Его хотели назвать «Родина»: история танка ИС-2

ИС-2 – один из самых ярких символов Победы в Великой Отечественной войне. На фотоснимках в Берлине 1945-го эти машины словно олицетворяют решимость советского народа выстоять и разгромить врага в его же логове.

Про ИС-2 написано немало статей и книг, однако и в литературе, и в многочисленных текстах в сети продолжают бытовать самые разные версии о них. А потому, рассказывая об истории танка ИС-2, уделим внимание и мифологии, сложившейся вокруг него.

Наш ответ «Тигру»

Предпосылкой для появления нового советского танка послужила потребность в адекватном ответе на появление на фронте немецких тяжелых танков «Тигр».  В конце февраля 1943 года в Ставке Верховного Главного командования состоялось совещание, где кроме членов ГКО присутствовали почти все главные конструкторы танков и артиллерийского вооружения. Начальник артиллерии Красной Армии Н. Н. Воронов, подводя итог докладу о «Тигре» заявил:

«У нас нет пушек, способных бороться с этими танками!».

В начале апреля 1943 года Отдел главного конструктора Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП) выдал Челябинскому Кировскому заводу (ЧКЗ) задание спроектировать два новых тяжелых танка. 15 апреля вышло Постановление ГКО № 3187, которое обязывало Наркомат вооружения создать мощное танковое орудие с целью противодействия немецким тяжелым танкам и САУ.

Его хотели назвать «Родина»: история танка ИС-2 Военная история, Военная техника, Танки, Великая Отечественная война, Видео, YouTube, Длиннопост

Единственное известное фото танков ИС-2 танковой колонны «Победа», сформированной в Челябинске. 1945г.

31 июля 1943 года в Москву для показа новой техники прибыли танки КВ-85, ИС-85 и самоходно-артиллерийская установка СУ-152. С этим связан один из мифов. В популярной литературе об ИС-2 нередко пишут примерно следующее:

«На пояснения Малышева о боевых возможностях машин Сталин, указывая пальцем на пушку 122-мм калибра, заметил, что орудие вполне внушительное и подходит для тяжелого танка. Разговор этот происходил у правофлангового танка ИС-2. Затем Верховный Главнокомандующий подошел к самоходной артиллерийской установке ИСУ-152…».

В реальности танка ИС со 122-мм пушкой на показе не было, поскольку его еще не существовало, как и ИСУ-152. На заседании Государственного Комитета Обороны, состоявшемся 4 сентября 1943 года, было принято Постановление № 4043 о принятии на вооружение Красной Армии танка ИС с 85-мм пушкой, получившим официальное обозначение ИС-85. За три месяца серийного производства было изготовлено 107 танков ИС-85.

Не успев к Курской битве, эти танки впервые были применены в феврале 1944 года на завершающем этапе проведения Корсунь-Шевченковской наступательной операции. С этого момента и начинается история непосредственно того самого ИС-2, ставшего легендарным.

Его хотели назвать «Родина»: история танка ИС-2 Военная история, Военная техника, Танки, Великая Отечественная война, Видео, YouTube, Длиннопост

Вооружение ИС-2

Идею установить в башню танка ИС-85 122-мм пушку с баллистикой корпусного орудия А-19 приписывают лично Ж. Я. Котину. Якобы «еще в начале августа 1943 г., он, изучая итоги Курской битвы, обратил внимание на то, что единственной артсистемой, успешно расправлявшейся с немецкими «Тиграми» на всех дистанциях, была 122-мм корпусная пушка А-19. Зенитные же 85-мм орудия, баллистика которых была взята за основу при создании Д-5Т, стоявшей на КВ-85 и ИС-85, оказались малоэффективными при ведении огня против лобовой брони «Тигров» с дистанции далее 600 м, а на малых дистанциях очень незначительно отличались в бронепробиваемости от 76-мм пушек ведущих огонь снарядами БР-350Б (и тем более БР-350П)».

На самом деле в мае-июне 1943 года КБ завода № 9 в инициативном порядке начало разработку 122-мм танковой пушки с баллистикой А-19. Итоги Курской битвы повлияли на это разве что в качестве дополнительного импульса. Эскизный проект был подготовлен конструкторами совместно с КБ завода № 100 к середине июля того же года. Работы велись в инициативном порядке.

Успех проекта предопределила удачная конструкция пушки Д-5, на люльку которой был наложен новый 122-мм ствол. Опять же вопреки расхожим версиям, это не был ствол А-19 в буквальном смысле: конструкция ствола оказалась значительно переработана, сам ствол – несколько укорочен и облегчен.

Монтаж Д-25 в прототип ИС-2 – Объект 240 – был закончен к 30 сентября 1943 года. При этом новую машину строить не стали, использовали Объект 237 №2, он же ИС-85, который вернулся с показа Сталину. Сразу начались заводские и государственные испытания, причём в отчёте по ним танк упоминается как «ИС-3».

Несмотря на ряд выявленных замечаний и недостатков, результаты испытаний признали успешными. 31 октября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО № 4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой». При этом в документах новый ИС ещё долго именовался как «ИС-122». Весной 1944 года официальным приказом танки ИС-85 переименовали в ИС-1, а ИС-122 в ИС-2. Тем не менее, во фронтовых документах их могли именовать ещё как «КВ-85» в отношении ИС-85/ИС-1, а также как КВ-122 или даже КВ-2 в отношении ИС-122/ИС-2.

Одной из отличительных особенностей новой пушки Д-25Т был дульный тормоз, установленный для уменьшения длины отката и нагрузки на погон. Изначально орудие было оснащено Т-образным дульным тормозом: считалось, что такая форма значительно уменьшит демаскирующий эффект при выстрелах за счёт направления тормозящих струй газов параллельно земле.

Его хотели назвать «Родина»: история танка ИС-2 Военная история, Военная техника, Танки, Великая Отечественная война, Видео, YouTube, Длиннопост

Мифы вокруг пушки ИС-2

В целом вокруг «дульника» пушки ИС-2 сложилась собственная, пусть и небольшая, мифология. Согласно одной из версий, военные были резко против использования дульного тормоза в конструкции танковой пушки в силу ряда недостатков, присущих всем дульным тормозам. И только желание Сталина, рассчитывавшего получить «самую мощную в мире» танковую пушку, вынудило их согласиться. Конечно, это не так: в Главном бронетанковом управлении (ГБТУ) Красной Армии прекрасно понимали, что такую мощную артсистему в башню танка без дульного тормоза никак не поставить.

Вторая легенда: на испытаниях танка при выстреле произошел разрыв дульного тормоза и его осколком чуть не убило присутствовавшего на них К. Е. Ворошилова. Такой случай действительно произошел, однако осколок чуть не задел П. К. Ворошилова – приемного сына Клемента Ефремовича. Петр Климентьевич представлял на ЧКЗ Наркомат обороны и по долгу службы присутствовал на этих испытаниях.

Как следствие этого события, сложился и ещё один миф. Т-образный дульный тормоз был заменён дульным тормозом «немецкого типа», и это правда – прообразом его конструкции послужил дульный тормоз с орудия «Фердинанда». Далее же это немецкое техническое решение было якобы заменено «дульным тормозом конструкции Центрального артиллерийского КБ (ЦАКБ), имевшим более простую технологию изготовления и высокую эффективность».

Действительно в процессе совершенствования ИС-2 дульный тормоз типа «Фердинанд» был заменён, но ЦАКБ было здесь не при чем. На заводе № 9 всего было разработано 8 вариантов дульных тормозов для Д-25. В массовой серии на пушках Д-25 устанавливался дульный тормоз по варианту № 7. Причины замены дульного тормоза типа «Фердинанд» на новый обычно не указываются, но они были. Дело в том, что на испытаниях «дульник» типа «Фердинанд» дал трещину, правда, полного разрушения тогда не произошло. Поэтому конструкция вначале была усилена, а потом и вовсе заменена на более простую и эффективную.

Его хотели назвать «Родина»: история танка ИС-2 Военная история, Военная техника, Танки, Великая Отечественная война, Видео, YouTube, Длиннопост

Бронирование ИС-2

Несмотря на то, что корпуса танков ИС-1 и ИС-2 были внешне очень похожи, корпус ИС-2 выполнялся из более прочной стали. По требованию ГБТУ бронезащиту танка усилили. Изменению подверглась носовая часть: вместо фасонной отливки ступенчатой формы танк получил спрямлённый «нос». Конструкция машины зависела от завода-производителя: корпуса выпуска УЗТМ имели сварную носовую часть из катаной брони толщиной 90 мм, а корпуса завода № 200 — литой нос из брони высокой твёрдости толщиной 100 мм. При этом толщина нижнего лобового листа корпуса с литой носовой частью достигала 130 мм.

Для сохранения массы танков с усиленным бронированием в прежних пределах конструкторы уменьшили толщину второстепенных деталей. Для обеспечения самозащиты с ноября 1944 года ИС-2 стали оснащать зенитными 12,7-мм пулемётами ДШК, смонтированными на турели на командирской башенке.

Участие в боевых действиях для танков ИС-2 началось в апреле 1944 года, когда состоялся их первый бой с «Тиграми» под Тернополем. Новые советские машины 11-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка (ОГвТТП) продемонстрировали высокую эффективность и живучесть. В августе 1944 года 71-й ОГвТТП участвовал в разгроме батальона «Королевских тигров» на Сандомирском плацдарме. В ходе этого боя экипажи танков ИС-2 подбили шесть новейших танков противника Tiger Ausf. B.

Обычно ИС-2 хватало одного комплекта из 28 снарядов на боевой день, но иногда за день боев танк ИС-2 расходовал до трёх боекомплектов! При такой интенсивности боев огромную роль сыграла высокая живучесть и ремонтопригодность ИСов. Подчас соединение, потерявшее все свои танки, через несколько дней вновь было боеспособно.

ИС-2 в Берлине

Особенно значимой стала роль тяжёлых танков и САУ в ходе Берлинской операции 1945 года. На фото времен боёв за Берлин нередко можно видеть танки ИС-2, принадлежащие 7-й отдельной гвардейской тяжелой танковой бригаде. Их отличает характерная эмблема: белый медведь на фоне красной звезды.

Кому-то изображение медведя может показаться анатомически неточным, но причина тому проста. Как писал знаменитый фотокорреспондент Евгений Халдей, запечатлевший ИС-2 в Берлине на серии снимков, колонна тяжёлых танков была построена на средства, собранные жителями Заполярья. Однако художник, которому было поручено изобразить белого медведя на башнях, прежде никогда не видел этого зверя. Изображений полярного медведя в тот момент в прифронтовой полосе взять было тоже неоткуда. Диковинный зверь оказался изображен на танках так, как он выглядел в представлении художника – буквально «художник так видит!». Впрочем, ни танки, ни символ крупнейшего сухопутного хищника планеты на их броне не выглядят из-за этого менее грозно.

Его хотели назвать «Родина»: история танка ИС-2 Военная история, Военная техника, Танки, Великая Отечественная война, Видео, YouTube, Длиннопост

Танки ИС-2 104-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка 7-й отдельной гвардейской тяжелой танковой бригады в Берлине 1945-го. Эмблема бригады: идущий белый медведь на фоне красной звезды. Источник: Архив Lesta Games.

В позднесоветской литературе можно встретить упоминание и о том, что новый тяжёлый танк должен был получить название «Родина».  Эта версия берёт свое начало из стихов танкиста Сергея Орлова, написавшего поэму о своем друге юности, Герое Советского Союза гвардии лейтенанте Иване Малозёмове:

…И легенда даже шла такая,

Жаркая, простая, как завет,

Будто где-то танки выпускают

Посильнее даже, чем «КВ».

«Родина» – названье танкам этим,

Неподвластным минам и огню,

Никакая силища на свете

Не пробьёт их гордую броню.

«Родина»... (Легенду вспомним снова,

Ведь в дыму и пламени атак

Люди не случайно этим словом

Называли легендарный танк.)

Во время Сталинградской битвы лейтенант Орлов находился в Челябинске, готовил экипажи для танков КВ. С марта 1943-го, уже сам командуя танком КВ-1С, воевал в 33-м отдельном гвардейском танковом полку прорыва на Волховском фронте.  Возможно, работая в месте с курсантами в цехах ЧКЗ, он мог что-то видеть или слышать о новых танках ИС.

Впоследствии бывший нарком танковой промышленности и директор ЧКЗ И. М. Зальцман вспоминал, что «новый танк действительно хотели назвать именно «Родина», однако индекс ИС, означавший «Иосиф Сталин», был предложен несколько ранее и никто, естественно, не посмел его отменить». Так ли это? Документов на этот счёт никаких не сохранилось, а поэтичная легенда осталась.