внезапно нашла Смотрительницу, за которой меня отправил основной квест, попустив, наверное, часов 10 беготни по карте.

— Фигасе, — сказала Смотрительница. — Ты откуда выполз?

— Фигасе, — ответил мой персонаж, — тебя ищу.

Смотрительница закатила глаза и, простонав, что находить ее слишком рано и не по сценарию, отправила меня качать статы. Я сожрала у нее тыквенный пирог и почапала дальше.

Спустя несколько часов скитаний я научилась нормально использовать местный VATS, вынесла маленький лагерь Кровавых Орлов, и доползла до какой-то белесой ядовитой долины. К тому моменту у меня был уже с собой карабинчик с оптикой. Заброшенный городок передо мной выглядел откровенно паршиво. Снайперские привычки заставили тут же искать преобладающую высоту. И вот когда я прижалась к нагретому от солнца прицелу и выполнила идеальный хэдшот, уложив до боли знакомого здоровяка-супермутанта, меня окончательно накрыло чувство возвращения.

С одной стороны от игры у меня осталось приторное послевкусие, как от дешевого чупа-чупса, а с другой стороны был хэдшот, и то, как брызнула прошитая пулей башка, вынудило простить игре некоторые недостатки.

Я по-прежнему далека от каких-то выводов. И это восхитительное чувство. Ясно, что я могу играть в Фоллаут 76. Посмотрим, смогу ли я в нем жить.