Феномен Кубрика породивший легенду
Вы обращали внимание, что некоторые фильмы Кубрика вселяют какой-то неведанный, необъяснимый страх? Здесь речь явно не идет о популярных, для современного кино "БУ эффектах" с нагнетающий музыкой.
Есть сцены, где Саспиенс достигается эффектом, который мы сами понять не можем. Помните сцену из "Сияния", где девушка убегает от безумного Джека Николсона? Она бежит по лестнице огромного пустого отеля, в поисках убежища. И тут в одной их комнат видит очень неожиданную картину: Мужчина в костюме лежит на кровати, свесив ноги. А над ним, будто, совершая оральный половой акт, склонился на четвереньках некто в костюме медведя.
Казалось бы, ничего страшного в понимании современного потребителя здесь нет, но сцена даже сейчас вызывает необъяснимый ужас у неподготовленного зрителя. Это далеко не единственный кадр, где Кубрик невероятным образом играет на наших нервах. Например от той же финальной сцены "Космической одиссеи 2001" становится немного не по-себе, хотя это даже не хорор.
Объясняется феномен тем, что Стенли буквально гипнотизировал зрителя своими картинами.
Как и при любом гипнозе, эффект работает тогда, когда зритель не отвлекается, молчит и смотрит в экран. Это была его собственная технология основанная на правильном сочетании звуков и кадров.
Именно поэтому режиссер доводил актеров и съемочную группу до изнеможения, пока не выйдет правильная картинка. Порой доходило до абсурда: десятки дублей пришлось забраковать, чтобы теннисный мячик докатился до нужной точки в сцене "Сияния", где Денни играет с машинками.
Но самое интересное, что Стенли Кублик однажды снял короткометражку без сюжета, но полностью построенную на этом приеме. Ему было важно испытать его эффективность.
Премьера была очень ограничена. В качестве зрителей Стенли пригласил сотрудников киностудии и попросил во время просмотра не разговаривать и не отвлекаться. При просмотре люди испытали парализующий страх. Они были напуганы на столько, что просьба злого гения потеряла смысл: зрители и так не могли пошевелится или заговорить. Впечатлительные очевидцы даже сообщили о том, что люди вышли с просмотра поседевшими.
Короткометражка, конечно, не была разрешена к широкому показу и все что мы можем знать о её содержании, это то что в ней человек просто шел по лесу.
Само собой, история о короткометражке остается легендой, но звучит довольно убедительно.
Особенно, после просмотров картин Кубрика, где он использовал тот же эффект, просто более осторожно, чтобы угодить властям и прокатчикам. Порой приходилось прогибаться и даже лгать, о том что в трейлере "Сияния" не кровь, а ржавая вода