679

Факты из аэродинамики 5. Крыло

Сегодня я расскажу, какие бывают крылья. Вообще, крыло на самолете одно, но есть левая и правая консоль. Исключение самолет с двумя крыльями -- биплан и пример такого Ан-2.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

С прямым крылом все просто: легко в производстве, отлично себя чувствует на небольших скоростях. Пример самолеты первой и второй мировых войн, современные поршневые самолеты.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Стреловидное крыло (40...60град) имеет преимущества на околозвуковых скоростях и сверхзвуковых скоростях. Современные авиалайнеры развивают скорость до 900км/ч, а на больших высотах это может быть уже M=0,8 (в авиации М=1 это скорость звука при данных условиях полета). Поэтому у всех крупных самолётов угол стреловидности завис от 35...45 град, не более.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Абзац со звездочкой*
Поток воздуха на стреловидном крыле можно разложить на две составляющие: перпендикулярно крылу и вдоль передней кромки. Тот вектор скорости, что вдодь передней кромки в создании подъемной силы не участвует, лишь создает сопротивление. А второй вектор, который перпендикулярен кромке крыла (Vn) имеет МЕНЬШУЮ скорость, нежели поток воздуха, который был изначально (V) (сложение векторов, все дела).
Таким ообразом, все негативные эффекты околозвуковой скорости наступят позже.

Пример, условно: негатив при M=0.8. Фактическая скорость V М=0.9, но на крыле (Vn) всего лишь М=0.6 из-за стреловидности крыла

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Еще одно инженерное решение для самолетов с большим углом стреловидности. Чтобы тот поток воздуха, что скользит по кромке крыла, был нам на пользу, ставят аэродинамические гребни (МиГ17)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

На некотрых истребителях вместо гребней есть "аэродинамический зуб" (МиГ23, например). Создаваемый им вихрь не дает воздуху перетекать, а при маневрировании (на як130 тоже есть) закрученный поток воздуха намного позже отлипает от крыла (при больших углах атаки, срыв на крыле позже кароч)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Для полета на сверхзвуковых скоростях крыло делают такого размера, чтобы оно вписвалось в конус Маха, иначе будет огромное сопротивление на выступающих за конус частях. Примером маленького стреловидного крыла может служить МиГ21. (а -- это скорость звука)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Вернемся на небольшие скорости. Есть понятие "удлинение крыла". Это размах крыла, поделенный на САХ (средняя аэродинм. хорда, в прошлых постах объяснял). Пример летательного аппарата с большим удлинением -- планеры.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Интересно то, что по формуле подъемной силы крыла имеет значение площадь крыла, а не удлинение, например. Но для низких скоростей выгоднее большое удлинение. Пример крыла небольшого удлинения, но большой площади -- крыло экраноплана. Его аэродинамику я не объясню, лишь догадываюсь: для экранного эффекта от водной/земной поверхности при прочих равных условиях выгоднее крыло малого удлинения

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Итак, теперь про крылья изменяемой стреловидности. Площадь крыла не изменятся при повороте консоли, так что формула подъемной силы и сама подъемная сила должна быть постоянной.
Теперь перечитываем все выше и получаем: на взлетно-посадочных и маневренных режимах важны: большое удлинение крыла и малая стреловидность, а на больших скоростях наоборот. Вот вам хит 80ых, крыло изменямой стреловидности

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Но весь этот поворотный шарнир крыла -- очень тяжелый элемент планера. Был найден компромисс: наплывы крыла (Су27, МиГ29 и т.д.). Имеется умеренная стреловидность большого удлинения (само крыло) для малых скоростей и большая стреловидность, малое удлинение (наплыв) на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Еще аэродинамический фокус (я писал про этот эффект в посте про БИ-1) смещается незначительно за счет использования наплыва.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Не могу пройти мимо истребителей. Для малых скоростей есть отклоняемые носки крыла, отклоняемые флаппероны (Су-30см). Для устойчивости на больших углах атаки от наплывов образуется полезный вихрь, сохраняющий путевую устойчивость самолета. Для сверхзвуковых скоростей есть цельноповоротный стабилизатор, ведь из-за образовавшихся скачков уплотнения эффективности обычных рулей высоты (как на поршневых самолетах) недостаточно.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Все. Не отвлекаюсь. Я про крыло рассказывал.

Но самый "нежный" переход от дозвука на сверхзвук у крыла оживальной формы (ту144). Для маневренного воздушного боя недостаточно, а для пассажирского самолета -- в самый раз

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Авиация и Техника

11.3K постов18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
18
Автор поста оценил этот комментарий

Не увидел на тему обратной стреловидности.

раскрыть ветку (49)
25
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
В конус маха не вписывается, прочность хуже. Маневренные лучше.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (48)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Но красивые..)

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Спорное утверждение
раскрыть ветку (1)
8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

О вкусах не спорят

0
Автор поста оценил этот комментарий
У меня он вызывает какой-то странный диссонанс, всё-таки обычные ближе к сердцу
2
Автор поста оценил этот комментарий

Пример крыла небольшого удлинения, но большой площади -- крыло экраноплана. Его аэродинамику я не объясню, лишь догадываюсь: для экранного эффекта от водной/земной поверхности при прочих равных условиях выгоднее крыло малого удлинения

ТС, на заметку:
- крейсерская высота полета экраноплана примерно 0.2-0.3САХ (чем больше САХ крыла, тем выше мореходность)
- длинное крыло неудобно для маневра на такой высоте

Это основное, что приходит на память с курса проектирования Э/П).
з.ы. закончил НГТУ им. Алексеева, самолётостроение)

раскрыть ветку (18)
5
Автор поста оценил этот комментарий

В конце восьмидесятых участвовал в авиационном обеспечении испытаний КМ. У экраноплана сравнительно небольшой радиус обзора бортовой РЛС и разведку маршрута проводили с л.а. И да, радиус разворота у эп на крейсерской скорости очень большой, десятки километров. Чаще разворачивались фактически приводняясь. Вот даже не представляю лихую атаку эп на конвой авианосца. Лихо подлетел, ударил и тупо полчаса разворачивается чтобы незаметно слинять. На мой взгляд с точки зрения ударной силы безполезная вундервафля и ,кстати, весь проект КМ в Каспийском море зарубили в первую очередь из-за экологии. Экран на марше создает адский гидродинамический пресс-удар. Привет нерпам и ценным рыбам.

раскрыть ветку (11)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Интересная информация)
Нам больше конструкцию читали, немного об испытаниях (зато преподы интересные: конструкцию и аэродинамику эп читал Кирилловых - главный конструктор "Орлёнка", а двигатели читал В.Л. Химич - конструктор силовых установок на "Луне", "Орлёнке", вроде бы на чем-то ещё, оба работали с самим Алексеевым)

Из курса сделал вывод, что ЭП выгодны:
- большие
- на дальность до 1000-1500км, например на маршруте Россия-Турция по Чёрному морю было бы норм.
(У маленьких ЭП низкая мореходность, а на длинных маршрутах выигрывает самолёт)

С военной точки зрения сейчас они менее интересны - выросли дальности противокорабельных ракет и радары стали совершеннее (в то время главной фишкой была малозаметность для радаров)

А насчёт экологии - скорее всего повлияло, но не в первую очередь, прост не нашлось заинтересованных в верхах. После смены министра обороны Алексеев не нашёл поддержки
раскрыть ветку (10)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Насчет выгоды от размера в сочетании с лучшей мореходностью неуверен. На каспии нет зыби, только ветровая волна, относительно низкая и короткая. Но пару раз наблюдал столкновение эп с толчеёй от нескольких судов. Всего лишь. Но каждый раз полет прекращался,  а в момент столкновения даже с воздуха было видно как корпус судна колбасит, особенно хвостовое. Хорошо что изделие крепкое, а вот Орленку неповезло.

раскрыть ветку (9)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Неправильный выбор материала (вроде в95 был, а лучше было бы АМГ как нам говорили, он тяжелее, но мягче, усталостные характеристики лучше), но на этапе проектирования не были известны вибрационные нагрузки...

Чем больше САХ, тем выше высота полёта, зависимость прямая
раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Прямая зависимость сильно корректируется практическим применением. Я летал на Бе-12, по ТТХ предельная высота волны менее метра, но приходилось садится и в открытом море на зыбь до 3 метров.  И здесь как раз малый размер самолета в сочетании с относительно высокой маневренностью позволяет строить сложную траекторию движения, оставаясь на гребне волны и в прямом смысле слова серфить на пробеге и разбеге. Справедливости ради должен сказать, что командиром у меня тогда был Бабичев. Летчик-испытатель Бериевского завода, ставил на крыло А-40.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это все таки самолёт, а не экраноплан)
Гидроавиация это очень круто, для меня это за гранью возможного)) хотя мб просто не было опыта) пока самое крутое на чём летал - миг29уб, ну и на лёгких несколько раз, но все сухопутные)
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Самолет, даже если он и летающая лодка , на воде несовсем в своей стихии и мы если честно слегка завидовали пилотам КМ, когда они в любой момент могли "спешиться", искупаться и позагорать со своего лайнера без борьбы за живучесть.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Борьба за живучесть? Т.е. даже при невысокой волне нельзя просто "болтаться" на воде без лишних "приседаний"?
раскрыть ветку (4)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Мне никогда и не рассказывали аэродинамику чего угодно кроме самолётов. Сам до вертолетчика военного докопался, как он вообще в воздухе держится))
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Я понимаю, просто подумал что Вам это будет интересно)

Пфф, с вертолетами все просто - они настолько уродливы, что земля их отталкивает от себя))
0
Автор поста оценил этот комментарий
Там еще нагрузки выше. Эффект экрана в разы выше подъемной силы такого же крыла. Поэтому его нужно делать или очень прочным, или небольшого размаха.
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Эффект экрана это только снижение сопротивления, нагрузок оно по определению вызвать не может. Прочность в основном из-за ударов об воду
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Эффект экрана это спрессованный воздух между крылом и водой/землей. На любом симуляторе при посадке заметно.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Я в курсе) и не на любом симуляторе, если уж пошло, зависит от САХ и высоты крыла над землёй, т.е. на высокоплане эффекта вообще не будет)

Распределение давлений по крылу отличается от самолёта, давление на нижней поверхности крыла выше, центр давления смещён назад и т.д., но это не значит, что нагрузка больше, она зависит только от массы ЛА и перегрузки
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да, нагрузки на крыло огромные. Не знаете где СУ-47 сейчас стоит? Вроде использовался как летающая лаборатория для СУ-57, а потом?

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий
В Жуковском стоит, на открытой площадке, никто с ним ничего не делает
раскрыть ветку (4)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже слышал, что как летающая лаборатория используется. Но не вижу ничего сверхъестетвенного: если самолет летает, что б на нем не отработать некотрые системы?
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Использовался, сейчас стоит, притом уже давно(
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Прям можно приехать посмотреть?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
На территорию ЛИИ не пустят, режимный объект, да и самолёт потрогать нельзя, я метров с 20 смотрел
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот новый дозвуковой учебный самолет, которому зачем-то приделали обратную стреловидность. В чем смысл в сравнении с обычными учебными самолетами?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Честно, я не знаю. Подозреваю, что тут есть элемент маркетинга: сделаем стреловидность -10град. Сильный эффект не даст, зато всем будет интересно
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Тут все просто обратите внимание где элероны? Правильно на стреловидном крыле вы бы точно потеряли бы управляемость по крену на определенной скорости это основное тут решение, такое расположение элеронов даст очень большой прирост угловой скорости (что вам воякам важнее чем нам ) ,  а так же ВПХ выше и много еще чего (пример ИЛ -14 там то же КОС и он дает прирост поперечной управляемости) так что это не маркетинг. 

раскрыть ветку (2)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Не понял, что такое впх
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Взлетно посадочные характеристики

0
Автор поста оценил этот комментарий
Основная проблема все таки прочность/масса. Дивергенция (закрутка) крыла происходит, особенно на больших углах атаки, ну и флаттер, соответственно на более низких скоростях
0
Автор поста оценил этот комментарий

все дело в дивергенции на больших скоростях концовки крыла все равно будут иметь большую У ( не смотря на то что КОС) их поднимает угол атаки на крыле растет еще больше и так пока их не сломает ) на обычном стреловидном концовки поднимаются но У на угол атаки у крыла уменьшается и все опять норм , если учитывать новые композитные материалы то за КОС будущее .

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Но он таки мог в сверхзвук, хотя из-за конструкции скорость ему сильно ограничили, иначе развалился бы. Но таки 1 мах без форсажа тоже неплохо.

раскрыть ветку (11)
6
Автор поста оценил этот комментарий
"Даже стул полетит, если на него установить достаточно мощный двигатель" ©
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, оно и понятно. В конус не вписывается -- нагрузка на выступающие законцовки. Да и из-за того, что поток сходит от законцовок к фюзеляжу -- тоже нагрузка, но из-за дополнительного обтекания лучше характеристики на низких скоростях и больших углах атаки

А точно без форсажа мог звук догнать? Вроде требование к пятому поколению, а у нас все четвертое
раскрыть ветку (9)
0
Автор поста оценил этот комментарий

без форсажа звук обгоняли еще в 50х - https://ru.wikipedia.org/wiki/English_Electric_Lightning - второе

про обратную - вроде бы из-за обратной стреловидности на дозвуке законцовки испытывают скручивающие нагрузки охренеть высокие. и в штатах у NASA был интересный аппарат с необычным крылом - AD-1 (ниже уже нашёл)

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, там в консолях - хитрые композитные панели, которые держат эти охренеть высокие нагрузки. Отсюда минусы:

1) некуда лить карасин;

2) при малейшем повреждении оно делает крылышками бяк-бяк-бяк и кирдык;

3) если таки сядет, вся консоль под замену.

Второе и третье ставят крест на боевом применении пепелаца.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

карасин - это топливо, получаемое из карасей?)

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Да. На нём ещё легендарный ледокол Карасин работал.
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ты чего разорался, нету у нас никакого карасина, это всё выдумки.

1
Автор поста оценил этот комментарий

но он хорош в чёрном

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Мигарь (1.44) красивЕе. А "полтинник" лучше их обоих во всем.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Какими бы хитрыми и композитными не были панели, масса такого крыла гораздо выше, чем у крыла с прямой стреловидностью
0
Автор поста оценил этот комментарий

Мог. Там Д-30 от большого МиГа. В нем дури много.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку