Фейсконтроль в ночных клубах и его правовые аспекты.

Фейсконтроль в ночных клубах и его правовые аспекты. Фейсконтроль, ЧОП, Закон, Лига юристов, Длиннопост

Каждому, кто хотя бы один раз в своей жизни ходил в ночной клуб, знакомо данное заморское слово.


Фейсконтроль (от англ. face «лицо» и control «проверка») — ограничение входа, выборочный отказ в обслуживании посетителей (клиентов), не удовлетворяющих определённым критериям. Отказ обычно производится путём недопущения входа неподходящих лиц силами охраны, часто по указанию специального работника — контролёра.

Фейсконтроль в ночных клубах и его правовые аспекты. Фейсконтроль, ЧОП, Закон, Лига юристов, Длиннопост

Таким образом, фейсконтроль это мероприятие, во время которого персонал ночного клуба решает, кого пускать на дискотеку, а кому отказать без объяснения причин. Насколько законно данное мероприятие?


Я могу с уверенностью заявить, что подобное мероприятие в большинстве случаев явление незаконное и ущемляющее права потребителей.

Но для начала необходимо разобраться в каких случаях данное явление законно, а в каких нет.

Фейсконтроль в ночных клубах и его правовые аспекты. Фейсконтроль, ЧОП, Закон, Лига юристов, Длиннопост

В случае, если вечеринка в ночном клубе происходит по закрытым спискам, куда впускают только по приглашению, то в таком случае запрет обоснован, так как он защищает права человека, арендовавшего ночной клуб для проведения вечеринки со своими друзьями. Ведь иначе можно было бы спокойно без приглашения ходить на чужие свадьбы или дни рождения в рестораны, а это, вы наверное согласитесь, является ущемлением прав граждан, которые арендовали определенное заведение для того, чтобы провести досуг со своими друзьями.


А в случае, если ночной клуб проводит вечеринку, на которой нет никаких пригласительных билетов, то такая вечеринка считается публичной.

В данном случае вступает в силу Закон РФ «О защите прав потребителей» и положения Гражданского кодекса РФ о публичном договоре.


В соответствии с п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Следовательно, каждый потребитель, обратившийся к ночному клубу за получением развлекательных услуг, имеет право на их получение, а ночной клуб не вправе отказывать в посещении одним потребителям и разрешать другим.

Тем не менее, охрана ночного клуба может ссылаться на установленные их руководством правила, согласно которым они имеют право отказывать в обслуживании любому гражданину без объяснения причин.


Однако, подобные правила не соответствуют законодательству РФ.


В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Частью 1 статьи 1 Закона установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать практически из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Согласно положениям пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с п.2 ст.426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Пунктом 4 ст.426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункт 5 ст.426 ГК РФ).

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что нельзя отказать в посещении ночного клуба без объяснения причин, так как это нарушение закона.

Фейсконтроль в ночных клубах и его правовые аспекты. Фейсконтроль, ЧОП, Закон, Лига юристов, Длиннопост

Однако, к сожалению такие ситуации происходят довольно часто, люди получают отказ в посещении ночных клубов исключительно из-за того, что они не понравились охране. Я считаю  такой подход недопустимым.


Но как же в таком случае защитить свои права?

Все относительно просто. В соответствии с действующим законодательством, данный спор является гражданским спором о защите прав потребителей и перед обращением в суд досудебное регулирование сложившегося спора является обязательным.


Необходимо написать претензию в адрес руководства ночного клуба о том, что ваши права потребителя ущемлены и вы предлагаете в досудебном порядке компенсировать причиненный вам моральный вред.

Фейсконтроль в ночных клубах и его правовые аспекты. Фейсконтроль, ЧОП, Закон, Лига юристов, Длиннопост

Претензию можно распечатать в двух экземплярах, один сдать персоналу юрлица, а на втором экземпляре получить отметку о приеме претензии. Можно претензию оставить в книге жалоб и предложений. А можно и вовсе претензию отправить ценным письмом с описью вложения.


У юрлица будет 10 суток для того, чтобы дать ответ на вашу претензию. Пропуск данного срока является основанием для обращения в суд.

Фейсконтроль в ночных клубах и его правовые аспекты. Фейсконтроль, ЧОП, Закон, Лига юристов, Длиннопост

В силу действующего законодательства, истец освобождается от оплаты госпошлины при подаче искового заявления о защите прав потребителей.

Таким образом, план действий будет следующим:


1) Вы решили пойти в ночной клуб;

2) Вас не пускают;

3) Необходимо по возможности заручиться показаниями свидетелей либо снимать происходящее на видео;

4) Потребовать объяснить причину недопуска вас в ночной клуб;

5) Потребовать книгу жалоб и предложений для того, чтобы у вас приняли претенизию;

6) В случае отказа предоставить книгу отзывов и предложений, потребовать от персонала сообщить, какому юрлицу принадлежит данный ночной клуб;

7) В случае отказа сообщить данную информацию, необходимо вызвать полицию;

8) После этого, когда будет выяснено юридическое лицо, подать претензию в его адрес на действия его персонала;


В случае если юридическое лицо будет игнорировать вашу претензию, смело подавайте в суд.

С недобросовестного юридического лица будет взыскана компенсация морального вреда, расходы на услуги юриста, а также полученная сумма будет умножена на 1.5 за отказ юридического лица от досудебного регулирования потребительского спора.


Интересно изучить:

Житель Петрозаводска отсудил 45 тысяч рублей за то, что он трижды не прошел фейсконтроль в ночном клубе.


https://petrozavodsky—kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=129643711&delo_id=1540005&hide_parts=0


Таким образом, фейсконтроль является мероприятием, полностью противоречащим законодательству РФ о защите прав потребителей.

Лига Юристов

32.1K постов36.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.