21

Фасады, горе и симметрия: весь Уэс Андерсон за один просмотр

Недавно я решил пересмотреть всю фильмографию Уэса Андерсона — от самого первого фильма до последнего. И, честно говоря, это было как американские горки: взлеты, падения и много странных поворотов. Андерсон — режиссёр с очень узнаваемым стилем, но больше всего меня удивило, насколько сильно он изменился за почти 30 лет карьеры.

У него, конечно, свой фирменный визуал — симметрия, пастель, безумный продакшн-дизайн. Но за всем этим часто скрывается настоящая боль. Особенно в ранних фильмах: они про одиночество, утраты, людей, пытающихся держаться, прячась за аккуратно выстроенными фасадами.

Поздний Андерсон: красиво, но пустовато

"Город астероидов" (2023) — на последнем месте в моем списке.

И это обидно. Фильм замысловат до предела: фильм в фильме, в пьесе, в телешоу... И всё это происходит где-то на фоне испытаний атомной бомбы. Визуально — да, конфетка. Звёзд — полно. Но всё слишком вычурно. Слишком в себе. Есть хорошие моменты — сцены между Джейсоном Шварцманом и Скарлетт Йоханссон тихие, даже трогательные. Но всё тонет в форме. Словно Андерсон стал сам себе пародией.

"Финикийская схема" (2025)

Cвежак, и он вроде как должен был быть чем-то типа духовного наследника "Гранд Будапешта": шпионы, холодная война, скрытые послания, вышивка с секретами... но увы. Красивая картинка — да. Отличная актёрская игра — да (Бенисио дель Торо, Миа Триплтон!). Но душа? Где она? Я не почувствовал.

"Французский вестник" (2021)

тоже странный зверь. Стилизация под The New Yorker, три истории, обрамляющее повествование... На бумаге всё круто. На экране — утомительно. Особенно третья часть. Только сюжет с Тимоти Шаламе что-то во мне зацепил, но и он — не до конца. Словно смотришь на антиквариат: красиво, но трогать нельзя.

А вот "Чудесная история Генри Шугара" (2023), короткометражка по Далю — милая, стильная, но поверхностная.

Она короткая — и, возможно, к лучшему. Улыбнулся, порадовался и пошёл дальше. Эмоционального погружения там почти нет, но в этом и прелесть: лёгкий андерсоновский десерт.

Переходный Андерсон: поиск себя

"Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники" (2007)

Фильм, который вызывает у всех разную реакцию. У кого-то любовь, у кого-то недоумение. У меня — смесь. С одной стороны, мощная тема — горе и попытки сблизиться после утраты. С другой — показная духовность, туристический взгляд на Индию и странноватая динамика между братьями. Но финал — он искупает многое. Этот момент, когда они буквально выбрасывают багаж, — он работает. Очень тихо, очень точно.

"Остров собак" (2018)

Странный, смелый и, местами, спорный. Визуально — шикарно. Озвучка — класс. Сюжет — антиутопия про собак на острове мусора. Но японская культура здесь используется скорее как декор, и это немного напрягает. Тем не менее, как аллегория — фильм сильный. Он про изгнание, страх, власть — и всё это через морду пса. Сложно, но работает.

Ранние фильмы: рождение стиля

"Бутылочная ракета" (1996)

Почти домашнее видео по сравнению с тем, что будет потом. Трое друзей, неуклюжие ограбления, техасское солнце. Стиля ещё нет, зато есть честность. Фильм о том, как трудно быть взрослым, когда ты ещё не вышел из детства. И в этом его сила.

"Водная жизнь" (2004)

Абсолютный андерсоновский хаос. Длинный, странный, местами раздражающий... но такой трогательный. Момент с акулой-ягуаром — сердце разрывает. Я раньше его не замечал, а теперь — один из моих любимых эпизодов. Да, фильм шероховатый. Но именно в этих неровностях — жизнь.

"Бесподобный мистер Фокс" (2009)

Вроде детский, но на самом деле про кризис среднего возраста. Лис, который всё портит, потому что не может сидеть спокойно. Забавный, стильный, глубокий. И в нем столько любви к материалу, что невозможно не проникнуться.

Золотой период: стиль и душа в балансе

"Академия Рашмор" (1998)

Прорыв. Макс Фишер — школьник, который живёт как взрослый и влюбляется в учительницу. Всё это могло бы быть банальным, но Андерсон делает из этого симфонию одиночества и амбиций. И Билл Мюррей — гениален.

"Семейка Тененбаум" (2001)

Фильм, который разбивает сердце. Все эти дети-вундеркинды, выросшие в несчастных взрослых. Столько боли, иронии, прощения. Сцена с Эллиоттом Смитом — не могу пересматривать без кома в горле. Это фильм о любви, которая пришла слишком поздно.

"Королевство полной луны" (2012)

Это чудо. Два ребёнка сбегают, чтобы быть вместе, пока взрослые бегают с грустными глазами. Очень светлый фильм, но под ним — тоска. Это про первую любовь, которая кажется вечной, и про то, как дети часто чувствуют больше, чем взрослые. Очень цельная работа.

Пик формы

"Отель "Гранд Будапешт"" (2014)

Абсолютная вершина. Смешной, грустный, красивый, умный. Всё на месте. Рэйф Файнс — гениальный. История — и смешная, и трагичная. Война, дружба, порядок, абсурд — всё собрано как часы. Это Андерсон в идеальной форме.

Что изменилось

После пересмотра всего у меня одно чувство: раньше фильмы Андерсона были теплее. Сейчас — будто он сам спрятался в свой стиль, как персонажи его фильмов прячутся в фасады. Раньше было больше сердца. Больше боли. Сейчас — идеальный кадр, но пустой внутри.

Но всё равно — он один из самых самобытных режиссёров нашего времени. И даже когда он промахивается — это интересно. А когда попадает в цель, как в "Гранд Будапешт" или "Тененбаумов" — это магия.