3206

Дюна II, что упустили создатели фильма3

Посмотрел вторую Дюну, и разочарован. Первая часть представляла достаточно точную экранизацию романа, и логика действий героев романа была воплощена на экране. Вторая часть Дюны, это уже не экранизация, а произведение по мотивам. В результате герои утратили логику действий прописанную в романе, а какую то иную логику их поступков сценаристы прописать не смогли.

В романе Пол Атрейдес - результат долгого генетического эксперимента по выведению Квизац Хадераха: сверхчеловека способного видеть прошлое, настоящее и будущее. Пробудить эти способности можно только с помощью наркотика спайса (другое название - меланж). Оказавшись на пропитанной спасйсом планете Дюна, Пол обретает силу пророка, и, сплотив вокруг себя фантатичные племена пустыни, ведет их к победе над галактической империей. В фильме этот сюжет решили усложнить - оказывается среди фрименов есть туповатые фундаменталисты, которые верят в приход пророка (Махди), и умные антиклерикалы которые знают, что все пророки, мессии и проч. проч. это ложь, обман, и опиум для народа. Антиклерикалов возглавляет подруга героя Чани. В романе Чани красивая, но простая девушка из племен пустыни, Пол для нее бог и господин, а за малейшие сомнения в богоизбранности Пола она готова любому глотку перезать (не фигурально, а буквально). В фильме бойкая но некрасивая Чани напротив исповедует научный атеизм, а своего любовника Пола считает фальшивым пророком и фальшивым Махди. Пол с Чани соглашается, и пытается убедить окружающих, что никакой он не пророк.

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

При этом скепсис Чани в фильме никак не обьяснен - она ведь не студентка университета Миннесоты, и не отличница ленинского комсомола, а простая девушка из племени бедуинов. Любопытно, что в книге Чани дочь планетолога Льета Кайнса - ученого, который относился к Атрейдесам с обоснованным скепсисом. В фильме можно было бы сделать Чани продолжательницей дела своего отца. Но как раз происхождение Чани, создатели фильма выкинули из сюжета. Чани в фильме совершенно невежественная - когда Пол ей рассказывает про моря на других планетах, она не может поверить в возможность подобного чуда. Из за этого научный атеизм Чани выглядит абсурдом.

Еще более странным выглядит Пол - уж он то точно знает, что может стать настоящим пророком, и настоящим спасителем-Махди, который вернет на Дюну воду. Когда он убеждает окружающих, что мол никакой я не Махди, Пол просто врет. Видимо он не хочет становится пророком (так как чувствует, что лично ему, ничего хорошего пророческий дар не принесет). Это можно понять, если прочесть роман Дюна и его продолджение (про трагическую судьбу Пола), но в фильме такая позиция выглядит страусиной.

В фильме оказалась потерянной экологическая линия, основная для Френка Херберта. Одна из главных сюжетных линий романа - конфликт, между двумя программами по озеленению пустынь Арракиса. Фримены живут мечтой, что когда ни будь на Арракисе будут течь ручьи и расти деревья. Планетолог Льет Кайнз работает над постепенным воплощением этой мечты в жизнь - за счет медленной работы по ирригации и озеленению. Атрейдесы предлагают более быстрый и простой путь - завоевать галактику, и использовать ресурсы иных планет, для превращения Дюны в рай.Все это в фильме оказалось потерянным, а несколько сцен фильма связанных с экологической линией романа, оказываются пустой тратой экранного времени (так как не связаны с иными событиями фильма).

Гладиаторские бои на планете Харконненов визуально изображены безупречно, но интрига внутри интриги (которую затеял Туфир Хават) исчезла из фильма. Как и вся сложная и драматическая линия Туфир Хавата - ментата Атрейдесов, который оказался на службе барона Харконена. Книжный Фейт-Раутта из хитрого (и внешне привлекательного) мерзавца, превратился в урода-людоеда. Бене Джассерит превращены в тупых как пробка стерв, готовых на любой идиотизм ради власти.

Превращение Пола из способного, но неуверенного в себе юноши, в пророка который видит прошлое и будущее обыграно слабо: Пол очнувшись от транса сообщает, что он теперь пророк который видит множественные картины будущего. И это все - варианты будущего зрителю не показывают. В корткометражке "Майор Гром" просчет героем вариантов будущего и то показан несравненно лучше.

Боевые действия выглядят в фильме красиво, но странно. В романе из за внедрения силовых полей огнестрел и лазеры перестали применять на просторах галактики. Но в пустынях Дюны силовые поля применять нельзя (они привлекают гигантских червей) и потому фримены используют старые добрые винтовки и пистолеты. Однако в фильме (при наличии винтовок, базук и прочего) боевые действия в пустыне сводятся к схваткам на ножах (при полной возможности расстрелять врага на расстоянии).

Совсем странной выглядит финальный разгром войск императора. В книге Пол (дождавшись высадки императора на Дюну) использовал для победы свой пророческий дар. Фримены сломили врага внезапной шоковой атакой (под прикрытием пыльной бури, которую Пол предвидел), используя артиллерию (которую Пол Атрейдес заранее тайно подготовил и тайно разместил на позициях). Император до последнего считал, что ему противостят дикари под командованием дикаря, и потому был разбит и взят в плен.

В фильме все эти тонкости убрали. Фримены не имея артиллерии идут плотной толпой в лобовую атаку на заранеее предупрежденного императора (в фильме Пол послал ему вызов на бой с печатью дома Атрейдеса). Их можно расстрлять с воздуха (ведь никакой пыльной бури нет), их можно расстрелять с земли (ведь у фрименов нет защитных полей!), но имперские войска лишь тупо смотрят на атакующих. Затем начинается рукопашный бой. Сардукары (имеющие защитные поля) должны покрошить фрименов - ведь фримены не имеют защитных полей, и совершенно не готовы к такой технике боя. В книге Пол многие годы готовил фрименов к сражению с имперскими войсками. В фильме фримены без всякой подготовки превращают защишенных полями сардукаров в мясной фарш.

Дальше начинается самый большой логический и смысловой провал фильма. В оригинальном романе межзвездные перевозки осуществляет гильдия навигаторов, на огромных кораблях которые никогда не опускаются на поверхность планет. Лихтеры (с войсками, техникой и всем прочим) поднимаются с поверхности планеты грузятся на корабли навигаторов, пересекают на этих кораблях межзвездное пространство, а потом высаживаются на нужную планету. Это единственный способ межзвездных путешествий. Навигаторы строго нейтральны, потому во вселенной Дюны нет звездных войн - войска великих домов за деньги перевозят через нейтральный космос, а сражаются они на поверхности планет. В реальности навигаторы из за кулисы правят галактикой, а всемогущий падишах-император, просто марионетка. Но, ключевой момент! навигаторы могут прокладывать путь между звезд только за счет спайса (который дает мозгу сверхчеловеческие способности). А единственный источник спайса в галактике - планета Дюна. Не будет спайса - межзвездные перелеты станут невозможны, и цивилизация рухнет (а навигаторы просто вымрут - они без меланжа не могут жить). Захватив Дюну, Пол Атрейдес может диктовать свою волю навигаторам - и становится фактическим властелином галактической империи.

В фильме навигаторов из вселенной убрали, так что финал фильма превращается в бессмыслицу. Пол Атрейдес угрожает уничтожить поля спайса, но угрозу он адресует не навигаторам (их в фильме нет), а великим домам, боевой флот которых окружил планету Дюну. Но великим домам на спайс в сущности глубоко наплевать, не нужно быть пророком, чтобы понять это! В романе навигаторы капитулируют перед угрозой Атрейдеса, в фильме великие дома посылают Атрейдеса пустыней. В фильме, ответ на такой облом, Атрейдес объявляет начало звездного джихада, и грузит своих фрименов в космолеты ( захваченные у император?). Что он собирается делать - решительно непонятно. Ведь толпа фрименов в космосе бесполезна - корабли будут просто расстреляны. В романе этой проблемы нет (перевозки осуществляют только навигаторы, а бои идут на поверхности планет, где фрименам нет равных). В фильме навигаторов выкинули, и в результате скатились до совсем убогой космической оперы в стиле янг-эдальт. Получился аналог сериала "Иные" - красивое зрелище при околонулевой логике.

И еще одна мелочь - фримены сжигают в финале сваленные кучами тела врагов. Сцена абсурдная, так как каждая тушка это вместилище драгоценной для фрименов влаги. Сожжение трупов, это для фрименов святотатство и потеря драгоценного ресурса.

P.S. Комментаторы почему то решили, что мои претензии сводятся к отходу от сюжета книги. Но мои претензии иные - сценаристы убрали логический стержень сюжета, так что действия героев фильма выглядят бесмысленными . Снимать фильмы "по мотивам" можно, но при этом должна соблюдатся логика действия (как пример - в фильме "Вспомнить все" радикально изменили сюжет рассказа Ф.Дика, но логика действий персонажей там безупречная)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
34
Автор поста оценил этот комментарий
Мой отец, большой фанат Дюны сказал на ваш пост,автор: «не показуй дураку не законченной работы». Дождитесь выхода всех частей и тогда уже говорите какие сюжетные линии были раскрыты, а какие нет.

Если вы шли в кино смотреть, чтобы точь в точь как по книжке, то даже великолепные экранизации Властелин колец и Гарри Поттер сделать этого не смогли и огромную часть важных деталей упустили.
раскрыть ветку (43)
32
Автор поста оценил этот комментарий

Смысл не в том, что что-то вырезали, а в том, что потеряли книжную логику, а другой не вставили.
Тот же ультиматум Пола и прибытие Великих домов можно и нужно было из этой экранизации убрать. Ну не логично, что Великие лома сначала его боятся, а потом посылают Пола пустыней. И ещё более не логично, что он Пол посылает только-что захваченные десантные корабли против боевых кораблей на орбите. вместо того чтобы свой ультиматум исполнить.
Это самый вопиющий момент, но таких нелогичных моментов в фильме достаточно.
Складывается ощущение, что первый и второй фильмы снимали разные люди - на столько поменялось отношение к первоисточнику и качеству истории.

раскрыть ветку (22)
26
Автор поста оценил этот комментарий

а что такое книжная логика в Дюне? Там только первая книга еще нормально дружит с логикой, а чем дальше, тем больше психодела какого-то. События до Дюны вообще многие считают не каноном, хотя там интереснее.

раскрыть ветку (21)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Так фильм-то по первой) Ультиматум Гильдии в конце книги был логично обоснован. А в фильме непонятно, почему домам бояться ядерного удара по самой Дюне, а если они этого боятся, то почему Пол просто не начал приводить угрозу в исполнение?

раскрыть ветку (11)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Почему не понятно, если в фильме еще в первой части показали, что спайс добывают только на Аракисе?

а если они этого боятся, то почему Пол просто не начал приводить угрозу в исполнение?

Потому что очевидно, что это последний довод будет, а не первый и с разгона.

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий
1) Показали спайс, но не показали его связь с навигаторами
2) Ультиматум применяется тогда, когда он служит угрозой. Это крайний случай, но Пол его уже произнес - мосты сожжены. Пол де-факто занял трон Корринг. И вот он бросает ультиматум, ультиматум игнорируется и новый правитель... просто это проглатывает. Какой уровень авторитета будет у императора, который перед лицом будущих вассалов показал слабость своей воли и своих слов?
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Показали спайс, но не показали его связь с навигаторами

Слушайте, я могу ошибаться, но и в книге эта информация стала известна ближе к концу. Вполне логично, что всю эту линию Вильнев решил оставить для третьего фильма.

По второму пункту: мы видим самую завязку нового конфликта, а вы уже всё про него решили и додумали.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
1) В конце 1-й книги. Который соответствует концу 2-го фильма. Где уже вместо сверг Императора-кинул ультиматум Гильдии-взял власть встала схема сверг Императора-кинул ультиматум Домам - начал войну против всех. Даже если Вильнев вдруг вспомнит про спайс, это уже не отретконить. Тем более, что 3-й фильм скорее всего будет уже по 2-й книге.
2) Так я только о завязке и сказал. О том, что человек, который кидает невыполняемые угрозы, быстро теряет свой авторитет и вес.
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В конце 1-й книги. Который соответствует концу 2-го фильма.

То есть эта информация, рассказанная в начале третьего фильма, не сдвинет логику повествования особо, но позволит новый сложный конфликт полностью перенести в новый фильм, не перегружая этот.

Даже если Вильнев вдруг вспомнит про спайс, это уже не отретконить.

Нет, это очень легко вписать в сюжет.

Так я только о завязке и сказал. О том, что человек, который кидает невыполняемые угрозы, быстро теряет свой авторитет и вес.

Опять же, вы не видите чем этот ультиматум завершается, но уже у вас готово мнение, что завершается провалом. А там 100% провала не будет, иначе невозможно дальнейшее развитие сюжета с джихадом.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Опять же, вы не видите чем этот ультиматум завершается, но уже у вас готово мнение, что завершается провалом. А там 100% провала не будет, иначе невозможно дальнейшее развитие сюжета с джихадом.

Так провал ультиматума в фильме показали.

Пол: улетайте или я рвану ядерки

Дома: нет, не улетим

Фримены: Что делать?

Пол: приведите их в Рай

Фримены: *улетают воевать*


Какой ультиматум - валите или ядерки. Какой результат: отказ, но ядерки не полетели. Я не говорю про войну, её Пол так или иначе по сюжету выиграет. Я о том, что ультиматум Пола провалился полностью.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Так может и полетят еще ядерки. Как вы можете судить, когда фильм по сути оборван на полуслове?

Извините, но ваши фантазии о будущем мне надоело обсуждать. Только третий фильм покажет, кто из нас был прав. Но я не считаю, что Вильнев тупее вас.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Так я только о завязке и сказал. О том, что человек, который кидает невыполняемые угрозы, быстро теряет свой авторитет и вес.

Человек то ладно. Но Поль ведь пророк, сверхчеловек который видит будущее. Здесь у сценаристов ужасный провал, который можно принять только полностью отключив головной мозг. Картинка мол красивая - остальное фигня

0
Автор поста оценил этот комментарий

Почему не понятно, если в фильме еще в первой части показали, что спайс добывают только на Аракисе?

Потому что в фильме спайс это просто наркотик, который приносит большой доход. Все. А как следствие сюжет Дюны становится фарсом

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что в фильме спайс это просто наркотик

Я не знаю, откуда это взяли. Как раз про то, что это наркотик, я информации в фильме не помню.

0
Автор поста оценил этот комментарий

В первом фильме как раз сказали, что спайс помогает путешествовать между планетами и добывается только на Арракисе. Про наркотик там как раз было довольно немного (относительно книги)

10
Автор поста оценил этот комментарий

Книжная логика - это когда описываются предпосылки и мотивы действия. В фильме часть с мотивами и предпосылками вырезали, а действие оставили. А в следующей сцене об этом действии забывают (так как с ультиматумом уничтожить спайс было).

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Механический апельсин почитай и посмотри, это не впервые. Особенно про молоко

0
Автор поста оценил этот комментарий

а как показать предпосылки и мотивы, если почти все они были в наркотическом бреду под спайсом?

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Спайс обостряет интеллект. Что то вроде крепкого кофе в 180 степени

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Кофе в 180 степени убьет сердце моментально

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий

спайс в 180 степени (вода жизни) - тоже. Кто выживает - тот Капитан Америга )

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

спайс в 180 степени ---> навигатор.

2
Автор поста оценил этот комментарий

а что такое книжная логика в Дюне? Там только первая книга еще нормально дружит с логикой

Обе части фильма Вильнева по первой книге (которая дружит с логикой)

раскрыть ветку (1)
15
Автор поста оценил этот комментарий

В фильме фримены без всякой подготовки превращают защишенных полями сардукаров в мясной фарш.

Насколько я помню, защитные поля не пропускали то, что движется с большой скоростью чем выставлено в настройках...буквально несколько см/с.

То есть на пули тебе будет похер, слишком большая скорость. Лучевое оружие при взаимодействии с силовым полем вызывало мощный взрыв.

Поэтому на планетах начали использовать холодное оружие, которое при правильной, относительно медленной скорости проникало за пределы поля. Так была придумана специальная техника рукопашного боя, где в последний момент движение оружия замедлялось.

У Сардаукаров эта техника оттачивалась с рождения. Фримены же привыкли рубиться на больших скоростях, так как полей не было. Поэтому когда на Дюне, из-за разных факторов поля нормально не работали(отключали чтобы Червей не привлекать, или из-за песка), получалось, что Фримены сражались с "медленными" Сардаукарами, отвыкшими от скоростного боя из-за натренированности для сражений именно против противника в защитном поле.

Ну и плюс Фримены не были обычными голодранцами...плюс их ещё Пол тренировал.

14
Автор поста оценил этот комментарий

Какую третью часть? Первая книга закончена.

Потом будет следующая книга. А вообще - полная экранизация должна быть на основе 4 книг как минимум.

А великолепные экранизации ВК и ГП - они хоть убирали какие-то моменты книг, но они оставили ключевые моменты книг в фильмах. А в первой части - как минимум исчез торжественный ужин. А на нем произошло дохрена событий.

Из-за чего вся логика пошла пошла по п*зде. А из тех спойлеров которые я уже схватил - у второй части плюс один. И это картинка.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Третья часть будет по "Мессии Дюны" и на этом Вильнёв сказал что закончит.

Автор поста оценил этот комментарий

Торжественный ужин, это который потом никак не повилял на сюжет книги?) На котором герцог проливал воду на ковёр и смотрел на всех безумным взглядом?) Шутить изволите

Этот ужин только показывает, что за люди герцог Лето, леди Джессика и юный Пол, из какого они теста. Но это всё нам в первом фильме и так показали отлично

ах, да! это кстати был не ужин, а обед

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну хорошо, обед.

В смысле? Неповлиял? Лидер контрабандистов из-за общения с Лето принял Халлека себе, Арбитр смены тоже насмотрелся пророчеств окончательно и передал фрименам команду найти и спасти Пола в пустыне.

Этот обед позволил книге продолжиться.

7
Автор поста оценил этот комментарий
Ну ВК почти идеал. Единственное что до сих пор смущает это имба армия призраков которая крошит орков.
раскрыть ветку (15)
28
Автор поста оценил этот комментарий
Том Бомбадил, битва за Шир и смерть Сарумана с вами не согласны.
раскрыть ветку (12)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Да там много, если покопаться. С тем же Фарамиром не очень понятно, за что его батя не любил, да и сам персонаж в фильме абсолютно ООСный.
раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

А режиссерской версии про нелюбовь к Фарамиру все есть. Фарамира кстати не только батя, но читатели с зрителями не любят (еще бы - при таком старшем братце)

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Мне нравится он.
раскрыть ветку (2)
18
Автор поста оценил этот комментарий

А Боромиру он нравится больше.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

да и Эовин, потом, оч понравился)))

16
Автор поста оценил этот комментарий
Том Бомбадил никак не влияет на сюжет. Это чисто лорный персонаж и его наличие или отсутствие ничего не даёт.
Шир с одной стороны важная часть истории, с другой на историю кольца тоже не влияет. Хронометраж увы не резиновый.
раскрыть ветку (1)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Именно. Фильм это история кольца. А вот книга это история про искренних и мирных созданий, которые способны на огромные подвиги, чтобы защитить то, что они любят:свой дом, свой жизненный уклад, своих близких. Совершенно другая история.
8
Автор поста оценил этот комментарий

Давайте поговорим о Господе нашем Радагасте!

1
Автор поста оценил этот комментарий

А это здесь причем? Лишние эпизоды убрали, но логика действий персонажей сохранена на 100%

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Серьезно? Логика персонажей абсолютно диснеевская, а не толкиновская.
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Серьёзно. Логика сохранена.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Это он наверное про новые фильмы. Это да, абсолютный диснеевский высер, который смотреть невозможно, имхо

1
Автор поста оценил этот комментарий

Батальон эльфов у Хельмовой Пади не смущает? Или линия Арвен?)) И да. Я согласен что ВК- идеал.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это не влияет на логичность сюжета.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку