«Есть идея — есть IKEA»: история самой популярной мебельной торговой марки

Предметы интерьера ИКЕА стали новым дефицитный товар в России. Мебель из этого магазина теперь можно купить только у частных дистрибьюторов по повышенной на несколько порядков цене. Рассказывая об интерьере, владельцы помещений теперь мечтательно говорят: “Мебель из ИКЕА…”. Дизайнеры выискивают аналоги, которые также оказываются значительно дороже из-за отсутствия массового производства. Ввоз товаров сети магазинов ИКЕА на территорию России теперь возможен только параллельным импортом, и этот факт едва ли изменится в ближайшие годы. Давайте вспомним, с чего началась история бренда в России и в мире.

«Есть идея — есть IKEA»: история самой популярной мебельной торговой марки ИКЕА, История, Ингвар Кампрад, Бренды, Мебель, Мебельный магазин, Длиннопост

Истоки бренда


Когда Ингвар Кампрад основал IKEA в 1943 году, ему было всего 17 лет. До этого молодой человек занимался продажей мелочей: ручек, кошельков, рамок для фотографий.


«Я до сих пор помню то приятное ощущение, которое испытал, получив свою первую прибыль. В то время мне было не более пяти лет», — говорил Ингвар. Первая прибыль Ингвара получена благодаря перепродаже спичек: юный предприниматель попросил тетю заказать партию из Франции, где они были значительно дешевле. Перепродажа своей первой партии спичек - самое счастливое детское воспоминание Ингвара.


Название IKEA составлено из первых букв имени и фамилии основателя, названия фермы, где он вырос (Эльмтарюд) и ближайшей деревни — Агуннарюд.


Сначала ИКЕА занималась почтовой рассылкой и продажей мелких товаров. Уже позже Кампрад решил расшиить ассортимент мебелью - дефицитным в то время товаром. На решение повлияло намерение его конкурентов, которые тоже присматривались к этому направлению бизнеса.


Первое время в ИКЕА работал только сам Кампрад, однако с расширением ассортимента он почувствовал отчаяние из-за необходимости выполнять огромное коичество разнонаправленной работы самому. Поэтому в 1948 году он нанял первого сотрудника. К 1950 году штат компании уже насчитывал 4 человека.


Цены на мебель предприятия были настолько низкими, что сначала люди скептически отнеслись к ее товарам. Тогда Кампрад решил превратить свою старую мастерскую в выставочный зал, чтобы люди могли сами проверить ее перед покупкой.


Рекламное продвижение компании занимало отдельную роль в бизнес-стратегии ИКЕА. Более того, по некоторым версиям само направление маркетинга в значительной степени сформировано подходом к повышению продаж Ингвара Компрада. В 1951 году у IKEA появился первый каталог: он был нацелен на людей с невысоким доходом, и носил название «Новости от IKEA».


Еще одно революционное решение Кампрада - сборная мебель. Почтовая доставка в те времеа была дорогой и неудобной, товары часто повреждались в пути. В 1956 году в IKEA решила снять ножки со стола, благодаря чему появились плоская упаковка и концепт самостоятельной сборки мебели. В 1958 году в Эльмхульте был открыт фирменный магазин IKEA.


История логотипа


Фирму Handelsfirman IKEA Кампрад зарегистрировал в июле 1943 года. На первом логотипе было название, а ниже надпись «Агуннарюд, Швеция», через некоторое время на лого появились слова «импорт-экспорт». Слово ИКЕА было написано курсивом, строчными буквами и с ударением.


Внешний вид, близкий к нынешнему, логотип обрел в 1950-х годах.

В 1951 году о представлял стилизацию под гладкую традиционную красную восковую печать с тонким белым контуром.


Новую версию в 1952 году разработал дизайнер Гиллис Лундгрен. IKEA писалась заглавными буквами и была помещена в форму, напоминающую облако. Палитра стала светло-коричневой с кремовыми оттенками. Эмблема изначально располагалась на фоне многочисленных вертикальных полос разной толщины. В 1953 году логотип был упрощен, фон стал однотонным.


В 1955 году палитра снова претерпела изменения, желтая эмблема с черными буквами расположилась в левой части горизонтально вытянутого черного прямоугольника. В 1956 году эмблема становится черной, а буквы и квадратный фон — светло-бежевыми.


Новый логотип был представлен в 1957 году для первой линейки мебели компании. Теперь эмблема окрашена в черный цвет и размещена на ярко-желтом фоне с черным строгим контуром. Но и этот логотип не просуществовал долго. В 1958 году форма облака превратилась в овал, а ярко-желтый оттенок сменился на белый. Композиция осталась прежней, только теперь фон был черным, а овал — белым. Массивные формы букв IKEA стали четкими и строгими.

В 1962 году апостроф над буквой E был удален, а шрифт логотипа изменен до более узнаваемых форм. Логотип стал черно-белым.


Слоган был полностью удален из логотипа IKEA в 1967 году. Еще одно изменение цветовой палитры сделано в 1982 году, на этот раз IKEA нашла свое идеальное сочетание — желтый круг, помещенный внутри синего прямоугольника, и синяя надпись посередине. Стоит упомянуть, что синий и желтый цвета логотипа - это цвета шведского флага, напоминающие о происхождении компании.


В 1984 году появилось первое руководство по визуальному профилю, в котором четко описывалось использование IKEA в качестве «товарного знака» и IKEA в качестве «словесного знака». А с 1991 года строились только синие магазины с желтой надписью IKEA на фасаде.

ИКЕА на мировом рынке.


К началу 60-х годов в Швеции работали уже несколько магазинов IKEA. Кампрад задумался о выходе на зарубежные рынки. Начал он с Норвегии, в 1963 году открылся магазин в Осло. Потом IKEA появилась в Дании. С этого началась экспансия мировая IKEA, сеть открывала свои магазины все в новых городах и странах.


Первый крупнейший магазин ИКЕА открылся в 1965 году неподалеку от Стокгольма. Магазин состоял из круглого здания (форма была выбрана для лучшей презентации товара) и трехэтажной складской пристройки.


ИКЕА в России


Первые попытки IKEA выйти на российский рынок были еще в 1980-х. Кампрад вел переговоры и планировал создать в СССР комплекс по производству мебели. Но соглашение не было достигнуто.


Удалось это только в конце 1990-х, и в начале 2000 года в Химках (Московская область) открылся первый магазин.


В 2022 году ИКЕА было принято решение уйти с российского рынка. Изначально компания планировала только сократить бизнес-процессы на территории страны, однако в итоге компания решила продать все свои фабрики в стране.


Согласно заявлению ИКЕА, “за последние месяцы ситуация с бизнес-процессами и цепочками поставок по всему миру сильно ухудшилась. Ввиду этого мы не видим возможности возобновить продажи в обозримом будущем”.


Еще больше интересной информации про патенты на нашем телеграм-канале: https://t.me/onlinepatent

История быта и искусств

1.7K постов6.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников